Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 621
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА
ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ
ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ
ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)
ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ
ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
Социальная медицина – наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения. Социальная медицина изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.
Цель медико-социальной работы: сохранение и защита общественного здоровья, социальная защита больных людей и членов их семей.
Задачи медико-социальной работы:
-
Изучение критериев здоровья различных групп населения; -
Изучение факторов, определяющих здоровье населения; -
Определение социальных мер для укрепления общественного здоровья; -
Разработка и реализация медико-социальных программ, направленных на укрепление общественного здоровья. -
Разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации больных и инвалидов.
Предметом социальной медицины является общественное здоровье. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Современной социальной медицине предшествовали социальная гигиена, медицинская социология, профилактическая медицина, общественное здравоохранение.
Общественное здоровье имеет своих субъектов, т.е. «носителей» – конкретных живых людей со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, жизненной ценностно-смысловой ориентацией. Поэтому социальный работник (медик) занимаясь здоровьем человека, активно «вмешивается» в его дела, становится партнером своего пациента. Он отвечает не только за здоровье, но и за социальное благополучие своих подопечных. Общественные последствия любого заболевания тоже являются сферой приложения сил социального работника.
Объектом изучения в социальной медицине являются факторы, определяющие здоровье общества в целом и конкретного человека, а также социально дезадаптированные люди, как правило, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.
Клиентами социального работника чаще всего являются инвалиды, длительно и часто болеющие и престарелые люди, которые, кроме социальных, нуждаются и в медицинских услугах. Социальные услуги отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Клиентам социальных работников необходима социально-медицинская помощь.
Социальная медицина находится на стыке различных наук – медицины, социологии, гигиены, естествознания, экологии, психологии и др. Социальная медицина непосредственно связана с социальными процессами в обществе. Она изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках. Изучая влияние социальных и условий на здоровье населения, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния условий и факторов на здоровье людей, т.е. на научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения.
Перестройка здравоохранения при переходе к рыночным отношениям ставит новые задачи:
-
Изучать новый хозяйственный механизм развития страны; -
Знать особенности организации здравоохранения, методы планирования и прогнозирования.
Социальная медицина и клиническая медицина:
взаимосвязь и взаимоотношения
Как социальная, так и клиническая медицина имеют дело со здоровьем людей и их болезнями, решают одни и те же задачи. В этом их общее. Но подходы к этим задачам и способы их решения различны. Клиническая медицина руководствуется проявлениями болезни (симптомами, синдромами болезни). Когда же дело касается психических расстройств или пограничных состояний, то врач должен принимать во внимание нечто отличное от симптомов и синдромов, а именно – переживания человека, особенности его характера и типа личности. Особенно когда человек становится временно или постоянно нетрудоспособен вследствие болезни
, теряет трудоспособность, вынужден изменить свой социальный статус. Страхи, надежды, тревоги, опасения, нужды и чаяния, вероятностные прогнозы, смысл и потеря смыслы жизни – вот что становится объектом для работы социального медика. И здесь возникает такое не совсем ясное для клинической медицины понятие, как социальная реабилитация пациента. Там где кончаются возможности клинициста (ограниченного пределами больничной палаты), там начинается работа социального медика.
Вопросы для контроля
-
Дайте определение понятию «социальная медицина». -
Охарактеризуйте цель и задачи социальной медицины. -
Перечислите объекты социальной медицины. -
Охарактеризуйте область знаний и умений социального работника по социальной медицине. -
В чем проявляются взаимосвязь и взаимоотношения социальной и клинической медицины. -
Сформулируйте задачи социальной медицины в современной России.
Использованная литература
-
Изуткин А.М., Петленко В.П. Социология медицины /Киев, 1981. -
Лисицын Ю.П., Серенко А.Ф., Царегородцев и др. Социальная гигиена и организация здравоохранения. -
Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование/ М: Наука, 1999. – 238 с. -
Павленок Введение в профессию «социальная работа» /М., 1998 -
Тен.Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. _ М.: Мастерство, 2002. – 256 с. -
Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
История социальной медицины в зарубежных странах
Основы социальной медицины (гигиены) возникли также давно, как и личная гигиена. Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, захоронение умерших и пр.
Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в государствах Древнего мира (Египет, Мессапотами, Вавилон, Индия, Китай) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т.п. При оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и ту же медицинскую помощь богатый платил в несколько раз больше, чем бедный.
Египет. Эхнатон (ХУ в. до н.э.) был реформатором не только в области религии, но и в области медицины. Он выступил против всесилия фиванских жрецов, с их колдовством, знахарством, магией. Возвысил врачей: международный медицинский знак – «кадуцей» (змея, обвивающая кубок) – появился при Эхнатоне. Роль врача при нем приобрела определенную социальную значимость. Врачи древнего Египта знали анатомию и клинику многих заболеваний. Они различали приобретенные и врожденные болезни.
Прошло около тысячи лет, когда в соседней с Египтом Греции родился человек, поднявший медицину до уровня важнейшей государственной дисциплины.
Гиппократ (У1 в. до н.э.) поклонялся одному богу – богу врачевания Эскулапу. От Гиппократа пошло: врач должен бороться за жизнь больного до последнего. Он отверг само понятие «несовместимые с жизнью повреждения». Из опыта Спарты он заимствовал пропаганду здорового образа жизни, требовал соблюдения всех правил (умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения и умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотиков, веселые ежедневные танцы и пр.). Врачи в этот период относились к высшим государственным чиновникам.
В древней Греции лечебницы при храмах назывались асклейпеонами в честь бога врачевания Асклепия. Имена его детей – Гигея, Панацея – стали нарицательными (гигиена означает «здоровый», панацея – несуществующее лекарство от всех болезней).
Ибн-Сина (Авиценна)
был придворным лекарем и визиром при нескольких халифах (980 – 937). Разработал «Канон врачебной науки», создал первую в истории медицинскую энциклопедию, которая содержала раздел «Нравственных характеров». Он ввел в научный и врачебный обиход представления о врачебной этике и деонтологии – важнейших составных частях социальной медицины.
При халифах врачи добились самого высокого положения при дворе. Они отвечали не только за здоровье самих халифов и их окружения, но и решали множество социально значимых задач. В плане любого военного похода учитывалось мнение врачей: 1) физическое и нравственное состояние войска; 2) гигиена воинов и живности; 3) половое и сексуальное обеспечение войска; 4) рацион питания войска; 5) медицинская помощь раненым; 6) профилактика эпидемий в войсках, 7) учет природно-климатических условий территорий, куда направлялось войско; 8) санитарно-эпидемиологическое состояние населения, которое завоевывалось; 9) последствия военных действий (природные, эпидемиологические, социальные, медицинские и др.).
Мнение врача учитывалось при решении многих вопросов: когда и на ком жениться, что следует делать, от чего кому воздержаться и т.д.
Одновременно во времена халифов нравственная чистота и жизнь по совести считались непременными атрибутами здорового образа жизни. Ибн-Сина впервые одел медицинских работников в белые одежды. Белый халат как символ чистоты и незапятнанности стал знаком медицинского работника.
Заметную роль в развитии общественной медицины сыграли взгляды ранних социалистов-утопистов (Томаса Мора, Томазо Кампанеллы и др.), которые в своих трудах, излагая представления об идеальном обществе, большое внимание уделяли режиму труда, гигиене, здоровому образу жизни, питанию и пр.
Дальнейшее развитие социально-гигиенических взглядов связано с появлением профессиональных заболеваний. Основоположником этого направления является итальянский врач Бернардино Рамаццини, издавший в 1700 г. труд «О болезнях ремесленников», в котором он описывал условия работы и соответствующие заболевания у рабочих различных профессий.
Впервые вопрос об общественном здоровье был освещен в законе «Декларация прав человека и гражданина», принятом Учредительным собранием Франции во время Великой французской революции. Здоровье населения рассматривалось как национальное богатство.