Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.

Контрольный этап


Контрольный эксперимент проводился нами в 2017 2018 учебном году. В ходе эксперимента были использованы следующие методы исследования:

    • контрольное тестирование учащихся 3 классов;

  • наблюдение и беседы, как с учащимися, так и с учителями начальных классов;

  • обобщение и анализ полученных данных;

  • статистическая обработка результатов эксперимента.

Контрольный этап включал в себя следующие виды работ:

    1. Контрольное тестирование учащихся с целью выявления уровня овладения основными знаниями и умениями по русскому языку, а также: правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения задания.

    2. Составление рекомендаций по использованию бумажной и электронной формы тестирования для учителей начальной школы.

Контрольные тесты для учащихся 1–3 классов составлялись в строгом соответствии с требованиями программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся, то есть были направлены на выявление предметных результатов.

Всего тестированием на основе использования контрольных тестовых заданий было охвачено 56 учащихся начальной школы. В этой выборке были выделены две группы - экспериментальная и контрольная.

Разработанное измерительное средство включало набор тестовых заданий для учащихся 3 классов. Разработанные нами задания носили критериально–ориентированный характер, то есть знания и умения;
которыми должны владеть учащиеся для успешного выполнения этих заданий, рассматривались как образовательные цели русского языка.

Все задания теста прошли экспертизу на валидность по содержанию.

В сконструированные нами тесты входили задания с выбором ответов, на восстановление соответствия и последовательности. Эти задания наиболее близки учащимся данной возрастной группы.

Для примера приведем один из контрольных тестов по разделу

«Орфография» в 3 классе.

Измерялись следующие умения:

  • проверять безударную гласную в корне слова;

  • проверка безударных гласных в трёхсложных словах;

  • проверять согласную в корне слова и в конце;

  • непроизносимые согласные в корне слова;

  • удвоенные согласные в корне слова;

Контрольный тест экспериментальной и контрольной группе предъявлялся в бумажном виде. Включал 2 варианта по 15 вопросов на перечисленные выше умения. Тест включал в себя набор разных видов тестовых заданий. Время для выполнения теста 45 минут. В это время было включено объявление цели выполнения теста, инструкцию по выполнению тестовых заданий, сбор материалов в конце урока.

Тестовые задания по разделу «Орфография» 3 класс приложены в Приложении 5.

Вся обработка данных для экспериментальной и. контрольной групп проводилась независимо друг от друга.
Анализ результатов проведения тестов в каждой группе проводился по единым критериям. Каждый правильный ответ учащихся оценивался в один балл.

На этапе обработки для каждого класса были получены результаты, отражающие уровень развития предметных умений у каждого учащегося данного класса по тесту в целом, а также по каждому заданию.

Для оценки полученных результатов применяли такие критерии:

100 % 90%

Высокий уровень

89% – 70 %

Уровень выше среднего

69 % 50 %

Средний уровень

49 % 30 %

Уровень ниже среднего

Менее 29 %

Низкий уровень

Высокий уровень: тест выполнен абсолютно правильно или содержит 1 ошибку.

Уровень выше среднего предполагает, что ученик выполнил от 14 до 11 тестовых заданий.

Средний уровень предполагает выполнение от 10 до 8 тестовых заданий.

Уровень ниже среднего, сигнализирует о том, что выполнено от 7 до 5 тестовых заданий.

При не освоении предметных результатов ученик выполняет от 4 до 1 задания или совсем не смог выполнить ни одно задание правильно.

Результаты экспериментальной группы показаны в диаграмме :

Диаграмма 4




Контрольная группа показала
такие результаты (см. диаграмма 5)

Диаграмма 5






6):

При сравнении каждого уровня можно сделать выводы (см. диаграмма

Диаграмма 6



Полученные данные свидетельствуют о том, что высокийуровеньв экспериментальном классе немного выше, чем в контрольном. На констатирующем этапе было наоборот.

Уровень вышесреднегона контрольном этапе достаточно сильно отличается от полученных результатов на констатирующем. На констатирующем этапе результаты почти совпадали, а на контрольном этапе результаты сильно отличаются.

На констатирующем этапе у двух классов преобладал средний уровеньсформированности предметных результатов по русскому языку. Но сравнивая результаты экспериментальной группы, можно отметить качественное улучшение. Уменьшилось количество детей у которых преобладал средний уровень.

Уровеньнижесреднегов экспериментальном классе ниже, чем контрольном классе. Количество детей находящиеся на описываемом уровне в экспериментальном и контрольном классе уменьшилось.

Низкийуровеньбыл отмечен в экспериментальной группе на констатирующем этапе. Однако на контрольном этапе таких результатов получено не было.

Результаты опытно-педагогической работы показали, что несмотря на то, что результаты экспериментальной группы на начальном этапе были несколько ниже, чем у контрольной группы, предложенная работа по
выполнению учащимися тестовых заданий на регулярной основе в течении нескольких лет оказала положительное воздействие.

В процессе систематического целенаправленного организованного наблюдения за учащимися во время уроков русского языка при выполнении тестовых заданий мы анализировали самостоятельную деятельность учащихся, уровень сформированности некоторых общеучебных умений: правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения задания. В результате наблюдений было отмечено следующее.

Если на констатирующем этапе в ходе выполнения тестовых заданий зачастую возникали трудности учебного или психологического характера, то на контрольном этапе дети знали, как нужно действовать, задавали меньше уточняющих вопросов меньше отвлекались на консультации с соседом, не задерживались долго на одном задании, только выполнив все остальные задания, возвращались к тем, которые не получились сразу.

Существенно сократились сроки выполнения тестов учащимися (с 20– 25 минут на констатирующем этапе до 15-17 минут на контрольном этапе).

Основная масса учащихся (около 70 % школьников) выполняли наши тестовые задания полностью самостоятельно, не обращались за помощью к учителю. Если на констатирующем этапе учитель несколько раз подходил к ученикам, подсказывал, как нужно действовать, то на контрольном этапе по- мощь учащимся не понадобилась.

Следующим