Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Организация формирующего оценивания в начальной школе».
Глава 1. Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
Сущность педагогической оценки и отметки.
Современные подходы к системе оценивания учебных достижений младших школьников
Сущность формирующего оценивания Методики и приемы организации формирующего оценивания
Методики и приемы проведения формирующего оценивания в начальной школе
Пооперационный контроль как условие организации формирующего оценивания
Описание исследовательской работы по организации формирующего оценивания в начальной школе
умения, операции (приложение №2). На этапе проверки с эталоном, учащиеся выявляли «ошибкоопасные» места и фиксировали своё затруднение. Дальше организовывалась работа по отработке данного умения. В итоге изучения темы проводилась контрольная работа для проверки качества усвоения знаний учащихся, результаты которой отражены в таблице
№ 6.
Таблица № 6.Результатыконтрольнойработыпо теме
«Сложениеивычитаниемногозначныхчисел».
В конце последнего этапа было проведено сравнение результатов контрольных работ изученных тем для того, чтобы установить влияние пооперационного контроля на качество усвоения знаний учащихся, а значит и влияние формирующего оценивания в целом. (Таблица № 7).
Таблица№7.
Сравнивая результаты контрольных работ по всем изученным темам, видно:
«3» значительно меньше, если тема изучалась с внедрением пооперационного контроля;
Результаты качества усвоения знаний по изученным темам отражены в диаграмме №2.
Диаграмма№2.
Сравнительный анализ показал, что темы, которые изучались с включением пооперационного контроля детьми усвоены лучше, так как качество знаний выше. Соответственно можно сделать вывод о том, что включение пооперационного контроля влияет на качество усвоения знаний учащихся. А значит, наша гипотеза подтвердилась.
В начале XXI в. проблемой формирующего оценивания заинтересовались не только зарубежные исследователи (P. Black, D. Wiliam, Harlen, James, L. Shepard и др.), но и отечественные педагоги (М. А. Пинская, И. С. Фишман, Г. Б. Голуб и др.).
Формирующее оценивание в рамках ФГОС НОО рассматривается как внутреннее оценивание, так как оно целенаправленно формирует предметные, метапредметные и личностные результаты на разных этапах процесса обучения, делая учебные достижения учащихся открытыми.
В педагогической литературе под формирующим оцениванием понимается умение ученика оценить личностные достижения, умение
одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе.
Изучив научную литературу, можно выделить основные черты формирующего оценивания: оно ориентировано на конкретного ученика, проводится на протяжении всего процесса обучения, критерии оценивания разрабатываются на основе поставленных учебных целей, результаты сравниваются с предыдущими результатами данного ученика, а не с результатами одноклассников, требует активного участия учащихся, оценивание проводят сами учащиеся, развивает навыки самооценивания, помогает выявить пробелы в освоении образовательной программы учащимися и
находить пути их устранения.
Формирующее оценивание эффективно повышает образовательные достижения каждого ученика, сокращает разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении. Поэтому мы рекомендуем учителю активно использовать в образовательном процессе в начальной школе приемы и методики формирующего оценивания.
Пооперационный контроль занимает центральное место на начальном этапе обучения по формированию контрольно-оценочной деятельности. Так как в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.
Пооперационный контроль выполняет функцию обратной связи, помогает выявлять полноту, правильность и последовательность произведенных действий, а также способствует повышению мотивации учащихся. А значит, влияет и на качество получаемых знаний учащихся.
Выдвинутая нами гипотеза о влиянии пооперационного контроля на качество усвоения знаний учащихся начальных классов подтвердилась в ходе проведения опытно-исследовательской работы. Включение пооперационного контроля в учебный процесс на уроках-рефлексии показал положительную
динамику при усвоении учебного материала младшими школьниками по математике.
Соответственно, в школьной практике необходимо уделять достаточное количество времени на уроке формированию контрольно- оценочной деятельности, пооперационному контролю. Работа должна
проводится систематически и поэтапно. Только в этом случае, учитель сможет достичь высоких результатов в обучении школьников.
Нами был разработан дидактический материал для организации пооперационного контроля на уроках математики, который может быть использован учителями при организации формирующего оценивания на уроках математики в начальной школе (приложение №1, № 3).
№ 6.
Таблица № 6.Результатыконтрольнойработыпо теме
«Сложениеивычитаниемногозначныхчисел».
Отметка | Количество человек | % |
«2» | 0 | 0 % |
«3» | 4 | 16 % |
«4» | 12 | 48 % |
«5» | 9 | 36 % |
среднийбалл | 4.2 |
В конце последнего этапа было проведено сравнение результатов контрольных работ изученных тем для того, чтобы установить влияние пооперационного контроля на качество усвоения знаний учащихся, а значит и влияние формирующего оценивания в целом. (Таблица № 7).
Таблица№7.
отметка | «Внетабличное умножение и деление» | «Нумерация многозначных чисел» | «Сложение и вычитание многозначных чисел» | |||
кол-во чел. | % | кол-во чел. | % | кол-во чел. | % | |
«2» | 0 | 0 % | 0 | 0 % | 0 | 0 % |
«3» | 4 | 16 % | 11 | 44 % | 4 | 16 % |
«4» | 14 | 56 % | 9 | 36 % | 12 | 48 % |
«5» | 7 | 28 % | 5 | 20 % | 9 | 36 % |
Средний балл | 4.12 | 3.76 | 4.2 |
Сравнивая результаты контрольных работ по всем изученным темам, видно:
-
что количество учащихся, которые написали контрольную работу на
«3» значительно меньше, если тема изучалась с внедрением пооперационного контроля;
-
что количество учащихся успешно справившихся с контрольной работой (на «4» и «5») больше, если тема изучалась с внедрением пооперационного контроля.
Результаты качества усвоения знаний по изученным темам отражены в диаграмме №2.
Диаграмма№2.
Сравнительный анализ показал, что темы, которые изучались с включением пооперационного контроля детьми усвоены лучше, так как качество знаний выше. Соответственно можно сделать вывод о том, что включение пооперационного контроля влияет на качество усвоения знаний учащихся. А значит, наша гипотеза подтвердилась.
Выводы
В начале XXI в. проблемой формирующего оценивания заинтересовались не только зарубежные исследователи (P. Black, D. Wiliam, Harlen, James, L. Shepard и др.), но и отечественные педагоги (М. А. Пинская, И. С. Фишман, Г. Б. Голуб и др.).
Формирующее оценивание в рамках ФГОС НОО рассматривается как внутреннее оценивание, так как оно целенаправленно формирует предметные, метапредметные и личностные результаты на разных этапах процесса обучения, делая учебные достижения учащихся открытыми.
В педагогической литературе под формирующим оцениванием понимается умение ученика оценить личностные достижения, умение
одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе.
Изучив научную литературу, можно выделить основные черты формирующего оценивания: оно ориентировано на конкретного ученика, проводится на протяжении всего процесса обучения, критерии оценивания разрабатываются на основе поставленных учебных целей, результаты сравниваются с предыдущими результатами данного ученика, а не с результатами одноклассников, требует активного участия учащихся, оценивание проводят сами учащиеся, развивает навыки самооценивания, помогает выявить пробелы в освоении образовательной программы учащимися и
находить пути их устранения.
Формирующее оценивание эффективно повышает образовательные достижения каждого ученика, сокращает разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении. Поэтому мы рекомендуем учителю активно использовать в образовательном процессе в начальной школе приемы и методики формирующего оценивания.
Пооперационный контроль занимает центральное место на начальном этапе обучения по формированию контрольно-оценочной деятельности. Так как в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.
Пооперационный контроль выполняет функцию обратной связи, помогает выявлять полноту, правильность и последовательность произведенных действий, а также способствует повышению мотивации учащихся. А значит, влияет и на качество получаемых знаний учащихся.
Выдвинутая нами гипотеза о влиянии пооперационного контроля на качество усвоения знаний учащихся начальных классов подтвердилась в ходе проведения опытно-исследовательской работы. Включение пооперационного контроля в учебный процесс на уроках-рефлексии показал положительную
динамику при усвоении учебного материала младшими школьниками по математике.
Соответственно, в школьной практике необходимо уделять достаточное количество времени на уроке формированию контрольно- оценочной деятельности, пооперационному контролю. Работа должна
проводится систематически и поэтапно. Только в этом случае, учитель сможет достичь высоких результатов в обучении школьников.
Нами был разработан дидактический материал для организации пооперационного контроля на уроках математики, который может быть использован учителями при организации формирующего оценивания на уроках математики в начальной школе (приложение №1, № 3).