Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 388

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА

ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

ГЛАВА 6. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)

ГЛАВА 17. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ГЛАВА 19. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ АПТЕЧКА

СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ



Для профилактики детского травматизма необходимы совместные усилия широкой общественности, педагогов, органов милиции, медиков.

К мероприятиям профилактической направленности можно отнести следующие:

  • регулярное освещение средствами массовой информации широких слоев населения о причинах детского травматизма и мерах его профилактики;

  • усиление санитарно-просветительской работы среди населения: родителей, учителей, воспитателей, с привлечением к этому процессу работников службы безопасности дорожного движения, детских хирургов, ортопедов-травматологов, педагогов;

  • обучение правилам дорожного движения детей в дошкольных детских учреждениях и в школах;

  • организация работы образовательных учреждений по планированию классных часов и работы с родителями по безопасности дорожного движения;

  • организация работы по проведению тестирования обучающихся 1-6-х классов по ситуационной транспортной культуре;

  • проведение викторин по проблемам безопасности дорожного движения и травматизма у детей;

  • выпуск наглядных пособий в виде листовок и буклетов;

  • подготовка и повышение квалификации педагогических кадров школ, колледжей по проблемам профилактики травматизма и оказания неотложной медицинской помощи при травмах и отравлениях;

  • создание благоприятного двигательного режима учащихся в школе (физкультминутки во время занятий и пр.);

  • усиление ответственности комиссий по приемке спортивных сооружений образовательных учреждений на готовность к новому учебному году, а также в комиссиях по испытанию спортивного оборудования и приемке в эксплуатацию вновь устанавливаемого спортивного и тренажерного оборудования;

  • проведение занятий по физкультуре и тренировок в присутствии инструктора, обеспечение надежной «страховки», правильная организация врачебного контроля.


Мероприятия медико-социальной работы патогенетической направленности:

  • содействие в организации лечения и медицинского контроля;

  • организация медико-социальной помощи и ухода за боль­ным;

  • содействие в обеспечении специфического долгосрочного лечения в оптимальных условиях с учетом особенностей травмы;

  • семейное консультирование и семейная психокоррекция;

  • направление на медико-социальную экспертизу;

  • психотерапия и психокоррекция;

  • семейное консультирование;

  • участие в разработке индивидуальной программы реабили­тации инвалида;

  • проведение мер медицинской реабилитации инвалидов - вос­становительного и санаторно-курортного лечения, клинико-функционального контроля;

  • проведение мер социальной реабилитации пострадавших детей (социаль­ная помощь и социальные услуги, обеспечение средства­ми передвижения, протезами, соответствующими возрасту, и вспомогательными техническими сред­ствами;

  • обеспечение преемственности во взаимодействии со специа­листами смежных профессий;

  • содействие в оказании финансовой помощи.




Этапы травматологической помощи


Медицинская помощь пострадавшим оказывается поэтапно: на месте происшествия. Первую неотложную помощь должны уметь оказывать сами люди, что достигается путем обучения широких масс населения приемам само- и взаимопомощи. Доврачебную помощь оказывают средние медицинские работники. Первая врачебная помощь оказывается бригадой «скорой медицинской помощи». Специализированную врачебную помощь оказывают врачи-хирурги в хирургических кабинетах поликлиник или хирургических отделениях, а также врачи-травматологи, травматологи-ортопеды, в травматологических пунктах и травматологических отделениях больниц.

Профилактика травматизма


Травматизм занимает третье место в структуре инвалидности. В целях профилактики травматизма в нашей стране действуют законодательные акты об охране труда и внедрении современных безопасных методов работы. Каждый случай серьезной травмы на предприятии рассматривается на заседании специальной комиссии. В профилактических мероприятиях на производстве участвуют представители администрации, профсоюзов, работники здравоохранения и представители органов охраны труда.

Профилактика непроизводственного травматизма очень сложна в организации. Большую часть непроизводственного травматизма составляют травмы в быту (в связи с использованием бытовой техники, систем отопления, уличный травматизм зимой в связи с гололедом и пр.). Чаще всего это травмы верхних конечностей: ушибы и растяжения (около 50%), переломы и вывихи, реже ожоги. В профилактике непроизводственного травматизма главную роль играет санитарно-просветительская работа среди населения.

Профилактика транспортного травматизма заключается в основном в обучении правилам дорожного движения (в детских садах, школах), в ужесточении мер по штрафованию нарушителей правил дорожного движения, как среди водителей, так и среди пешеходов.

Вопросы для контроля

  1. Дайте определение понятию «травматизм». Назовите виды травматизма.

  2. Какой травматизм называют производственным?

  3. Перечислите направления профилактики производственного травматизма.

  4. Назовите причины и виды травматизма у детей.

  5. Охарактеризуйте социальные и медицинские проблемы детского травматизма.

  6. Перечислите мероприятия по профилактике детского травматизма.

  7. Перечислите мероприятия патогенетической направленности медико-социальной работы при травмах у детей.



Использованная литература

  1. Марк Мейл. Энциклопедия первой помощи: СПб.: ОО «Диамант», 1995. – 688 с.

  2. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в наших руках. М.: Просвещение, 1991.

  3. Немсадзе В.П. Травма// Здоровье детей. – 2003. - №5. – С.7.

  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по профилактике и снижению травматизма в 2000-2002 гг.

  5. Стрельцова В. Травма // Здоровье детей. – 2003. - №7. – С.13.

  6. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. 256 с.



ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ



Нервно-психические заболевания являются одной из самых серьезных социальных, медицинских и экономических проблем. В середине 90-х годов ХХ столетия регистрация психических расстройств выросла на 21%, на 56% увеличилась инвалидность по психическим заболеваниям. Быстро растет количество детей и подростков с нервно-психической патологией (в среднем, на 8-12% в год). У 9,6% младенцев отмечаются явные психические нарушения, среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психическом здоровье. Среди детей со школьной дезадаптацией 93-95% имеют психические нарушения; от 50 до 80% детей и подростков с девиантным и деликвентным поведением страдают теми или иными психическими расстройствами. Среди детей-бродяг не более 6% могут быть признаны психически здоровыми.

Причины психических заболеваний разнообразны: наследственные факторы (велико их значение при таких заболеваниях, как олигофрения, психопатия, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, шизофрения); неблагоприятные внешние факторы (инфекции, травмы, интоксикации, психотравмирующие ситуации); внутриутробное повреждение плода (болезни и травмы матери во время беременности могут стать причиной задержки психического развития); пьянство, алкоголизм и наркомания родителей; заболевания, осложнениями которых могут быть психозы (энцефалиты, сифилис мозга, бруцеллез, токсоплазмоз, сыпной тиф, некоторые формы гриппа и др.); психические травмы, которые провоцируют наследственную предрасположенность и становятся причиной неврозов и реактивных психозов; пол и возраст (у мужчин психические расстройства встречаются чаще, чем у женщин; у мужчин чаще наблюдаются травматические и алкогольные психозы, у женщин – маниакально-депрессивный психоз, депрессии и инволюционные психозы).

Основные симптомы психических заболеваний: галлюцинации, бред, навязчивые состояния, аффективные расстройства, расстройства сознания, памяти, слабоумие.

Психические заболевания редко становятся непосредственной причиной смерти. Умирают такие больные, как правило, от сопутствующих заболеваний, а также от самоубийств и несчастных случаев. Поэтому большое социальное значение приобретает инвалидность при психических заболеваниях, имеющая свои особенности: чаще всего больные являются инвалидами первой и второй групп, реже – третьей; инвалидность является наиболее «молодой». Так как смертность среди данной категории больных низкая, то психические больные существуют в обществе; как правило, эти люди нетрудоспособны, что создает значительную медико-социальную проблему.


Обеспечить права граждан при оказании психиатрической помощи очень сложно, так как люди негативно относятся к психическим больным, а большинство таких больных, приспосабливаясь ужасающей действительности, больше всего боятся, что на работе узнают об их заболевании. Кроме того, психические больные традиционно ограничивались в правах, и это издавна было основанием для злоупотреблений именно в психиатрии. В связи с этим возникает необходимость социальной реабилитации инвалидов по психическим заболеваниям, восстановления их трудоспособности, возвращения их в жизнь общества. С этой целью социальные работники входят в штат психиатрической больницы.

В нашей стране ВС РФ 1992 г. № 3185-1 принят закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», с которым должен быть знаком и социальный работник.

Виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством


Государством гарантируются:

  • неотложная психиатрическая помощь;

  • консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;

  • все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности;

  • социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;

  • решение вопросов опеки;

  • консультации по правовым аспектам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях;

  • социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними;

  • обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

  • психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.

Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной защиты государство:

  • создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности, по месту жительства пациентов;

  • организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

  • создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц;

  • принимает меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.