Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей



Разлука с родителями, со сверстниками при госпитализации.

Возможные проблемы родителей:

Дефицит знаний о заболевании.

Неадекватная оценка состояния ребенка.

Необходимость длительного соблюдения режима диетического питания ребенка.

Изменение стереотипа и традиций питания в семье.

Сестринские вмешательства:

Информировать родителей и ребенка (если позволяет возраст) о причинах и факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения и возможных осложнениях.

Убедить родителей и ребенка (если позволяет возраст) в необходимости госпитализации в гастроэнтерологическое отделение стационара для проведения полного обследования и комплексного лечения.

Своевременно удовлетворять потребности больного ребенка. Создать в палате атмосферу психологического комфорта и поддерживать у ребенка положительные эмоции во время его пребывания в стационаре, познакомить его со сверстниками, имеющими положительный опыт лечения.

Вовлекать ребенка в планирование и реализацию сестринского ухода, поощрять его к самоуходу при проведении личной гигиены.

Заранее готовить ребенка к лабораторным и инструментальным методам обследования с помощью терапевтической игры, объяснять последовательность выполнения, терпеливо объяснять при этом непонятные слова и термины.

Осуществлять мониторинг состояния и жизненно важных функций (ЧДД, ЧСС, АД, длительность болевого синдрома, характер физиологических отправлений и т.д.).

Соблюдать тишину и охранительный режим, когда ребенок испытывает сильную боль, правильно проводить оценку боли.

Научить родителей в домашних условиях оказывать помощь при болевом синдроме, используя психологические приемы и медикаментозные способы.

Своевременно оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о нежелательных эффектах.

Обеспечить ребенка лечебным питанием, ознакомить ребенка и родителей с особенностями диеты № 5. Обучить родителей приготовлению диетических блюд в домашних условиях и правилам подбора продуктов. Научить ребенка есть неторопливо, тщательно пережевывая пищу, следить за тем, чтобы он не переедал.

Научить родителей правильному подбору трав для фитотерапии и приготовлению отваров.

Посоветовать родителям в домашних условиях продолжить курс лечения минеральными водами.

Порекомендовать родителям 1 раз в 7-10 дней проводить ребенку «слепые зондирования» (тюбажи по Демьянову) и обучить их технике проведения манипуляции.


Порекомендовать родителям при обострении заболевания обеспечить ребенку рациональный режим дня с пролонгированным сном, при бодрствовании – разнообразить досуг спокойными настольными играми, чтением интересных книг, прослушиванием музыки и другими любимыми занятиями.

Включить в режим дня занятия ЛФК, объяснить им, что исходные положения на левом боку и четвереньках облегчают отток желчи в 12-перстную кишку, а сочетание дыхательных упражнений с упражнениями для мышц брюшного пресса обеспечивают хороший дренаж желчевыводящих путей.

Обучить родителей правильно оценивать состояние ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от его физического и психического состояния, заботиться о поддержании положительного эмоционального тонуса.

Посоветовать родителям изменить негативные семейные традиции в отношении питания (не переедать, отказаться от жирной, солёной, острой пищи), соблюдать основные принципы лечебного питания.

Вовлекать всех членов семьи в поддержание здорового образа жизни, обеспечить ребенку рациональный режим дня, адекватную физическую активность.

Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром и гастроэнтерологом после выписки из стационара с целью контроля состояния, своевременного назначения и проведения противорецидивного лечения.
Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение хронического гастрита.

  2. Какова этиология и факторы риска возникновения хронического гастрита?

  3. Какие основные клинические проявления хронического гастрита?

  4. Какие основные клинические проявления хронического гастродуоденита?

  5. Какие основные методы диагностики хронических заболеваний желудка и 12-перстной кишки?

  6. Какие принципы лечения хронического гастрита и гастродуоденита?

  7. Какое диспансерное наблюдение проводится за детьми с хроническим гастритом, гастродуоденитом?

  8. Какая профилактика хронического гастрита, гастродуоденита?

  9. Дайте определение ДЖВП.

  10. каковы причины и факторы риска возникновения ДЖВП?

  11. Какие Вы знаете клинические формы ДЖВП?

  12. Какие существуют различия в клинических проявлениях этих форм?

  13. Какие существуют различия в лечении клинических форм ДЖВП?

  14. Какие диетические рекомендации Вы дадите пациентам с хроническим гастродуоденитом и ДЖВП?


Гельминтозы – глистные заболевания, вызываемые паразитическими червями (гельминтами), которые могут

паразитировать в различных отделах кишечника, мышцах, печени, легких, головном мозге. Всего зарегистрировано более 250 видов гельминтов, которые могут паразитировать в организме человека (на территории России обнаружено более 70 видов). В распространении гельминтозов основную роль играют низкая санитарно-бытовая культура, санитарное состояние местности и социально-экономические условия.

Выделяют три основных класса гельминтов:

Круглые черви (нематоды).

Ленточные черви (цестоды).

Сосальщики (трематоды).

У детей чаще встречаются заболевания, вызываемые круглыми червями – аскаридоз и энтеробиоз.

Аскаридоз – заболевание, вызываемое аскаридами. По данным ВОЗ в мире аскаридозом болеет более 1.000.000 человек. Чаще заболевание регистрируется среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Этиология.

Аскарида относится к классу круглых червей и является одним из наиболее крупных разнополых червей. Длина самки достигает от 25 до 40 см., конец тела прямой, заостренный. Самец длиной от 15 до 20 см, конец тела крючкообразно загнут на брюшную сторону, головной конец снабжен тремя выступающими губами, окружающими ротовое отверстие. Аскарида бледно-розовой окраски, веретенообразной формы. Гельминт паразитирует в тонком кишечнике, питается содержимым и поверхностными слоями слизистой оболочки кишечника. Самка в сутки откладывает в просвет кишечника до 245.000 яиц. С фекалиями яйца попадают во внешнюю среду, т.к. они нуждаются в дозревании, но без участия промежуточного хозяина.

Источник аскаридоза:

Больной человек, выделяющий яйца с фекалиями во внешнюю среду.

Факторы риска развития заболевания:

Плохо вымытые руки, овощи и фрукты

Предметы домашнего обихода и игрушки, загрязненные фекалиями.

Использование фекалий человека в качестве удобрений.

Сезонный фактор (летне-осенний период), особенно в сочетании с влажными климатическими условиями.

Цикл развития аскариды:


Механизм патологического процесса:

I период – миграция личинок и пребывание их в легких. В этом периоде происходит сенсибилизация организма продуктами обмена аскарид и распада погибших личинок. Аллергены аскарид являются самыми сильными из аллергенов паразитарного типа, вследствие этого в организме часто возникают аллергические проявления (сыпь, зуд кожи, эозинофильные инфильтраты в легких, печени, эозинофилия в крови). Возможна механическая травма легких и печени при разрыве капилляров личинками. В местах кровоизлияний могут образовываться воспалительные очаги.


II период –паразитирование аскарид в кишечнике. Происходит токсическое и механическое воздействие аскарид на организм. Аскариды выделяют продукт жизнедеятельности – аскарон, который наряду с аллергическим действием на организм оказывает токсическое влияние на ЦНС. Кроме этого, аскариды нарушают пищеварительную и секреторно-эвакуаторную функции кишечника, вызывая спастические явления со стороны желудочно-кишечного тракта, гиповитаминозы, нарушения обмена веществ. Аскариды часто мигрируют за пределы кишечника (в желчные пути, выводной проток поджелудочной железы, аппендикс). В кишечнике, сворачиваясь в клубок, могут закупоривать его просвет. Аскариды подавляют иммунологическую реактивность организма.

Клиническая картина зависит от цикла развития аскариды.

В I периоде миграции аскарид через легкие клинические симптомы возникают через 2-3 недели после заражения:

Симптомы интоксикации:

Недомогание,

Раздражительность,

Субфебрильная температура

Слабость,

Снижение аппетита,

Головокружение,

Беспокойный сон,

Головные боли

Изменения со стороны легких:

Боли в груди,

Кашель сухой или с мокротой, возможно окрашивание мокроты кровью

Аллергические проявления:

Сыпь типа крапивницы

Зуд кожи

Изменения в периферической крови: эозинофилия

Рентгенологические изменения в легких:

Инфильтративные тени, «летучие», нестойкие, исчезающие через 3-5 дней

Во II периоде паразитирования аскарид в кишечнике:

Диспепсические явления:

Понижение аппетита,

Тошнота, особенно натощак, рвота,

Слюнотечение,

Схваткообразные боли вокруг пупка,

Метеоризм,

Чередование запоров и поносов.

Симптомы интоксикации:

Недомогание,

Раздражительность,

Субфебрильная температура

Слабость,

Снижение аппетита,

Головокружение,

Беспокойный сон, скрежетание зубами во сне,

Головные боли

Осложнения чаще присоединяются во втором периоде:

Механическая кишечная непроходимость,

Приступ желчной колики,

Аппендицит.

Анемия в крови

Методы диагностики:

Анализ кала на яйца аскарид

Основные принципы лечения:

Лекарственные препараты:

В острой стадии антигистаминные: супрастин, тавегил, димедрол и т.д.


Антигельминтные: пирантел, вермокс

Симптоматические: поливитамины, ферментные препараты, при развитии анемии - препараты железа.

Контроль эффективности лечения проводится через 3 недели с 3-х кратным исследованием фекалий.

Строгое соблюдение личной гигиены ребенком и членами семьи.

Энтеробиоз – это заболевание, вызываемое острицами. Энтеробиоз встречается во всех климатических регионах. В России им поражено до 30.000.000 человек. Чаще болеют дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Этиология.

Острица принадлежит к классу мелких круглых червей. Они имеют величину до 10 мм, белесоватого цвета. На головном конце имеют присоску, с помощью которой гельминты фиксируются к слизистой оболочке кишечника и питаются его содержимым, задний конец заострен. Самец вскоре после оплодотворения самки погибает, а самка, в матке которой скапливается до 10.000-15.000 яиц, спускается в прямую кишку. Острицы паразитирую в нижнем отделе тонкого кишечника, в аппендиксе и в толстом кишечнике.

Источник энтеробиоза:

Больной человек, выделяющий яйца во внешнюю среду.

Факторы риска развития заболевания:

Плохо вымытые руки, овощи и фрукты

Предметы домашнего обихода и игрушки, на которые попали яйца остриц.

Постельное и нательное белье больного энтеробиозом.

Сезонный фактор (летне-осенний период), особенно в сочетании с влажными климатическими условиями.

Механизм патологического процесса:
Цикл развития острицы
Обитают:

Н ижний отдел тонкого кишечника и толстой кишки




З релые самки выползают через задний проход вызывая зуд
С амка откладывает до12000 яиц
Ч еловек расчёсывает кожу у анального отверстия
Я йца попадают под ногти рук
Н а бельё
И грушки
Посуда




Пища
Заносятся в рот и заглатывается