Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.



Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.
Уровни усвоения:

Представления:

Механизмы развития патологического процесса при остром пиелонефрите и остром гломерулонефрите.

Роль медицинской сестры в подготовке пациента к лабораторно-инструментальным методам исследования, в диагностике заболевания и на этапах сестринского процесса при уходе за пациентами.

Роль медицинской сестры в профилактике заболевания и проведении диспансерного наблюдения за реконвалесцентами.

Знания:

Анатомию и физиологию органов мочевыделения и АФО у детей.

Основные причины и факторы риска развития острого пиелонефрита и острого гломерулонефрита.

Клинические проявления у детей разного возраста, проблемы пациентов, осложнения, методы диагностики.

Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

Принципы диспансеризации реконвалесцентов после выписки из стационара.
План лекции:

Определение. Уровень заболеваемости. Причины и факторы риска.

Клинические проявления. Осложнения.

Принципы лечения и сестринского ухода за больными. Профилактика заболевания.

Диспансерное наблюдение реконвалесцентов после выписки из стационара

Сестринский процесс при заболеваниях мочевыделительной системы: возможные проблемы пациентов, родителей, сестринские вмешательства.
Заболевания органов мочевыделения.

Острый пиелонефрит.

1. Острый пиелонефрит – это инфекционно-воспалительное заболевание чашечно-лоханочной системы и интерстициальной ткани почек. По данным ВОЗ, пиелонефрит занимает второе место после ОРВИ. В 20% случаев он начинается в грудном возрасте, в 50% - до 4-х лет. Девочки болеют в 5-6 раз чаще мальчиков.

Этиология: Наиболее частыми возбудителями, вызывающими пиелонефрит, являются:

  • Кишечная палочка

  • Энтеробактер

  • Клебсиелла

  • Стафилококки

  • Протей

  • Микробно-вирусные ассоциации


Факторы риска развития заболевания:

Врожденные аномалии развития почек и мочевыводящих путей, способствующие застою мочи

Частые переохлаждения

АФО мочевыделительной системы у детей раннего возраста

ОРВИ И ОКИ, вульвовагинит

Аномалии конституции (аллергический диатез)

Снижение иммунитета

Нарушение обмена веществ, повышение экскреции солей (оксалатов, уратов, фосфатов)

Хронические очаги инфекции

2. Клиническая картина:

Начало заболевания чаще острое с подъема То тела и симптомов интоксикации.

Симптомы интоксикации:

Лихорадка до 39-40о С

Озноб

Головная боль, нарушение сна

Повышенная утомляемость

Снижение аппетита

Болевой синдром:

Боль в поясничной области, иногда в животе, в надлобковой области и по ходу мочеточников. Боль неострая, усиливается при физической нагрузке, уменьшается при согревании.

Положительный симптом Пастернацкого у детей старшего возраста.

Дизурический синдром:

Частые болезненные мочеиспускания

Частые позывы (иногда ложные) к мочеиспусканию

Иногда зуд промежности или чувство жжения

Энурез

Никтурия

Увеличение суточного диуреза

Мочевой синдром:

Нарушение прозрачности мочи (мутная, с осадком и хлопьями)

Высокая лейкоцитурия

Бактериурия

Микропротеинурия, микрогематурия

Особенности клинических проявлений у новорожденных и детей первых месяцев жизни:

Начало острое, высокая лихорадка, тяжелое течение, быстро нарастающая интоксикация

Возможны менингиальные симптомы (без патологических изменений в спинномозговой жидкости)

Характерны диспепсические расстройства: тошнота, рвота, иногда жидкий стул

Дизурические явления выражены слабо, однако мочеиспускание может сопровождаться криком, ему могут предшествовать беспокойство и изменение окраски кожных покровов

Осложнения:

Наиболее частым осложнением острого пиелонефрита является рецидивирующее течение заболевания и переход в хроническую форму.

Методы диагностики:

Клинический анализ крови (умеренная анемия, лейкоцитоз, ускоренная СОЭ)

Общий анализ мочи (лейкоцитурия, бактериурия)

Анализ мочи по Нечипоренко (лейкоцитов более 4000 в 1 мл.)



Анализ мочи по Аддис-Каковскому (лейкоцитов более 2*106 в сутки)

Посев мочи, определение чувствительности возбудителя к антибиотикам

Проба по Зимницкому (низкая плотность мочи, полиурия)

УЗИ почек

Внутривенная урография, реносцинтиграфия

Прогноз.

При отсутствии врожденной патологии развития мочевыводящих путей пиелонефрит лечится успешно. При врожденной патологии характерно рецидивирующее течение заболевания и переход в хроническую форму, но своевременная хирургическая коррекция может привести к выздоровлению.

3. Основные принципы лечения острого пиелонефрита:

В острый период заболевания обязательна госпитализация ребенка в нефрологическое отделение стационара.

Постельный режим на период лихорадки.

Диета молочно-растительная, без раздражающих и экстрактивных блюд, в первые дни с умеренным ограничением соли и белка, затем стол № 7. Обильное питье в промежутках между приемом пищи и лекарственных препаратов (клюквенный и брусничный морсы, настои из трав, соки, компоты, арбуз).

Лекарственные препараты:

Антибиотикотерапия: ампициллин, карбенициллин, цепорин (по чувствительности возбудителя), при упорном и тяжелом течении – аминогликозиды и цефалоспорины. Длительность курса 10-14 дней, при необходимости антибиотики меняются через этот интервал времени.

Сульфаниламидные (бисептол, сульфален), нитрофурановые (фурагин, фурадонин) препараты, препараты налидиксовой кислоты (невиграмон, неграм), оксолиновой кислоты (грамурин) и нитроксолин назначаются при течении заболевания без симптомов интоксикации и после курса антибиотиков на 7-10-14 дней.

Витаминотерапия (витамины Е, А, группы В)

Спазмолитики и анальгетики при сильной боли

Биопрепараты (после курса антибиотиков у детей раннего возраста)

Фитотерапия: сбор трав и ягод, обладающих мочегонным, антисептическим и противовоспалительным действием.

Физиотерапия.

Санация очагов хронической инфекции.

В период ремиссии – санаторно-курортное лечение.

Профилактика.

Соблюдение гигиенических правил ухода за детьми (особенно за девочками)

Предупреждение острых респираторных и кишечных заболеваний

Профилактика и лечение глистной инвазии.

Своевременная санация очагов хронической инфекции.

Общеукрепляющие мероприятия (закаливание, занятия спортом, физкультурой, рациональный режим, питание)

Избегать переохлаждений.


Проведение анализов мочи после любого инфекционного заболевания.

Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами.

4. Диспансерное наблюдение проводится врачом-педиатром и нефрологом детской поликлиники в течение 5 лет от начала клинико-лабораторной ремиссии с целью контроля состояния, предупреждения рецидивов заболевания, контроля функции почек, анализов мочи, диетического питания и физических нагрузок.

Мероприятия:

Осмотр педиатра или нефролога в 1-й год ежемесячно, 2-3 год – ежеквартально, 4-5 год – 1 раз в полгода.

Курсы противорецидивного лечения весной и осенью – уросептики и фитотерапия.

Осмотр стоматолога и отоларинголога весной и осенью, при необходимости – санация очагов хронической инфекции.

Контроль клинического анализа крови 1 раз в полгода, общего анализа мочи и пробы Нечипоренко – при каждом осмотре врача (первые 3 месяца – 1 раз в 2 недели) и любом интеркуррентном воспалительном заболевании.

Контроль пробы по Зимницкому 1 раз в полгода
5. Сестринский процесс при остром пиелонефрите.
Возможные проблемы пациента:

Высокая лихорадка

Нарушение питания

Падение массы тела (особенно у детей раннего возраста)

Боли в животе, в поясничной области, по ходу мочеточников

Расстройство мочеиспускания

Высокий риск реинфекции из-за снижения иммунитета

Чувство «ложного» стыда

Страх, связанный с госпитализацией, перед инвазивными манипуляциями

Снижение устойчивости к нагрузкам вследствие интоксикации

Снижение познавательной деятельности

Возможные проблемы родителей:

Дефицит знаний о заболевании и уходе

Плохое понимание нужд ребенка

Необходимость обеспечения ребенка лечебным питанием

Необходимость проведения непрерывных курсов антибактериальной терапии, фитотерапии и противорецидивного лечения.

Сестринские вмешательства:

Информировать родителей о причинах развития заболевания, клинических проявлениях, особенностях течения, принципах лечения и возможном прогнозе.

Убедить родителей и ребенка (если позволяет его возраст) в необходимости госпитализации в нефрологическое отделение стационара для комплексного обследования и проведения адекватного лечения. Оказать помощь в госпитализации.


Обеспечить ребенку постельный режим на период обострения заболевания. Создать в палате атмосферу психологического комфорта, постоянно оказывать ему поддержку, познакомить ребенка со сверстниками в палате, своевременно удовлетворять его физические и психологические потребности.

Постепенно расширять режим после нормализации То тела под контролем состояния и лабораторных показателей.

Проводить мониторинг жизненно важных функций (То тела, ЧСС, ЧДД, АД, суточный диурез, весовая кривая).

По мере расширения режима постепенно вводить занятия ЛФК: вначале упражнения легкие и привычные, можно лежа или сидя в постели, затем – более сложные в положении стоя. Постепенно увеличивать продолжительность занятий, выполнять их медленно с неполной амплитудой. Обязательно включить в комплекс дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Вовлекать родителей и ребенка в планирование и реализацию ухода: обучить правильному мытью рук, проведению туалета наружных половых органов, объяснить технику сбора мочи на различные виды исследований.

Заранее готовить ребенка к лабораторным и инструментальным методам исследования с помощью терапевтической игры.

Ознакомить родителей с основными принципами диетотерапии: обильное питье особенно в первые дни (до 1,5-2 литров жидкости в день), соблюдение молочно-растительной диеты с ограничением соли и белка в остром периоде, затем стол № 5. Постепенно можно перейти на зигзагообразную диету: каждые 7-10 дней чередуют продукты, изменяющие РН мочи в кислую или щелочную сторону, тогда не создаются условия для размножения патогенной флоры и образования камней.

Посоветовать родителям продолжить фитотерапию в домашних условиях и подобрать травы, обладающие противовоспалительным и мочегонным действием, научить их готовить отвары. В сбор обычно входят брусника, василёк, зверобой, кукурузные рыльца, девясил, крапива, листья березы, медвежьи ушки, полевой хвощ, ромашка, шиповник, черника, рябина.

Постоянно поддерживать положительный эмоциональный настрой у ребенка, давать соответствующие его возрасту задания, корректировать поведение, занимать его чтением книг, спокойными играми, разнообразить досуг, поощрять познавательную деятельность.