Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 622

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА

ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

ГЛАВА 6. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)

ГЛАВА 17. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ГЛАВА 19. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ АПТЕЧКА

СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ



К другим нормативно-правовым документам, направленным на охрану окружающей среды следует отнести:

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.92. №545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждении экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»;

Федеральный закон «Об экологической экспертизе», принят Государственной Думой 19 июля 1995 года.

Вопросы для контроля

  1. Дайте определение термину «экология человека». Перечислите имена и направления исследований наиболее выдающихся деятелей науки в данной области.

  2. Перечислите и дайте характеристику глобальным экологическим проблемам, связанным с загрязнением атмосферного воздуха.

  3. В чем заключается влияние на здоровье «жесткой» и «мягкой» воды?

  4. Назовите основные источники загрязнения воды.

  5. Охарактеризуйте химическое и биологическое загрязнение питьевой воды с точки зрения их влияния на здоровье человека.

  6. Назовите основные причины неэффективности технологии очистки воды методом хлорирования и возможные пути решения проблемы безвредности питьевой воды.

  7. Перечислите и охарактеризуйте основные источники загрязнения воздушной среды жилых и общественных помещений.

  8. Назовите источники радиоактивности в доме, пути профилактики негативных последствий для здоровья.

  9. Охарактеризуйте электромагнитные поля как неблагоприятный фактор среды жилых и общественных помещений.

  10. Назовите источники шума в жилой среде и его влияние на здоровье.

  11. Что такое «эндемичные заболевания»? Приведите примеры.

  12. Охарактеризуйте химическое и биологическое загрязнение почвы, последствия для здоровья человека.

  13. Что вы знаете об экологической чистоте современных продуктов?

  14. В чем заключается связь здоровья человека и климатических факторов?

  15. В чем заключаются негативные последствия солнечной радиации для здоровья человека? Пути профилактики.

  16. Перечислите особенности воздействия холодного климата на здоровье.

  17. Что означает термин «эндоэкология»?

  18. Какие проявления «эндоэкологической болезни» вы знаете?

  19. Перечислите основные законодательные и нормативно-правовые документы по экологии в России.


Использованная литература

  1. Агаджанян Н.А. и др. Экология человека: словарь – справочник / 1997

  2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека, 1993

  3. Афанасьев А.И. Проблемы электромагнитной безопасности и аттестации рабочих мест с компьютерной техникой /ГНПП «Циклон – Тест», Апрель, 2000.

  4. Безопасность жизнедеятельности (учебное пособие) \ Под ред. Э.А. Арустамова. – Москва, 1999. – Часть 2. – 303 с.

  5. Вдовиченко Л.М. Некоторые экологические проблемы России и их связь с национальными особенностями россиян \\ Вестник Балтийской Академии. - 1998. - Вып. 20. - С.73-75.

  6. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. СанПиН 2.2.2.542-96.

  7. Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. (Печальный опыт России). – Новосибирск, СО РАМН, 2002. – 230 с.

  8. Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека / Уфа: Издательство «Слово». – 1995. – 96 с.

  9. Криксунов Е.А. Экология / Москва, 1995. – 240 с.

  10. Кузовникова Т.А. Экология. Основы экологии. /Пособие для студентов Современного Гуманитарного Университета. – Москва, 2000. – 67 с.

  11. Кузовникова Т.А. Экология. Экология человека. /Пособие для студентов Современного Гуманитарного Университета. – Москва, 2000. – 92 с.

  12. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней / Москва, 1992. – 112 с.

  13. Недорезов Л.В. Лекции по математической экологии / 1997

  14. Новиков Ю.П. Экология, окружающая среда и человек // М., 1998. – 411 с.

  15. Основы валеологии \ Билич Г.Л., Назарова Л.В. ОсМСМХСV111, Санкт-Петербург – 1998. – С. 558.

  16. Ревелль П., Реввель Ч. Среда нашего обитания / В 4-х книгах. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живем: Пер. с англ. - М.: Мир. – 1995. – 191 с.

  17. Ушаков И.В., Солдатов С.К. Радиация и здоровье //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 1999. - №3. – С. 35-38.

  18. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. 10 (11) кл.: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.

  19. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология /М.,Просвещение. – 1988. – 272 с.

  20. Чрезмерная экспозиция ультрафиолетовой радиации // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 1999. - №2. – С. 42-43.

  21. Экологическая безопасность //Библиотека журнала «Социальная защита”. – Москва, 1997. - № 11.





ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ




Биологический потенциал здоровья


Генетический материал принадлежит к биологическим, внутренним факторам здоровья, детерминируя его с рождения, и составляет как бы «капитал здоровья». В практике врача любой специальности встречаются наследственные заболевания, появление и развитие которых подчиняется генетическим закономерностям. Род одного человека – древо, в которое вплетены тысячи тысяч родов других людей. Поэтому так трудно предсказать, заболеет ли (а если заболеет, то когда?) человек наследственным заболеванием, которое было у его родителей или бабушек и дедушек. Для ответа на этот непростой вопрос в качестве рабочей модели современные генетики предлагают закон критической массы.

Вспомним, как устроена атомная бомба. Для того чтобы произошел атомный взрыв, должны соединиться две половинки ядерной массы и образовать критическую. С наследственностью происходит нечто подобное: для того, чтобы заложенное в генах заболевание стало реальностью, нужна вторая половинка для образования критической массы. Но и это еще не все. Для возникновения заболевания нужен «тротиловый взрыв», который бы объединил половинки в критическую массу. Этот «тротиловый взрыв» не передается по наследству. Он накапливается в процессе жизнедеятельности человека или приобретается сразу (например, в результате стресса). Таким образом, для того, чтобы болезнью, которой болел кто-то из предков человека, заболел он сам, нужны еще две составляющие – вторая отягощенная наследственность (по любому родовому древу) и «социальный тротиловый заряд». Кстати, согласно теории «кармы», действительно ничто не пропадает из информационного поля человеческого рода: ни болезни, ни преступления, ни самоубийство …

Родословная каждого человека «наполнена» своими генами, которые вступают в комбинацию с генами другой родословной при зарождении новой жизни. И конечно, в этом случае возникают комбинации и рецессивного, и доминантного наследования, и «пропущенных» поколений, и многое другое. Но не только генетическая трудность определяет неправомерность постановки вопроса о том, кто именно из родителей виноват в наследственной болезни ребенка. Даже если эта болезнь доминантная и четко прослеживается ее
наследование по отцовской или материнской линии, не спешите винить в том родословную кого-то из них. «виновата» здесь только Природа, а значит, мы должны помогать страждущим.

Вывод этот верен и в случае рецессивной наследственной болезни, возникающей обязательно при унаследовании патологического гена как от отца, так и от матери. Если даже заболевание прослеживается в родословной только одного из супругов и его нет в родословной другого, то это не значит, что последний «не виноват». Оба родителя передали болезненный ген ребёнку, но ни тот, ни другой не могут нести за это ответственность, ибо так распорядился его Величество Случай при комбинировании наследственных задатков.

Издавна замечено, что у супругов-родственников часто рождаются больные дети. Поэтому-то, вероятно, у народов и сложились отрицательные отношения к кровнородственным бракам.

Что же дети наследуют, кроме внешнего сходства? Оказывается очень многое: особенности строения и функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, характер обменных процессов, адаптационные возможности, уровень реагирования на воздействие внешних факторов, степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям, то есть основные отличия иммунной системы.

Однако не нужно понимать это прямолинейно: если у кого-то в роду была наследуемая патология, то она обязательно повторится. Нет, такой абсолютной зависимости в природе не существует. Ведь ребенок наследует признаки и от родителей, и от дедушек и бабушек, и от всех предшествующих поколений. Так что генетический портрет каждого человека является сложнейшим сплавом наследуемых признаков – сложнейшим и неповторимым, что и определяет его индивидуальность. Потому-то мы так похожи на своих родичей и так отличаемся от них.

Сколь быстро растет список наследственных болезней, можно судить по тому, что еще в прошлом веке медики знали один-два десятка наследственных болезней, в 50-х годах нашего столетия уже 400, а сегодня - более трех тысяч. Все они, конечно, были и раньше, но «прятались» в группах других болезней, под другими названиями. Общая частота генных болезней в популяции в целом составляет
1-2%.

Нужно, чтобы в каждой семье вели родословную регистрацию, как это делается в некоторых английских семьях на протяжении нескольких столетий и как это можно проследить по сохранившимся церковным книгам в старинных русских селах. Люди не всегда знают даже своих двоюродных братьев и сестер и не поддерживают с ними связи. Разумеется, это важно не только с биологической (генетической) точки зрения, но и с социальной. Чем больше люди будут поддерживать и ощущать родственные отношения, тем добрее они станут, тем более социально значимыми себя ощутят. Ведь в родословной каждого человека на протяжении двух-трех поколений окажутся люди, которыми можно гордиться. Давайте гордиться своей наследственностью и беречь её! Знайте гены собственной семьи! Мы вступили в эру планирования семьи, и оно окажется тем успешнее, чем больше мы будем знать о генетическом здоровье наших родственников.