Файл: Лекция 1 валеология наука о здоровье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 397

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ортостатическая проба

Проба с приседаниями (проба Мартине)

Тест Купера

Питание и здоровье

Питание людей умственного труда

О закономерностях распространения инфекционных болезней

Заболевания с природной очаговостью

Профилактика инфекционных болезней и мероприятия по борьбе с ними

Обезвреживание источника инфекции

Мероприятия по разрыву путей передачи инфекции

О поражении всех органов и систем

Профилактика сифилиса

Что надо знать о гонорее

Что известно о проявлениях болезни

О профилактике гонореи

О болезнях, передающихся половым путём

Алкоголь и алкоголизация

Состояние наркомании

Причины лекарственной зависимости

Возраст и наркотики

Признаки употребления наркотических средств

Профилактика наркомании и токсикомании

Общие понятия теории физической культуры

Формы физического воспитания студентов

Программное построение курса физического воспитания

Физиологические основы оздоровительной тренировки

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система  Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 – 25 годам. Необходимо отметить, что за последние 100 – 150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. ассе1еra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре – чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Как правило, юношеский возраст (16 – 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (

Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов


Существенное влияние на изменение показателей здоровья оказывают изменившаяся окружающая среда и неправильное отношение к своему здоровью. По некоторым данным, с действием этих факторов связано до 77 % всех случаев заболеваний и более 50 % случаев смерти, а также до 57 % случаев неправильного физического развития (Протасов В. Ф., Молчанов А. В., 1995).

Вся масса научных данных приводит к поражающему и тревожному выводу, что 60–90 % раковых заболеваний у человека обусловлено факторами окружающей среды. Термин «окружающая среда» в данном случае применим в самом широком смысле (Ревелль П., Ревелль Ч., 1995). Т.е. любому человеку может угрожать опасность со стороны предпочитаемой им пищи или токсичных веществ, широко распространённых в окружающей среде.

Неблагоприятное действие чужеродных для человека загрязнителей окружающей среды (ксенобиотиков) опосредуется через миграцию химических веществ по одной или нескольким экологическим цепям: ксенобиотики – воздух – человек; ксенобиотики – вода – человек; ксенобиотики – пищевые продукты – человек; ксенобиотики – почва – воздух – человек; ксенобиотики – почва – вода – человек; ксенобиотики – почва – растение – животное – человек и т.д.

Практика показывает, что чем длиннее миграционный путь, тем меньшую опасность для здоровья человека представляет ксенобиотик.

Считается, что из ядов, регулярно попадающих в организм человека, около 70 % поступает с пищей, 20 % – из воздуха и 10 % – с водой.

К чужеродным веществам, присутствующим в продуктах питания современного человека, относятся пестициды, тяжёлые металлы, синтетические химические соединения, нитраты и нитриты, радионуклиды, токсины микроорганизмов и лекарственные средства. Кроме того, пища может быть загрязнена биологическими веществами – бактериями, вирусами, риккетсиями, грибами, простейшими и паразитами.

В России осуществляется контроль за содержанием в пищевых продуктах 14 химических элементов, наиболее опасными и токсичными из которых являются кадмий, ртуть и свинец.

Больше всего кадмия человек получает с растительной пищей. Наибольшее количество кадмия определяется в грибах.

Количество кадмия, поступающего и аккумулирующегося организмом, зависит от качества диеты и физиологического состояния. Доказано, что достаточное количество железа в организме тормозит аккумуляцию кадмия.

Ртуть, как другой биоцид, относящийся к тяжёлым металлам, имеет два типа кругооборота в природе. Первый связан с естественным природным обменом элементарной (неорганической) ртути, второй (так называемый локальный) обусловлен процессами металлирования неорганической ртути, поступающей в окружающую среду в результате хозяйственной деятельности человека.


Наиболее распространённым источником ртутного отравления является мясо рыбы. Первая вспышка массового ртутного отравления получила название «болезнь Минамата». На начальных стадиях заболевание проявлялось симптомами расстройства речи, походки, понижения слуха и зрения. В последующем тяжесть поражений нарастала и многие заболевшие погибли. Кроме того, болезнь имела продолжение в виде отдалённых последствий. Например, у новорождённых от матерей, питавшихся рыбой с ртутью и не имевших клинических симптомов заболеваний, начали проявляться симптомы с прогрессированием психических расстройств и слабоумия. У некоторых новорождённых оказались различные врождённые уродства.

Согласно одной из теорий, объясняющих упадок могущества Древнего Рима, использование свинцовых водопровода, кухонной посуды и сосудов для питья привело к хронической свинцовой интоксикации знати и интеллигенции.

Свинец в пищевых продуктах может появиться при хранении продуктов в металлической таре.

В современных условиях основным источником загрязнения окружающей среды соединениями свинца является использование этилированного бензина. Естественно, что наибольшие концентрации свинца обнаруживаются в атмосферном воздухе вдоль крупных автострад, зелёной массе, растениях и плодах. В дальнейшем при включении в пищевые цепи свинец может поступать в организм человека с продуктами как растительного, так и животного происхождения.

Первые неспецифические симптомы свинцового отравления характеризуются повышенной активностью и бессонницей, которые затем сменяются повышенной утомляемостью, депрессией, нарушениями деятельности кишечника, расстройствами со стороны системы крови и заболеваниями периферической нервной системы.

Гораздо более опасными в плане возможного включения в трофические цепи и влияния на здоровье населения являются пестициды. По производственной классификации в зависимости от назначения, применения пестициды разделяются на 11 основных групп, относящихся к самым разнообразным классам химических соединений. В настоящее время разрешены для применения в сельском хозяйстве 66 различных пестицидов, обладающих помимо специфического действия на сельскохозяйственных вредителей неблагоприятными отдалёнными последствиями различного рода (канцерогенным, эмбриотоксическим, тератогенным, гонадотропным и т.д.).

Далеко не безвредными для организма являются нитраты

, нитриты и нитрозамины. Нитраты в качестве минеральных удобрений вносят в почву для повышения урожайности продуктов растениеводства. Соответственно самые высокие уровни нитратов встречаются в зелёных овощах (шпинат, салат, щавель), а также в свекле, моркови, капусте.

При взаимодействии нитратов (и нитритов) с гемоглобином нарушается процесс обратного связывания кислорода, вследствие чего образующийся метпемоглобин не может выполнять функции переносчика кислорода. Возникают явления кислородного голодания с признаком цианоза, одышки, асфиксии. В тяжёлых случаях отравление заканчивается летально. Экспериментально установлено, что нитраты обладают также мутагенным и эмбриотоксическим действием.

Нитраты, представляющие собой соли азотистой кислоты, давно используются в качестве консерванта при изготовлении колбас, ветчины, мясных консервов. В практике описаны чаще всего случайные отравления в быту нитратами, когда вместо поваренной соли использовался нитрит натрия. Другая опасность нахождения в продуктах питания нитритов заключается в том, что в желудочнокишечном тракте под воздействием микрофлоры из нитритов образуются нитросоединения, обладающие канцерогенными свойствами.

В настоящее время среди населения популярны продукты из арахиса и кукурузы импортного происхождения. По данным Госэпидемнадзора России, такие импортные продовольственные товары, как арахис и кукуруза, поражены афлотоксином, причём арахис – до 23,9 % обследованных образцов с содержанием афлотоксина, превышающего ПДК в 280 раз, а кукуруза – до 19 % образцов и превышением норматива в 160 раз. Стойкими в экологических цепях являются радионуклиды, которые поступают в организм человека также с продуктами питания. Такие продукты расщепления урана, как стронций – 90 и цезий – 137, имеют период полураспада порядка 30 лет. Поэтому, мигрируя по пищевым цепям, они потенциально существенно опасны, особенно на территориях, загрязнённых при производстве и испытаниях ядерного оружия, техногенных авариях на атомных электростанциях.

В настоящее время установлено, что глобальное загрязнение атмосферного воздуха сопровождается ухудшением состояния здоровья населения. Статистически достоверная зависимость заболеваемости населения от загрязнения атмосферного воздуха установлена для заболеваний лёгких, острых респираторных заболеваний. Загрязнения атмосферного воздуха влияют на резистентность организма, что проявляется в росте инфекционных заболеваний. Имеются достоверные сведения о влиянии загрязнений на продолжительность заболеваний. У детей, проживающих в районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, отмечается низкий уровень физического развития, наблюдается отставание уровня биологического развития от паспортного возраста.


Значение воды для поддержания здоровья населения на высоком уровне обусловлено той ролью, которую она играет для удовлетворения физиологических и гигиенических потребностей, а также для рекреационных целей. Основным источником загрязнения гидросферы являются промышленные сточные воды, хозяйственно-бытовые сточные воды, дренажные воды с орошаемых земель, организованный и неорганизованный сток с территорий населённых пунктов и промышленных площадей, сельскохозяйственных полей и крупных животноводческих комплексов, а также водный транспорт.

ЛЕКЦИЯ 4 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 


 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Возникновение термина «физическая культура»


Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура имеет столь же не давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь в конце XIX в. Термин «физическая культура», как и более общий термин «культура», не однозначен. Слово CULTURA означало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В специальной литературе «культурой» называются определенные виды, представляющие ценность для личности и общества. Однако отсюда не следует, что данный термин лишен какой-либо определенности. Его неоднозначность отражает реальную деятельности человека (общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а также ее результаты многогранность обозначаемого явления, т. е. различные смысловые оттенки этого термина. Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура». 

В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «Körper Kultur» – как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура». На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота тела». Позже понятие «физическая культура» рассматривалось в более широком аспекте. Оно
включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд. Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.