Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей


Санация очагов хронической инфекции.

Оберегать ребенка от физических и эмоциональных перегрузок.

Вторичная профилактика:

Диспансерное наблюдение.

Проведение противорецидивного лечения.

Санация очагов хронической инфекции.

Сестринский процесс при хроническом гастрите, гастродуодените.

Возможные проблемы пациента:

Боли в животе различной интенсивности

Диспепсические расстройства

Нарушение питания

Нарушение сна

Нарушение физиологических отправлений (поносы, метеоризм, запоры)

Снижение устойчивости к психическим и физическим нагрузкам

Беспокойство, чувство тревоги, связанные с недостаточной информацией о заболевании, с незнакомой окружающей обстановкой при госпитализации.

Страх перед обследованием.

Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания.

Возможные проблемы родителей:

Дезадаптация и изменение стереотипа жизни семьи в связи с заболеванием ребенка.

Дефицит знаний о заболевании и уходе.

Необходимость изменения традиций семейного питания и организации диетического питания в домашних условиях.

Неадекватная оценка состояния ребенка.

Изменение внутрисемейных отношений.

Сестринские вмешательства:

Информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о причинах и факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения и возможных осложнениях.

При обострении заболевания содействовать госпитализации ребенка в гастроэнтерологическое отделение стационара.

Создать атмосферу психологического комфорта и поддерживать у ребенка положительные эмоции во время его пребывания в стационаре.

Вовлекать ребенка в планирование и реализацию сестринского ухода, поощрять его к самоуходу при проведении личной гигиены.

Осуществлять мониторинг жизненно важных функций (ЧДД, ЧСС, АД, длительность болевого синдрома, характер рвоты, физиологических отправлений и т.д.).

Соблюдать тишину и охранительный режим, когда ребенок испытывает сильную боль, правильно проводить оценку боли.


Научить родителей в домашних условиях оказывать помощь при болевом синдроме, используя психологические приемы и медикаментозные способы (растворимые и неабсорбируемые антациды). Предупредить родителей, что длительный их прием и большие дозы антацидных препаратов могут вызвать осложнение – молочно-щелочной синдром.

Своевременно оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о нежелательных эффектах. Соблюдать правила применения лекарственных средств, раздражающих слизистую оболочку желудка.

Научить родителей оказывать помощь при рвоте.

Заранее готовить ребенка с помощью терапевтической игры к манипуляциям и диагностическим методам обследования, терпеливо объяснять при этом непонятные слова и термины.

Обеспечить ребенка лечебным питанием, ознакомить ребенка и родителей с особенностями диеты № 1а, 1б, 1.

Научить родителей правильному подбору трав для фитотерапии и приготовлению отваров.

Порекомендовать родителям при обострении заболевания обеспечить ребенку рациональный режим дня с пролонгированным сном, при бодрствовании – разнообразить досуг спокойными настольными играми, чтением интересных книг, прослушиванием музыки и другими любимыми занятиями.

Включить в режим дня занятия ЛФК. В начале заболевания 12-15 минут в медленном темпе, используя простые упражнения для мелких и средних мышечных групп, с небольшим количеством повторений. Затем подключить упражнения для крупных мышц, но исключить упражнения для мышц брюшного пресса. При улучшении состояния и переводе ребенка на общий режим увеличить продолжительность занятий до 20 минут, ввести дыхательные, общеразвивающие упражнения на все группы мышц, из различных исходных положений, включить упражнения для мышц брюшного пресса с последующим расслаблением. Сочетать занятия ЛФК со спокойными играми, позволяющими восстановить нормальную адаптацию ребенка к физической нагрузке.

Обучить родителей правильно оценивать состояние ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от его физического и психического состояния, заботиться о поддержании положительного эмоционального тонуса.

Посоветовать родителям изменить негативные семейные традиции в отношении питания (не переедать, отказаться от жирной, солёной, острой пищи), соблюдать основные принципы лечебного питания.

Вовлекать всех членов семьи в поддержание здорового образа жизни, обеспечить ребенку рациональный режим дня, адекватную физическую активность.



Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром и гастроэнтерологом после выписки из стационара с целью контроля состояния, своевременного назначения и проведения противорецидивного лечения.

2. Дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП)это заболевание, характеризующееся нарушением тонуса и моторики желчного пузыря и протоков, приводящими к нарушению оттока желчи из печени в 12-перстную кишку. Среди всех хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей ДЖВП составляет 80%. ДЖВП, в основном, возникают в дошкольном и младшем школьном возрасте, у девочек встречаются в 2 раза чаще.

Причины и факторы риска развития заболевания:

Наследственная предрасположенность

Длительное нарушение ритма питания (длительные интервалы между приемами пищи).

Раннее введение в пищевой рацион жирной и острой пищи.

Переедание.

Пороки развития желчевыделительной системы.

ОКИ (особенно сальмонеллёз, дизентерия, вирусный гепатит), паразитарные заболевания.

Пищевая аллергия.

Хронические очаги инфекции.

Нервные перенапряжения, стрессовые ситуации.

Гипокинезия.

Заболевания желудка и 12-перстной кишки.

Клиническая картина.

Выделяют две основные формы ДЖВП, определяющих клиническую картину заболевания и тактику лечения: гипотоничекую и гипертоническую дискинезии.

Основные клинические проявления ДЖВП.


Признаки



Гипотоническая


Гипертоническая


Характеристика нарушений


Тонус и двигательная активность желчного пузыря и протоков понижены.



Тонус и двигательная активность желчного пузыря и протоков повышены.


Боли в правом подреберье или около пупка




Постоянные, ноющие, тупые, чувство распирания.


Приступообразные, кратковременные, колющего или режущего характера.



Другие симптомы


Общая слабость, быстрая утомляемость, головные боли, отвращение к жирной пище, отрыжка воздухом, тошнота, запоры.



Тошнота, горечь во рту, отрыжка, снижение аппетита, метеоризм, расстройство стула (послабление).


Вегетативные симптомы


Повышенная утомляемость, раздражительность, плаксивость, потливость, головная боль.



Повышенная утомляемость, раздражительность, плаксивость, потливость, головная боль.



Данные пальпации


Болезненность в области желчного пузыря, большой атоничный желчный пузырь.



Болезненность в области желчного пузыря.


Осложнения:

Холецистит, ЖКБ
Методы диагностики:


Вид обследования



Гипотоническая


Гипертоническая


Холецистография


Увеличение в размерах желчного пузыря с нормальным или замедленным его опорожнением.



Уменьшение размеров желчного пузыря с ускоренным его опорожнением.


УЗИ


Увеличение в размерах желчного пузыря.



Уменьшение размеров желчного пузыря, холестаз.


Дуоденальное зондирование


Увеличение порции «В» при нормальной скорости оттока или уменьшение порции «В» при уменьшении скорости оттока.



Уменьшение порции «В» при увеличенной скорости оттока.


Биохимическое исследование желчи


Повышенная концентрация билирубина, холестерина, желчных кислот и холевой кислоты.


Снижение уровня билирубина, холестерина, желчных кислот, холевой кислоты и липопротеидного комплекса.


Прогноз.

При своевременной коррекции питания и образа жизни прогноз благоприятный.

Основные принципы лечения ДЖВП:

Тактика лечения зависит от формы дискинезии, поэтому на первом этапе желательно полное обследование и лечение ребенка в стационаре.

Постельный режим при выраженном болевом синдроме, т.к. в горизонтальном положении улучшаются микроциркуляция органов пищеварения и отток желчи.

Диетотерапия: диета №5 (ограничение механических и химических раздражителей, тугоплавких жиров, обогащение желчегонными продуктами, содержащими растительную клетчатку). Прием пищи дробный от 4 до 6 раз в сутки (для предотвращения длительного застоя желчи в желчном пузыре), пища принимается в теплом виде. При гипертонической форме в рационе ограничить количество жира, при гипотонической – увеличить количество белка, ввести соки с мякотью, фрукты, ягоды. Увеличить объем вводимой жидкости в виде минеральной воды, разведенных соков, компотов, отвара шиповника.

Лекарственные препараты:

При гипертонической форме: спазмолитики (но-шпа, папаверин), желчегонные (аллохол, холензим, холосас, фламин), седативные (бромиды, валериана, пустырник).


При гипотонической форме: желчегонные (сорбит, ксилит, сульфат магния), тонизирующие (элеутерококк, женьшень).

Фитотерапия. При гипертонической дискинезии в сбор входят зверобой, ромашка, горец змеиный; при гипотонической – мята перечная, лимонник китайский, бессмертник, тысячелистник, аир болотный, трифоль.

Курсы лечения минеральной водой. При гипертонической дискинезии рекомендуется вода низкой минерализации (Ессентуки №4, 20, Нарзан) в теплом виде небольшими порциями, при гипотонической – вода высокой минерализации (Ессентуки №17, Арзни) комнатной температуры, с газами.

Физиотерапия: парафиновые аппликации, электрофорез и т.д.

ЛФК.

Проведение тюбажей по Демьянову 1 раз в 7-10 дней с сульфатными водами.

Санаторно-курортное лечение на климатобальнеологических курортах (Ессентуки, Железноводск, Боржоми, Пятигорск, Нальчик, Ижевск) вне обострения.

Профилактика.

Соблюдать режим питания, не переедать.

Не злоупотреблять жирной и острой пищей.

Избегать физических перенапряжений, стрессовых ситуаций.

Соблюдать противоэпидемические мероприятия при угрозе возникновения кишечных инфекций.

Своевременно санировать очаги хронической инфекции.

Вести активный образ жизни.

Диспансерное наблюдение осуществляется участковым педиатром и гастроэнтерологом.

После выписки из стационара в течение первого полугодия педиатр осматривает ребенка ежемесячно, затем в течение 2-3 лет – ежеквартально, в дальнейшем 2 раза в год. Ребенка осматривают отоларинголог и стоматолог 2 раза в год, проводится своевременная санация очагов хронической инфекции. Кал на копрограмму, яйца глистов проводятся перед каждым осмотром врача, другие обследования – по показаниям. Весной и осенью проводится противорецидивное лечение в течение 1-2 недель (фитотерапия, витамины, седативные препараты, минеральные воды, физиотерапия). Занятия физкультурой в специальной группе или ЛФК.
Сестринский процесс при ДЖВП.
Возможные проблемы пациента:

Нарушение питания.

Болевой синдром, связанный с усиленной перистальтикой и спазмами желчного пузыря и протоков.

Нарушение сна из-за болей.

Снижение аппетита.

Диспепсические расстройства.

Беспокойство, чувство тревоги, связанные с заболеванием и недостаточной информацией, с незнакомой окружающей обстановкой при госпитализации.

Страх перед манипуляциями.

Снижение познавательной активности.