ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 336
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ
Определение грузоподъемности подъемного сосуда
Продолжительность цикла и чистое время подъема
Подъемные канаты для вертикального подъема
Уравновешивающие (хвостовые) канаты
Статические сопротивления при вертикальном подъеме
Статические сопротивления при спуске груза
СИСТЕМА ПОДЪЕМА С ПРОТИВОВЕСnl
в виде двойного неравенства:
е– fSнаб е f. (34)
Sсб
После преобразования обеих частей неравенства (34) полу- чим для случая подъема груза
Sнаб – Sсб Sсб(е f– 1),
откуда после превращения в равенство умножением левой части на
п 1 получим
п =
Sсб
(e f1)
1. (35)
Sнаб Sсб
Для случая спуска груза
Sнаб – Sсб Sсб(е– f– 1),
поскольку Sсб Sнаб, меняя знаки на противоположные, найдем
Sсб – Sнаб Sсб(1 – е– f).
После превращения в равенство умножением левой части на с 1
получим
с =
Sсб
(1ef)
1. (36)
Sсб Sнаб
Коэффициент безопасности скольжения характеризует за- пас сил трения по Эйлеру относительно действующей разности на- тяжений. Различают статический ст и динамический д коэффици- енты. Первый рассчитывается по статическим натяжениям, второй – с учетом сил инерции. В соответствии с данными [1] принимается
ст 1,75; д 1,25.
56
В тех случаях, когда условие безопасности не выполняется, следует использовать следующие меры: уменьшить массу полезного груза; увеличить массу подъемных сосудов; увеличить массу кана- тов; уменьшить массу противовеса; увеличить натяжение ветвей на- тяжным устройством (в настоящее время в практике нет).
Рассмотрим случай аварийного торможения при спуске гру- за. Заметим, что для клетевого подъема такая операция является нормальной, а для скипового может квалифицироваться как оши- бочная.
Расчетная схема составляется с
учетом тяжести хвостовых канатов и с указанием положения груженого опускающегося сосуда: при ТХК – вблизи ВПП; при ЛХК – вблизи НПП; при РХК – в лю- бом положении.
В качестве примера расчета натяжений канатов на органе на- вивки рассмотрим случай с ТХК (см. рис.3).
Натяжение опускающейся ветви
о
Sсб = Sст + moaз
или
или
Sсб = g[Q+ Q'+ nph'+ nxpx(H+ hx) – wQ] +
+ aз[Q+ Q'+ nph'+ nxpx(H+ hx)]. (37)
Натяжение поднимающейся ветви
п
Sнаб = Sст – mпaз
Sнаб = g[Q'np(h'+ H) + nxpxhx + wQ] – aз[Q'+
+ np(h'+ H) + nxpxhx], (38)
где
Sст , Sст
и mo, mп – соответственно статические натяжения, Н,
п о
и масса, кг, опускающейся и поднимающейся ветвей; аз – рекомен- дуемое замедление аварийного торможения при спуске груза, аз = 1,5 м/с; w– коэффициент, учитывающий шахтные сопротивле- ния одной ветви, для скипов и клетей wравно соответственно 0,075 и 0,1.
Подставляя выражения (37) и (38) в формулу (36), найдем динамический коэффициент безопасности скольжения при спуске груза дc 1,25.
57
В отечественных многоканатных машинах со шкивами тре- ния применяется футеровка канатоведущих шкивов из пластмассы ПП-45, рецептура которой была разработана в СПГГИ совместно с Охтинским химкомбинатом и НИИ полимеризации пластмасс (ПО «Пластполимер»). Для этой пластмассы принимается расчетный коэффициент трения, равный 0,25 при использовании канатов с круглыми и фасонными прядями и 0,2 – при канатах закрытой кон- струкции [4]. В последнее время появилась футеровка из фенопласта марки Ф7-050-049, ТУ6-05-231-250-83. Для этой пластмассы прини- мается расчетный коэффициент трения, равный 0,30 при пользова- нии канатов с круглыми
и фасонными прядями и 0,25 – при канатах закрытой конструкции.
При расчете канатоведущих шкивов проверяется также удельное давление канатов на футеровку qф, которое не должно пре- вышать допускаемых для данного материала пределов qдоп.
Удельное давление представляет собой среднюю величину от суммы статических натяжений обеих ветвей, отнесенную к про- екции дуги обхвата на диаметральную плоскость шкива,
o п
qф = (Sст Sст
) / ndDqдоп,
где n–число канатов; d–диаметр каната, м; D– диаметр канатове- дущего шкива, м.
При использовании футеровочного материала марки ПП-45 и круглопрядных канатов qдоп = 2 МПа, при закрытых канатах qдоп =
= 2,5 МПа [2].
Многоканатный подъем со шкивами трения успешно решает проблему вертикального подъема полезных грузов массой до 70 т с глубины 1600-2000 м и наклонного подъема грузов массой до 10 тыс.т.
58
е– fSнаб е f. (34)
Sсб
После преобразования обеих частей неравенства (34) полу- чим для случая подъема груза
Sнаб – Sсб Sсб(е f– 1),
откуда после превращения в равенство умножением левой части на
п 1 получим
п =
Sсб
(e f1)
1. (35)
Sнаб Sсб
Для случая спуска груза
Sнаб – Sсб Sсб(е– f– 1),
поскольку Sсб Sнаб, меняя знаки на противоположные, найдем
Sсб – Sнаб Sсб(1 – е– f).
После превращения в равенство умножением левой части на с 1
получим
с =
Sсб
(1ef)
1. (36)
Sсб Sнаб
Коэффициент безопасности скольжения характеризует за- пас сил трения по Эйлеру относительно действующей разности на- тяжений. Различают статический ст и динамический д коэффици- енты. Первый рассчитывается по статическим натяжениям, второй – с учетом сил инерции. В соответствии с данными [1] принимается
ст 1,75; д 1,25.
56
В тех случаях, когда условие безопасности не выполняется, следует использовать следующие меры: уменьшить массу полезного груза; увеличить массу подъемных сосудов; увеличить массу кана- тов; уменьшить массу противовеса; увеличить натяжение ветвей на- тяжным устройством (в настоящее время в практике нет).
Рассмотрим случай аварийного торможения при спуске гру- за. Заметим, что для клетевого подъема такая операция является нормальной, а для скипового может квалифицироваться как оши- бочная.
Расчетная схема составляется с
учетом тяжести хвостовых канатов и с указанием положения груженого опускающегося сосуда: при ТХК – вблизи ВПП; при ЛХК – вблизи НПП; при РХК – в лю- бом положении.
В качестве примера расчета натяжений канатов на органе на- вивки рассмотрим случай с ТХК (см. рис.3).
Натяжение опускающейся ветви
о
Sсб = Sст + moaз
или
или
Sсб = g[Q+ Q'+ nph'+ nxpx(H+ hx) – wQ] +
+ aз[Q+ Q'+ nph'+ nxpx(H+ hx)]. (37)
Натяжение поднимающейся ветви
п
Sнаб = Sст – mпaз
Sнаб = g[Q'np(h'+ H) + nxpxhx + wQ] – aз[Q'+
+ np(h'+ H) + nxpxhx], (38)
где
Sст , Sст
и mo, mп – соответственно статические натяжения, Н,
п о
и масса, кг, опускающейся и поднимающейся ветвей; аз – рекомен- дуемое замедление аварийного торможения при спуске груза, аз = 1,5 м/с; w– коэффициент, учитывающий шахтные сопротивле- ния одной ветви, для скипов и клетей wравно соответственно 0,075 и 0,1.
Подставляя выражения (37) и (38) в формулу (36), найдем динамический коэффициент безопасности скольжения при спуске груза дc 1,25.
57
В отечественных многоканатных машинах со шкивами тре- ния применяется футеровка канатоведущих шкивов из пластмассы ПП-45, рецептура которой была разработана в СПГГИ совместно с Охтинским химкомбинатом и НИИ полимеризации пластмасс (ПО «Пластполимер»). Для этой пластмассы принимается расчетный коэффициент трения, равный 0,25 при использовании канатов с круглыми и фасонными прядями и 0,2 – при канатах закрытой кон- струкции [4]. В последнее время появилась футеровка из фенопласта марки Ф7-050-049, ТУ6-05-231-250-83. Для этой пластмассы прини- мается расчетный коэффициент трения, равный 0,30 при пользова- нии канатов с круглыми
и фасонными прядями и 0,25 – при канатах закрытой конструкции.
- Удельное давление канатов на футеровку
При расчете канатоведущих шкивов проверяется также удельное давление канатов на футеровку qф, которое не должно пре- вышать допускаемых для данного материала пределов qдоп.
Удельное давление представляет собой среднюю величину от суммы статических натяжений обеих ветвей, отнесенную к про- екции дуги обхвата на диаметральную плоскость шкива,
o п
qф = (Sст Sст
) / ndDqдоп,
где n–число канатов; d–диаметр каната, м; D– диаметр канатове- дущего шкива, м.
При использовании футеровочного материала марки ПП-45 и круглопрядных канатов qдоп = 2 МПа, при закрытых канатах qдоп =
= 2,5 МПа [2].
- Преимущества и недостатки многоканатного подъема со шкивами трения
Многоканатный подъем со шкивами трения успешно решает проблему вертикального подъема полезных грузов массой до 70 т с глубины 1600-2000 м и наклонного подъема грузов массой до 10 тыс.т.
58