Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 387

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА

ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

ГЛАВА 6. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)

ГЛАВА 17. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ГЛАВА 19. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ АПТЕЧКА

СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ



Использованная литература


  1. Акоев И.Г. Биофизика познает рак. М.: Наука, 1989.

  2. Вершинина С.Ф.,Потявина Е.В. Онкологические заболевания. – СПб: Питер, 2001. 123 с.

  3. Моисеенко Е.И. Основные положения концепции медико-социальной работы в онкологии.

  4. Основы социальной работы /Под ред. Ханжина. – М.: , 2001.

  5. Петерсон Б.Е. Современное состояние онкологии. М.:Знание, 1980.

  6. Популярная медицинская энциклопедия. Под ред. В.И. Покровского. 3-е изд. - М.: «Советская энциклопедия», 1992. - 688 с.

  7. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Н.Р. Палеева. - М.: Медицина, 1989 - 528 с.

  8. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. - М.: Мастерство, 2002. – 256 с.

  9. Трапезников Н.Н. Онкология: Учебник для студентов медицинских вузов. М.: Медицина, 1992.

  10. Чаклин А.В. Пути победы над раком. М.: Медицина, 1985 - 96 с.



ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)



На сегодняшний момент в России умирают на дому свыше 90 процентов онкологических больных. К сожалению, печальная реальность современного российского здравоохранения состоит в том, что больные с четвертой стадией онкологического процесса "неперспективны" в плане радикальных методов лечения. Согласно Приказу МЗ РФ № 590 от 1986 года онкологические больные получают помощь либо участкового терапевта в виде назначения наркотиков, либо в терапевтическом отделении по месту жительства. Отсутствие гарантий обезболивания, страх боли, превышающий страх смерти, социальная и экономическая беззащитность и беспомощность вызывает целую гамму реактивных состояний, что приводит порой к очень трагическому финалу - суициду среди больных и их родственников.

Родственники умирающего пациента нередко оказываются, разорены как психологически, так и материально после его смерти. Значительная часть онкологических больных в терминальной стадии – лица трудоспособного возраста. Проблема стариков и детей, оставшихся без кормильца, создает целый пласт социальных проблем, которые ставят семью на край нищеты.

В связи с этим возрастает значимость профессионального улучшения качества жизни инкурабельных больных людей. В 1981 году Всемирная медицинская ассоциация приняла Лиссабонскую декларацию: «Международный свод прав пациента», в которой указано право человека на смерть с достоинством.

Забота о неизлечимых больных в древности


Сегодняшние принципы работы хосписов, созданные для облегчения страданий в основном раковых больных на поздних стадиях развития болезни, берут свое начало еще в раннехристианской эре. Зародившись в начале в Восточном Средиземноморье, идея хосписов достигла Латинского мира во второй половине четвертого века нашей эры, когда Фабиола, римская матрона, открыла хоспис для паломников и больных. С этого времени множество монашеских орденов прилагали значительные усилия, чтобы выполнить заповедь из притчи об овцах и козлах (Мф25:35-36) - накормить алчущего, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или узника. Эти принципы наряду с заповедью "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне" (Мф 25:40) были основой благотворительной деятельности
, распространившейся по всей Европе. Обычно первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым проходили основные маршруты христианских паломников. Они были своего рода домами призрения для истощенных или больных людей.

Заботу о неизлечимо больных и умирающих принесло в Европу христианство. В средние века на путях возращения крестоносцев домой, а также следования христианских паломников к “святым местам” при монастырях возникали хосписы: странноприимные дома, приюты, богадельни*, в которых страждущие находили кров и, по необходимости, медицинскую помощь.

Уже в начале 17 века английский философ Френсис Бекон категорически настаивал, что «долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и не только тогда, когда облегчение боли, как опасного симптома болезни, может привести к выздоровлению, но и когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать саму смерть более легкой и спокойной.(10;108).

Истоки помощи в России восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему ещё в обычаях восточнославянских племён. В отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых» сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным (36;20). В 10-13 в.в. произошло существенное изменение системы оказания помощи и поддержки умирающим. Именно с этого времени начала формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежала философия деятельной любви к ближнему («Возлюби ближнего твоего, как самого себя»). Данная формула стала нравственным императивом, определяющим сущность поступка индивида. В Древней Руси «нужда ближнего» считалась не бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств воспитания народа.

Основными центрами помощи являлись монастыри, где с 11 века открывались монастырские больницы, оказывавшие помощь нуждающимся. К монастырям шли больные люди, паломники, ищущие исцеления от физических и духовных страданий, с надеждой на помощь и обретение покоя.

Следует отметить, что в монастырях огромное внимание уделялось науке, в поисках новых путей помощи людям. Поэтому монахи были самыми образованными людьми того времени. Они оказывали помощь, используя все возможные средства. В том случае, когда исцеление было невозможно, в монастырях безнадежно больные находили духовную помощь, которая имела порой гораздо большее значение, чем облегчение телесных страданий.


Общественное призрение оформилось в некоторую систему при Петре Первом, который подробно останавливался на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Петр 1 расширяет так называемое закрытое призрение, т.е. содержание в различных учреждениях и заведениях благотворительного толка новых для России категорий населения.

В период правления Елизаветы Петровны с 1741 года происходит некоторая реорганизация общественного призрения. Появляются дома для неизлечимо больных, больницы. Кроме благотворительных взносов на содержание социально-медицинских учреждений стала характерной и государственная поддержка.

Условия для реорганизации всей социально-благотворительной системы складываются лишь с середины 18 века при правлении Екатерины Второй. Так, 7 ноября 1775 года издан «приказ общественного призрения». Начало губернской реформы породило совершенно новые для России учреждения: губернские приказы общественного призрения, сиротские ссуды, дворянские опеки. В 33 губерниях появились приказы, в чьё введение были переданы все медицинские и благотворительные учреждения, все категории населения, нуждающиеся в призрении и пенсионном обеспечении. Под действие этого приказа попадали: приюты, богадельни для бездомных, престарелых, неизлечимо больных. Важным атрибутом в этих заведениях было религиозное чтение, беседы со священнослужителем. Следует, однако, отметить, что даже при значительном вкладе в развитие общественного призрения Екатерины 11, случаи заботы и помощи безнадёжно больным людям были единичны.

Значительное число благотворительных учреждений в Москве и Петербурге обязаны своим возникновением и развитием императрице Марии Фёдоровне, вкладывавшей значительную часть своих средств в организацию и содержание этих учреждений.

Так, в 1805 году в Москве была открыта больница для бедных, получившая в 1828 году название Мариинская в честь основательницы, которая должна была оказывать бесплатную помощь лицам «всякого состояния, пола и возраста и всякой нации, бедным и неимущим людям, принимать их каждый день и во всякое время, оказывать одним помощь советами, и лекарствами, других же класть на свои койки. В 1875 году при больнице было организовано Мариинское благотворительное общество, на средства которого кроме оказания помощи в больнице, содержался
приют на 12 человек для неизлечимо больных.

Можно сказать, что к 1862 году сложилась определенная структура институтов помощи: лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных), заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных). В 1823 году Министр внутренних дел граф Кочубей разделил заведения приказов общественного призрения России на 4 разряда. Общее количество мест для неизлечимых больных составляло всего 50.

Из данных, приведенных в этой таблице, видно, что, в сравнении с другими учреждениями общественного призрения, численность домов для неизлечимых больных и количество коек в них значительно меньше, можно сказать ничтожно. Но, тем не менее, эти данные говорят о том, что правительство уже признаёт существование проблем безнадежно больных людей, как категорию граждан имеющих право на заботу и социально-медицинскую помощь со стороны общества.

В момент становления нового государства были упразднены практически все благотворительные учреждения царского правления и взят курс на создание новой системы социальной помощи. В 1918 году по личному указу В.И. Ленина всем центральным и местным организациям управления была поставлена задача по решению вопросов социальной помощи и поддержки трудящихся «…оказать поддержку всех и всяких начинаний, направленных к улучшению дела снабжения населения, социального страхования и социального обеспечения, здравоохранения …». В итоге в СССР сформировалась патерналистическая модель социальной защиты, с финансированием главным образом из государственного бюджета (95% ассигнований) с центральной системой распоряжения фондов социального обеспечения. Но государственный бюджет не мог в полной мере обеспечить достаточную помощь всем нуждающимся.

Что же касается неизлечимо больных людей, то порядок оказания помощи практически не изменился. Медицинская наука шла вперед, и социальная служба оказывала чуть большее внимание таким людям. Приобщались подростки, добровольцы к оказанию помощи. В больницах открывались койки и отделения, специализирующие по помощи умирающим людям. Но, тем не менее, ставя диагноз неизлечимой болезни, больных выписывали из диспансеров и больниц домой на попечение родственников и наблюдение участкового врача, который мог оказать помочь