Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей



Сестринский процесс при остром воспалении верхних дыхательных путей.
Возможные проблемы пациента:

  • Нарушение дыхания.

  • Нарушение питания.

  • Нарушение терморегуляции.

  • Резкая, нестерпимая боль в ухе.

  • Нарушение формулы сна.

  • Нарушение сосания, глотания.

  • Дискомфорт, связанный с заболеванием.

  • Риск развития осложнений.

  • Страх перед манипуляциями, процедурами и т.д.

  • Нарушение аппетита.

  • Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания.

  • Тяжелая реакция на госпитализацию.

  • Угроза для жизни.

  • Дефицит жидкости из-за лихорадки и гипервентиляции легких.

  • Дефицит самоухода.

  • Нарушение познавательной деятельности и игровой активности.

Возможные проблемы родителей:

  • Дефицит знаний о заболевании, его причинах и клинических проявлениях, особенностях ухода за ребенком.

  • Недостаточное внимание ребенку.

  • Дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков.

  • Неадекватная оценка состояния ребенка.

  • Страх за ребенка, чувство тревоги за исход заболевания.

  • Психоэмоциональное напряжение.

Сестринские вмешательства:

  1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах развития заболевания, особенностях его течения, профилактике и методах лечения, возможных осложнениях.

  2. При необходимости стационарного лечения убедить родителей в необходимости госпитализации ребенка для оказания неотложной и квалифицированной медицинской помощи, для обеспечения благополучного исхода заболевания. Оказать помощь при госпитализации ребенка.

  3. Создать для ребенка обстановку психологического комфорта, взаимного доверия, избегать громких звуков, яркого света, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком.

  4. При бронхите – создать оптимальный микроклимат в помещении, проветривать в любое время года до 5-6 раз в сутки, увлажнять воздух, поддерживать То воздуха в пределах 18-20оС, для новорожденных – 23-24оС.

  5. На период лихорадки обеспечить ребенку постельный режим, возвышенное положение в постели. Грудного ребенка чаще брать на руки, менять положение в постели, поворачивать с одного бока на другой для предупреждения застойных явлений в легких и пневмонии.

  6. Уметь оказать неотложную помощь при крупе, лихорадке.

  7. Обучить родителей технике закапывания капель в нос, в ухо, постановке согревающего компресса, методам увлажнения воздуха в помещении, приемам постурального дренажа, вибрационного массажа (для улучшения отхождения мокроты и восстановления функции дыхательных путей).

  8. Рекомендовать родителям перед каждым кормлением проводить санацию носа (отсосать слизь, промыть носовые ходы, закапать капли).

  9. Во время кормления держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями, в жидком или полужидком виде.

  10. Обеспечить ребенка легко усвояемой пищей и достаточным витаминизированным теплым питьем.

  11. Строго выполнять назначения врача и оценивать эффективность проводимой терапии. По показаниям проводить оксигенотерапию.

  12. После курса антибиотиков включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

  13. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком, корректировать его поведение, отвлекать чтением книг, спокойными играми.

  14. Постоянно осуществлять мониторинг жизненно важных функций и медицинское документирование сестринского процесса: контроль ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов, характер кашля, дыхания и т.д.

  15. Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры.

  16. Оказывать психологическую поддержку родителям на всех стадиях заболевания и предоставлять им интересующую информацию.

  17. Проводить профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, массаж рефлексогенных зон, ЛФК, физиотерапию, санацию очагов хронической инфекции).

  18. При повторных заболеваниях рекомендовать динамическое наблюдение врача-педиатра, отоларинголога – при отите, пульмонолога – при затяжном и рецидивирующем бронхите.





  1. Острая пневмония

острый воспалительный процесс в паренхиме легких, характеризующийся признаками интоксикации, дыхательной недостаточностью, локальными изменениями и характерными рентгенологическими параметрами.

Классификация пневмонии

Бронхопневмония в зависимости от объема поражения может быть:

  • Очаговая

  • Сегментарная

  • Долевая

  • Интерстициальная

Клинические проявления

  • лихорадка

  • интоксикация

  • признаки дыхательной недостаточности

  • стойкие локальные изменения в легких

  • инфильтративные тени при рентгенографии

  • изменения периферической крови

Лечение:

Госпитализируются дети до 1 года и среднетяжелые, тяжелыми формы пневмонии

  • этиотропная терапия (антибиотики, противовирусные препараты и т.д.)

  • дезинтоксикационная терапия,

  • жаропонижающие средства

  • оксигенотерапия,

  • симптоматическая и посиндромная терапия

  • отхаркивающие средства, муколитики

  • физиотерапевтическая терапия

  • массаж (дренажный)

Сестринский процесс

  • боксы, палаты одновременного заболевания

  • влажная уборка помещения(3 и более), проветривание

  • на период лихорадки – постельный режим, химически, механически щадящая диета

  • пребывание на свежем воздухе

  • диета соответственно возрасту, дополнительное введение жидкости

  • уход за кожей ребенка (менять белье, следить за слизистыми)

  • поднять головной конец кровати на 30 о

  • поворачивать в кровати, не пеленать туго, брать на руки


Контрольные вопросы:

  1. Что такое острый ринит?

  2. Что такое острый отит?

  3. Каковы причины возникновения острого ринита и острого отита?

  4. Какие клинические проявления острого ринита?

  5. Какие клинические проявления острого отита?

  6. Какие принципы лечения острого ринита и острого отита?

  7. Что такое острый ларинготрахеит?

  8. Каковы причины возникновения острого ларинготрахеита?

  9. Какие клинические признаки различных степеней стеноза?

  10. Какие основные принципы оказания неотложной помощи при стенозе и лечения ларинготрахеита?

  11. Что такое острый бронхит?

  12. Какие клинические проявления острого бронхита?

  13. Что такое бронхиальная обструкция?

  14. Какие принципы лечения острого бронхита?

  15. Какие клинические проявления острой пневмонии?

  16. Назовите принципы сестринского ухода при пневмониях.



Лекция №8


Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.



Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.
Уровни усвоения:

Представления:

  1. Механизмы нарушения внутрисердечной гемодинамики при ВПС.

  2. Роль медицинской сестры в ранней диагностике ВПС.

  3. Роль медицинской сестры на этапах сестринского процесса при организации ухода за пациентами.

  4. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий.

  5. Роль медицинской сестры в подготовке пациента к лабораторно-инструментальным методам исследования.

  6. Роль медицинской сестры в организации диспансерного наблюдения.

Знания:

  1. Анатомию и физиологию органов кровообращения и АФО у детей.

  2. Факторы риска и причины развития ВПС, ревматизма.

  3. Признаки ВПС у новорожденного ребенка.

  4. Фазы в течение порока и их характеристику.

  5. Клинические проявления, проблемы пациентов, современные методы диагностики.

  6. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

  7. Принципы диспансеризации детей с заболеваниями органов кровообращения

  8. Профилактику ВПС и ревматизма.


План лекции:


  1. Определение. Причины ВПС. Классификация ВПС.

  2. Фазы течения ВПС и клинические проявления.

  3. Современные методы диагностики ВПС.

  4. Принципы лечения.

  5. Сестринский процесс при ВПС.

  6. Ревматизм, понятие, клинические проявление, лечение

1. Врожденные пороки сердца.

Врожденные пороки сердца (ВПС) - это аномалии развития сердца и магистральных сосудов, возникшие на 2 – 8 неделе беременности в результате нарушения процессов эмбриогенеза или перенесенного в период внутриутробного развития эндокардита.

Причины

  • вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, ветряная оспа, паротитная инфекция, грипп и др.)

  • токсоплазмоз беременных

  • ионизирующая радиация

  • воздействие на беременную женщину токсических и химических веществ

  • применение тератогенных (повреждающих клетки зародыша лекарственных средств)

  • беременность в возрасте старше 35

  • наследственная предрасположенность


КЛАССИФИКАЦИЯ:

НАРУШЕНИЕ ГЕМОДИНАМИКИ

БЕЗ ЦИАНОЗА

С ЦИАНОЗОМ

1. С обогащением малого круга кровообращения

ОАП (открытый артериальный проток), ДМПП( дефект межпредсердной перегородки),

ДМЖП (дефект межжелудочковой перегородки)




2. С обеднением малого круга кровообращения

Изолированный стеноз легочной артерии

Болезнь Фалло

3. С обеднением большого круга кровообращения

Коарктация

аорты







  1. Течение болезни

Выделяют три фазы:

  • Первая фаза (первичной адаптации) характеризуется приспособлением организма к нарушениям гемодинамики.

  • Вторая фаза (относительной компенсации)

В этот период значительно улучшается состояние ребенка, его физическое развитие и двигательная активность.

  • Третья фаза (терминальная)

Она наступает, когда компенсаторные возможности исчерпаны и дегенеративные изменения в сердечной мышце. Эта фаза болезни неизбежно заканчивается смертью больного.
Общие диагностические критерии:

  • отставание в физическом развитии

  • одышка

  • бледность или цианоз

  • деформация грудной клетки

  • деформация ногтевых фаланг

  • расширение границ сердца

  • шум над областью сердца

  • склонность к респираторным инфекциям и затяжным пневмониям.

3. ДИАГНОСТИКА ВПС

инструментальных методах исследования

а) ЭКГ (электрокардиография)

б) ФКГ (фонокардиография)

в) рентгенограмма органов грудной клетки

г) ангиографии

д) зондирование

е) ультразвуковое исследование

4. Лечение

Единственным средством лечения является хирургическая операция. Оперативное лечение подразделяется на радикальное и паллиативное.

Наиболее благоприятный срок вторая фаза течения (3 – 12 лет)

Консервативная терапия ВПС предусматривает:

  • неотложную помощь при сердечной недостаточности и гипоксемических кризах

  • поддерживающее лечение

  • профилактику тромбозов

  • лечение анемий

5. Сестринский процесс при ВПС