Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования

1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи

1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методология исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Опрос и опросные методы

2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья

2.2.3 Методы математической статистики

2.3 Организация исследования

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.Д. САХАРОВА

3.1 Организационно-методические подходы к управлению мотивационно-потребностной сферы студенческой молодёжи

3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи

3.3 Анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки на здоровый образ жизни

Выводы по третьей главе

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Возникает противоречие между потенциальной способностью студента к самоорганизации, самореализации, совершенствованию своего образа жизни и недостаточностью знаний, опыта, слабо выраженной потребностью в здоровье и отсутствием мотивации на здоровый образ жизни.

Студенты в целом понимают ценность здоровья в жизни человека, но она пока отдалена от их главных проблем. Здоровый образ жизни также представляет для них ценность, потому что позволяет, по их мнению, добиться профессиональных успехов в будущем, поддерживать физическую форму, хорошо выглядеть, улучшить личную жизнь, дольше прожить и т. д. Здоровый образ жизни воспринимается студентами как ценность: средство для достижения обеспеченности, карьеры, успеха и т. д. В качестве причин такого отношения студентов к здоровому образу жизни можно выделить внутренние (недостаточно знаний, нет желания, лень, отсутствует сила воли, не хватает соответствующего эмоционального настроя, есть вредные привычки, не видят необходимости соблюдать здоровый образ жизни, не любят спорт и другие) и внешние (нет денег, мало времени, студенческий быт не позволяет, неудобное расписание занятий, большая загруженность и другие). Выявляется крайне низкая мотивация к организации и ведению здорового образа жизни [21, с. 35].

Потребность играет важную роль в побудительном поведении человека, определяет то, что ему требуется для нормального существования и развития. Потребности означают не только побуждения к действию, но и предопределяют избирательное отношение к ее объектам и намечают общее направление действий на то, чего субъекту недостает и в чем он испытывает потребность [2, с. 618].

Внутренней побудительной причиной поведения человека по реализации потребности выступает мотив, который в психолого-педагогической литературе рассматривается как образ успешного завершения деятельности, осознанное побуждение к активности. Мотив – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, которое вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность, отражает выбор определенной линии поведения, регулирует характер поведения и деятельности.

Наряду с потребностями и мотивами в структуру мотивационной сферы личности входят установки [2, с. 64].

В педагогике проблема установок изучается в рамках аксиологии – учения о ценностях. С точки зрения В. А. Сластенина и Г. И. Чижаковой, установка обладает регулятивным характером, отражающим состояние
готовности личности к определенной деятельности; в ней выделяют когнитивную (знания, информация) и аффективную (эмоции, чувства) составляющие [49, с. 150]. Установка соотносится с потребностями индивида, выполняет приспособительную и защитную функции, выражает ценности индивида и организует знания.

Так, формирование здорового образа жизни связано с потребностями, мотивами, ценностями, установками индивида. Установка связана с целью деятельности. Цель выступает как отражение объективной потребности, переведенной в субъективное состояние. Мотив объясняет, ради чего следует добиваться цели, установка указывает направление деятельности личности, соотносится с потребностями индивида, ценности организуют знания и отношения. Все это в совокупности определяет мотивацию деятельности личности. Аксиологический подход в данном случае рассматривается нами как основополагающий.

В педагогической деятельности воздействие на мотивацию личности реализуется по схеме: знания – ценностное отношение – деятельность. Связывается данный факт с основными сферами личности: когнитивно-познавательной (получение, хранение, воспроизведение и преобразование информации); потребностно-мотивационной (отношения к окружающему миру, ценности, намерения, цели, потребности, мотивы, установки, направленность); действенно-практической (проявление человека как деятеля) [49, с. 130]

Создание личностью собственного здорового образа жизни предполагает проявление творческого подхода к его организации, целенаправленную активность, самовоспитание, сознательную, систематическую работу над собой. Как субъект здоровой жизнедеятельности личность творчески формирует себя, свое самосохранительное поведение, включаясь в здоровьесберегающую деятельность. Включение студента в здоровьесберегающую деятельность предполагает специально организованную среду, в которой будет происходить приобщение к ней, обогащение его личностного опыта здоровьесбережения и формироваться предпосылки самостоятельной деятельности по организации и ведению собственного здорового образа жизни.

Так, формирование мотивации студентов к ЗОЖ необходимо осуществлять комплексно посредством специального педагогического обеспечения, направленного на основные сферы личности.

Организация информационного обеспечения (знаниевый компонент) реализуется посредством методов кооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной, и обеспечивающих субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и студента: лекций, лекций-бесед, диспутов, рассказов, объяснений,
индивидуальных консультаций, встреч, конференций, олимпиад. Использование этих методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности студента, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют активизации переоценки студентами смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению своей жизни (образа жизни). Осмысление, осознание и обретение личностных смыслов в любой сфере жизнедеятельности, по мнению педагогов и психологов, существенно изменяется благодаря целенаправленной работе с информацией.

Моделирование (мастер-классы), интерактивные методики (проектная деятельность), самостоятельные, индивидуальные и совместные формы работы (соревнование, игра, творчество, научная деятельность) выступают методами организации деятельности, обеспечивающими деятельностный аспект. Деятельностный компонент связан с обогащением опыта здоровьесберегающей деятельности студентов, выделением и активизацией ресурсов образовательного пространства вуза:

  • административный ресурс (планирование здоровьесберегающих мероприятий, разработка соответствующих программ, поддержка, финансирование, контроль и другие);

  • ресурсы учебно-воспитательного процесса (возможности физкультурного образования, различные формы учебных и внеучебных занятий, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы);

  • медицинское обеспечение (медицинский осмотр, диагностика состояния здоровья, профилактика, медицинское сопровождение и другие).

Административный ресурс предполагает разработку и принятие ряда документов, предусматривающих систему мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, решение задач здоровьесбережения студентов, организацию различных видов деятельности, способствующих приобщению студентов к здоровому образу жизни.

Ресурс учебно-воспитательного процесса вуза предусматривает активное использование возможностей физкультурного образования. Направленное воздействие на студентов через спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу способствует формированию их активной жизненной позиции и ведению здорового образа жизни. Воспитательная работа по вовлечению студентов в научно-исследовательскую работу, самодеятельное творчество, самоуправление предполагает проведение традиционных мероприятий, посвященных праздничным датам, вечеров отдыха, дискотек, КВН, смотров-конкурсов, бесед, встреч с интересными людьми, походов в театр и выставочные залы с последующими обсуждениями, работу студенческого клуба.


Медицинский ресурс предусматривает организацию и проведение медицинских профилактических осмотров студентов, и выделение диспансерных контингентов, медицинского контроля состояния их здоровья на протяжении обучения в вузе, лечебно-профилактическое лечение в санатории-профилактории и другие [11, с. 163]

В качестве специальных педагогических и психологических действий по формированию мотивации студентов к здоровому образу жизни необходимо разрабатывать соответствующее педагогическое обеспечение, осуществлять педагогическое сопровождение и содействие, педагогический мониторинг.

Сформированность мотивации личности студента к здоровому образу жизни проверяется комплексом психологических и педагогических методик. Это стандартизированные методики диагностики мотивационной сферы личности, педагогическое наблюдение, опросы в форме анкетирования, педагогическое тестирование, самонаблюдения студентов своего состояния, их самоотчеты в дневниках, экспертные оценки [21, с. 19].

Таким образом, обобщив материал, можно определить следующие подходы к управлению мотивационно-потребностной сферой студенческой молодежи:

  • организационные (административные (финансовые, кадровые), учебно-воспитательные, медицинские ресурсы);

  • педагогические методы (методы кооперативного (совместного) обучения, направленные на активную форму восприятия информации и обеспечивающие субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и студента (лекции, лекции-беседы, диспуты, рассказы, объяснения, индивидуальные консультации, встречи, конференции, олимпиады); дискуссионные методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (диалоги, полилоги, дискуссии), способствующие активизации эмоциональной сферы личности; методы организации деятельности (моделирование (мастер-классы), интерактивные методики (проектная деятельность), самостоятельные, индивидуальные и совместные формы работы (соревнование, игра, творчество, научная деятельность);

  • психологические методы (методики, позволяющей посредством критериальных признаков по выделенным когнитивно-познавательному, потребностно-мотивационному, действенно практическому показателям определить уровень сформированности мотивации студентов к ЗОЖ.

  • Информационно-коммуникационное обеспечение (информация на сайте, доске объявлений о предстоящих мероприятиях).