Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисци плине Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 295

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВА- НИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

СОДЕРЖАНИЕ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. ТРЕБОВАНИЯ К КОЛЕС- НЫМ ПАРАМ В ЭКСПЛУАТАЦИИ. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.

Конструкции колес цельнокатаных

Средства измерения и правила их применения

Технические требования к колесным парам в эксплуатации

Порядок выполнения работы

Структура и содержание отчета по лабораторной работе

Конструкции тележек грузовых и пассажирских вагонов

Средства измерения и правила их применения

Порядок выполнения работы

Структура и содержание отчета по лабораторной работе

10. Рекомендуемая литература

Технические требования к автосцепному устройству в эксплуа- тации

Порядок выполнения работы

Структура и содержание отчета по лабораторной работе

Рекомендуемая литература

Средства измерения и правила их применения

Порядок выполнения работы

Структура и содержание отчета по лабораторной работе

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВА- НИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

1.15, в) шаблона.

Определение величины проката производят в соответствии с рисунком, путем подсчета количества целых делений по шкале движка до первой риски на правой шкале нониуса, затем определяют, какие риски на обеих шкалах совпадают, и подсчитывают окончательную величину дефекта. Цена деления шкалы нониуса - 0,1 мм. (на рис. 1.15, б величина проката равна нулю, а на рис. 1.15, в -2.6 мм.)


Рисунок 1.15 Абсолютный шаблон (а); измерительный движок (б, в).
При наличии неравномерного проката на поверхности катания колеса его измеряют в нескольких местах по диаметру колеса и учитывают макси- мальное значение, а также разницу между максимальным и минимальным значениями.

Ползун. Этим же шаблоном измеряют ползун на поверхности катания. Для этого шаблон устанавливают так же, как и при измерении проката. Из- мерительную ножку шаблона опускают по вертикали над самым глубоким местом ползуна. Глубину ползуна определяют как разницу между углублени-

ем и прокатом. При этом измерительная ножка должна оставаться на неиз- менном расстоянии от внутренней грани обода колеса.

Толщину гребня измеряют абсолютным шаблоном (рис. 1.16) на рассто- янии 18 мм от его вершины с помощью горизонтального движка 1 шаблона, перемещая его до соприкосновения с гребнем или наложением браковочного выреза шаблона шириной 25 мм.


Рисунок 1.16 Измерение толщины гребня абсолютным шаблоном.
Гребень может иметь большой вертикальный износ (подрез), который определяют по отсутствию зазора между вертикальной гранью движка спе- циального шаблона ВПГ (рис. 1.17) и гребнем
колеса на высоте 18 мм.


Рисунок 17 Шаблон ВПГ.

Для контроля вертикального подреза шаблон опорными ножками угольника 1 прижимают плотно к внутренней грани колеса. Движок 2 вплот- ную подводится к гребню колеса и закрепляется стопорным винтом. Подрез считается недопустимым, если рабочая поверхность основания движка со- прикасается в верхней части на высоте 18 мм с поверхностью гребня.

Толщину обода колеса измеряют толщиномером в наиболее изнашива- емом месте по кругу катания (рис. 1.18). Поэтому измерительную ножку 3 шаблона также устанавливают на расстоянии 70 мм от линейки 1соприкосновения с поверхностью катания колеса при помощи движка 2.



Рисунок 1.18 – Толщиномер.
Размер толщины обода колеса определяют по шкале линейки 1. Шаб- лон линейки плотно прижимают к внутренней грани обода колеса, а выступ в нижней части линейки при этом заводят под внутреннюю поверхность обода и затем измерительную ножку подводят до соприкосновения с поверхностью катания колеса при помощи движка 2.

Толщиномером можно измерить также глубину ползунов, выщербин, высоту наваров. Размеры этих дефектов определяют как разницу между тол- щиной обода в местах расположения этих дефектов и толщиной обода на та- ком же расстоянии от внутренней грани обода колеса, но в том месте, где их нет.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Технические требования к колесным парам в эксплуатации



Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны после сходов, с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колесной пары, а также при следующих износах и повре-

ждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и по- движного состава:

  • толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм - при измерении на рас- стоянии 18 мм от вершины гребня;

  • прокатпо кругукатания у грузовых вагонов более 9 мм;

  • неравномерный прокат по кругу катания более 2 мм. При обнаруже- нии на ПТО в грузовых вагонах колесных пар с неравномерным прокатом свыше 2 мм вагон отцепляют для смены колесных пар;

  • вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый спе- циальным шаблоном ВПГ;

  • ползун(выбоина)более 1 мм на поверхности катания колес:

    • при обнаружении в пути следования вагона ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой ва- гон без отцепки от поезда до ближайшего ПТО, имеющего средства для смены колесных пар со скоростью не выше 70 км/ч;

    • при глубине ползуна от 2 мм до 6 мм разрешается следование поезда со скоростью 15 км/ч, а при ползуне от 6 мм до 12 мм - со ско- ростью 10 км/ч до ближайшей станции, где колесная пара должна быть заменена;

    • при ползуне свыше 12 мм разрешается следование со скоро- стью 10 км/ч при условии исключения возможности вращения колес- ной пары применением тормозных башмаков или ручного тормоза).

  • протертостьсреднейчастиосиглубиной более 2,5 мм.

  • следыконтактасэлектродомилиэлектросварочнымпроводомв любой части оси;

  • сдвигили ослаблениеступицыколесана подступичной части оси (рис. 1.19, а, б).





Рисунок 19 Ослабление посадки колеса на оси колесной пары.
Признаком ослабления ступицы колеса на оси является выделение из под ступицы ржавчины (масла) с внутренней стороны колеса по всему пери- метру в месте сопряжения или полоска ржавчины (блестящая полоска на по- верхности металла) с внутренней стороны ступицы при сдвиге колеса наружу

(рис. 1.19,а), полоска ржавчины (блестящая полоска) на оси с противополож- ной стороны ступицы при сдвиге колеса внутрь (рис. 1.19,б).

При наличии хотя бы одного из указанных признаков необходимо за- менить колесную пару и отправить ее в ремонт.

  • выщербинапо поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм:

    • трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускаются;

    • толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть ме- нее допускаемой;

    • выщербины глубиной до 1 мм не бракуются независимо от их длины;

  • кольцевые выработки на поверхности катания колеса глубиной «а» у основания гребня (рис. 1.20) более 1 мм, на уклоне 1:7 - более 2 мм или ши- риной «б» более 15 мм.




Рисунок 1.20 Кольцевые выработки на поверхности катания колес.
При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания, имеющих уклон 1:20, нормы браковки их такие же, как для кольце- вых выработок, расположенных у гребня.

  • местноеуширениеободаколеса(«раздавливание»)более 5 мм;

  • поверхностныйоткол1 наружной грани обода колеса (рис. 21), включая местный откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм, или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм, или наличие в поврежденном месте (независимо от размеров откола) трещины, распространяющейся вглубь металла.



Рисунок 1.21 Поверхностный откол наружной грани обода.


  • повреждение поверхности катания колеса, вызванное смещением ме- талла, навар») высотой более 1 мм (рис. 1.22).




Рисунок 22 Смещение металла на поверхности катания колеса.
При обнаружении на промежуточной станции вагонов с колесными па- рами, имеющими «навар» более указанных размеров, порядок следования ва- гона такой же, как при обнаружении ползуна.

  • выступ металла по круговому периметру гребня в месте перехода его изношенной поверхности к вершине остроконечныйнакат») (рис. 1.23);

  • толщина обода колеса по кругу катания менее 22 мм.


Рисунок 1.23 Остроконечный накат гребня колеса.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19