Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
умения, операции (приложение №2). На этапе проверки с эталоном, учащиеся выявляли «ошибкоопасные» места и фиксировали своё затруднение. Дальше организовывалась работа по отработке данного умения. В итоге изучения темы проводилась контрольная работа для проверки качества усвоения знаний учащихся, результаты которой отражены в таблице

6.

Таблица № 6.Результатыконтрольнойработыпо теме

«Сложениеивычитаниемногозначныхчисел».


Отметка

Количество человек

%

«2»

0

0 %

«3»

4

16 %

«4»

12

48 %

«5»

9

36 %

среднийбалл

4.2

В конце последнего этапа было проведено сравнение результатов контрольных работ изученных тем для того, чтобы установить влияние пооперационного контроля на качество усвоения знаний учащихся, а значит и влияние формирующего оценивания в целом. (Таблица № 7).

Таблица7.



отметка

«Внетабличное умножение и деление»

«Нумерация многозначных чисел»

«Сложение и вычитание многозначных

чисел»

кол-во

чел.

%

кол-во

чел.

%

кол-во

чел.

%

«2»

0

0 %

0

0 %

0

0 %

«3»

4

16 %

11

44 %

4

16 %

«4»

14

56 %

9

36 %

12

48 %

«5»

7

28 %

5

20 %

9

36 %

Средний

балл

4.12

3.76

4.2



Сравнивая результаты контрольных работ по всем изученным темам, видно:

  1. что количество учащихся, которые написали контрольную работу на

«3» значительно меньше, если тема изучалась с внедрением пооперационного контроля;

  1. что количество учащихся успешно справившихся с контрольной работой (на «4» и «5») больше, если тема изучалась с внедрением пооперационного контроля.

Результаты качества усвоения знаний по изученным темам отражены в диаграмме №2.

Диаграмма2.



Сравнительный анализ показал, что темы, которые изучались с включением пооперационного контроля детьми усвоены лучше, так как качество знаний выше. Соответственно можно сделать вывод о том, что включение пооперационного контроля влияет на качество усвоения знаний учащихся. А значит, наша гипотеза подтвердилась.


Выводы




В начале XXI в. проблемой формирующего оценивания заинтересовались не только зарубежные исследователи (P. Black, D. Wiliam, Harlen, James, L. Shepard и др.), но и отечественные педагоги (М. А. Пинская, И. С. Фишман, Г. Б. Голуб и др.).

Формирующее оценивание в рамках ФГОС НОО рассматривается как внутреннее оценивание, так как оно целенаправленно формирует предметные, метапредметные и личностные результаты на разных этапах процесса обучения, делая учебные достижения учащихся открытыми.

В педагогической литературе под формирующим оцениванием понимается умение ученика оценить личностные достижения, умение

одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе.

Изучив научную литературу, можно выделить основные черты формирующего оценивания: оно ориентировано на конкретного ученика, проводится на протяжении всего процесса обучения, критерии оценивания разрабатываются на основе поставленных учебных целей, результаты сравниваются с предыдущими результатами данного ученика, а не с результатами одноклассников, требует активного участия учащихся, оценивание проводят сами учащиеся, развивает навыки самооценивания, помогает выявить пробелы в освоении образовательной программы учащимися и
находить пути их устранения.

Формирующее оценивание эффективно повышает образовательные достижения каждого ученика, сокращает разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении. Поэтому мы рекомендуем учителю активно использовать в образовательном процессе в начальной школе приемы и методики формирующего оценивания.

Пооперационный контроль занимает центральное место на начальном этапе обучения по формированию контрольно-оценочной деятельности. Так как в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.

Пооперационный контроль выполняет функцию обратной связи, помогает выявлять полноту, правильность и последовательность произведенных действий, а также способствует повышению мотивации учащихся. А значит, влияет и на качество получаемых знаний учащихся.

Выдвинутая нами гипотеза о влиянии пооперационного контроля на качество усвоения знаний учащихся начальных классов подтвердилась в ходе проведения опытно-исследовательской работы. Включение пооперационного контроля в учебный процесс на уроках-рефлексии показал положительную

динамику при усвоении учебного материала младшими школьниками по математике.

Соответственно, в школьной практике необходимо уделять достаточное количество времени на уроке формированию контрольно- оценочной деятельности, пооперационному контролю. Работа должна
проводится систематически и поэтапно. Только в этом случае, учитель сможет достичь высоких результатов в обучении школьников.

Нами был разработан дидактический материал для организации пооперационного контроля на уроках математики, который может быть использован учителями при организации формирующего оценивания на уроках математики в начальной школе (приложение №1, 3).