Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.


- Пенза, 2011. № 24. - С. 800-806.

  1. Сычёва М.В. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс / М.В. Сычёва, Л.Д. Мали; под ред. М.С. Соловейчик. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. – 112 с.

  2. Сычёва М.В. Тесты по русскому языку для учащихся начальной школы / М.В. Сычёва // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 2. – С. 60-63.

  3. ТалызинаН.Ф.Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. М.,

2003.

  1. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном

процессе / Н.Ф. Талызина. – М., 1983.

  1. УшинскийК.Д.Сочинения / К.Д. Ушинский. Т. 1. М. Л., 1948-

1952.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования // М. Просвещение. 2010.

  1. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

  2. ФридманЛ.М.О психологии младшего школьника / Л.М. Фридман

// Начальная школа: плюс-минус. 2011. –№ 2. С. 3-10.

  1. Хлебников В.А. Концепция объективного оценивания учебных дос- тижений. / В.А. Хлебников, Ю.М. Нейман, B.C. Панфёров.// Развитие системы тестирования в России. М., 2002.

  2. ЧелышковаМ.Б.Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова. – М:, 2002.

  3. ЧипышеваЛ.Н.Феномен понятий «контроль» и «оценка» в условиях введения ФГОС второго поколения / Современная школа. – выпуск 2. – 2009. – С. 110-114.

  4. ШаталовA.A.Мониторинг и диагностика» качества образования /

A.A. Шаталов, В.В. Афанасьев, И.В. Афанасьева,
Е.А. Гвоздева, A.M. Пичугина.– М., 2008.

  1. ШигановаМ.А.Мониторинг качества учебных достижений по русскому языку в начальной школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. С.265-272

  2. ЭльконинД.Б.Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.

М., 1989.

  1. ЯкиманскаяИ.С.Развивающее обучение / И.С. Якиманская. М.,

2000.

Приложение 1



Характиристика методов диагностики
Методыдиагностики:

  • повседневноенаблюдениезаучебнойработойучащихся;

  • устныйопрос;

  • письменныйопрос;

  • самостоятельнаяработа;

  • контрольнаяработа;

  • компьютерное тестирование.

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. К. Ингенкамп назвал этот метод основным и неизменно важным [36, с. 75]. В учебнике по педагогике С.А. Смирнова [55, с. 198] отмечается, что этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя дети на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практиче- ских умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способно- сти, степень их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. В свою очередь накопление достаточного количества наблюдений позволяет учителю определять индивидуальные особенности учащихся, учитывать их в работе и, следовательно, более объективно подходить к проверке и оценке знаний.

Устный опрос, иными словами, «контроль за успеваемостью, исклю- чающий письменную фиксацию ответа» [36, с. 108]. Необходимо отметить, что устная форма проверки знаний имеет, более давнюю традицию, чем письменная. Как утверждал К. Ингенкамп, «она появилась в школах средне- вековья в форме диспута» [36,с. 107].

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем клас- сом (ответы с места) проводится в. основном на первых этапах обучения, ко- гда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка то-

го, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учеб- ного времени или других способов
учебной работы.

Устные: опросы, по мнению В.И. Звонникова и М.Б. Челышковой [34, с. 22], обладают рядом достоинств, поскольку легки в организационном пла- не, обеспечивают оперативную обратную связь, в процессе коррекции усвоения знаний учащимися; стимулируют обсуждения, в классе. Вслед за

В.И. Звонниковым и М.Б. Челышковой В .Г. Максимов считает, что

«достоинство опроса как средства диагностики связано с относительной простотой, доступностью применения...» [34; с. 79].

В свою очередь недостатки устных опросов, как отмечают многие авто- ры, значительно перевешивают достоинства. Экспериментальные исследования учёных за рубежом показывают, что недостатками устных опросов являются фрагментарность охвата учащихся, поскольку за урок учитель может опросить не более 4-5 человек, низкая эффективность в условиях массового обучения, субъективизм и несопоставимость результатов контроля.

Письменный опрос. Письменный опрос заключается в проведении раз- личных самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельнаяработа.Это небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений учащихся по небольшой (ещё не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей такой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель этого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом- продвижения школьников в« усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу
может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном

темпе. Предлагаются индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки ребёнка, воспитания уверенности в собственных силах. Целесообразно использовать и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Такой способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса позволяет оперативно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Чаще всего для таких работ учитель использует) индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы [73, с. 13].

Контрольнаяработа.Это весьма эффективный метод контроля усвоения учебного материала. Сущность его состоит в том, что после изучения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит письменные контрольные работы с целью проверки и оценки качества усвоения знаний учащимися. Письменные работы проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками, а также требующим умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи.

  • Преимущество письменного опроса, как считают многие исследователи, заключается в том, что он позволяет на одном уроке оценить знания всех учащихся. Вместе с тем исследования западных авторов свидетельствуют о том, что зачастую «традиционные письменные работы не отвечают требованиям качества, предъявляемым к измерениям в области общественных наук» [60, с. 113].

  • Нельзя не остановиться хотя бы в нескольких словах и на тесно связанной с диагностической концепцией и логикой книге В.П. Беспалько