Файл: Акатьева С. И., Елисеева Л. А., Загидулина О. Н., Козлова Г. А., Попова С. В., Поротова С. В., Смердова Н. В., Сухорукова М. Р., Фанина О. Б.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 250
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебное пособие | 139
предстоящую манипуляцию. | Ответ: «Я согласен на выполнение процедуры» В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача. |
5. Предложить пациенту занять положение сидя на стуле. | «Присаживайтесь, пожалуйста» |
6. Спросить пациента о подготовке к исследованию. | «Скажите, пожалуйста, Вы готовились к исследованию, выполняли рекомендации врача?» Ответ: «Да, я подготовился к исследованию» |
7. Спросить пациента о его самочувствии перед процедурой. | «Скажите, пожалуйста, как Вы сегодня себя чувствуете? Нет жалоб?» Ответ: «Я чувствую себя хорошо» |
8. Успокоить пациента, если он испытывает страх перед манипуляцией. | «Данное исследование может вызывать дискомфортные ощущения. В случае сильных неприятных ощущений сделайте мне знак рукой. Вам необходимо внимательно слушать мои указания и выполнять их. В этом случае процедура пройдет хорошо, и бояться не нужно» |
9. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. | «Обрабатываю руки гигиеническим способом» |
10. Подготовить необходимое оснащение. Проверить сроки годности всех расходных материалов и лекарственных средств, целостность упаковок, стерильность. | «Готовлю на манипуляционном столе необходимое оснащение (перечислить)». «Целостность упаковок не нарушена. Сроки годности упаковок и лекарственных средств не истекли, материал стерилен» |
11. Используя сантиметровую ленту или другой зонд в качестве мерки, измерить расстояние от резцов до пупка. | «Сейчас я определю первую метку, до которой Вам будет необходимо проглотить зонд, измерив расстояние от резцов до пупка» |
12. Предложить или помочь пациенту надеть клеенчатую пелерину с карманом для сбора слюны. Примечание: если такой пелерины пет, надеть на пациента клеенчатый короткий фартук, накрыть его большой пеленкой, чтобы он мог ее концом вытереть стекающую слюну, в руки дать лоток для сбора слюны. | «Я помогу надеть на Вас фартук, повяжу пеленку. Возьмите в руки лоток. В процессе проглатывания зонда будет выделяться много слюны. Вы сможете сплевывать ее в этот лоток» |
13. Попросить пациента плотно прижать спину к спинке стула и немного наклонить голову вперед. | «Сядьте удобно, спина должна быть плотно прижата к спинке стула. Наклоните голову немного вперед. Дышите через нос спокойно, не разговаривайте. При появлении рвотных движений зажмите зонд губами и сделайте несколько глубоких вдохов через нос» |
14. Надеть средства индивидуальной защиты: одноразовую маску, фартук. | «Надеваю средства индивидуальной защиты для соблюдения инфекционной безопасности» |
15. Провести гигиеническую обработку рук кожным антисептиком. Надеть нестерильные перчатки. | «Провожу антисептическую обработку рук и надеваю нестерильные перчатки» |
Выполнение манипуляции
1. Вскрыть упаковку с зондом и при помощи стерильного пинцета выложить его на стерильный лоток. Вскрыть флакон с глицерином. Выложить на стерильный лоток шприц. | «Подготавливаю необходимое оснащение на манипуляционном столе» |
2. Взять зонд в правую руку на расстоянии 10- 15 см от оливы, левой рукой поддерживать | «Подготавливаю зонд к введению: беру в правую руку, поддерживаю свободный конец |
Учебное пособие | 140
свободный конец зонда. Смочить оливу глицерином над нестерильным лотком. | зонда. Над нестерильным лотком поливаю оливу стерильным глицерином (или вазелиновым маслом) для облегчения процесса введения» |
3. Предложить пациенту открыть рот. Положить оливу глубоко за корень языка пациента, предлагая ему делать глотательные движения и глубоко дышать. | «Сейчас я помогу вам заглотить зонд. Откройте широко рот, дышите через нос. Как только почувствуете оливу на корне языка начинайте делать глотательные движения» |
4. В положении сидя пациент заглатывает зонд до первой метки (примерно 5 метка - 50 см). Внимательно наблюдать за состоянием пациента. Примечание: если пациент закашлялся, побледнел или посинел, вероятно зонд попал в дыхательные пути. Необходимо немедленно извлечь зонд, успокоить пациента, дать отдышаться и снова возобновить процедуру. | «Продолжайте заглатывать до первой отметки. Слюну сплевывайте в карман пелерины (или в лоток). При появлении рвотных движений, остановитесь, зажмите губами зонд и дышите глубоко через нос. Продолжайте, как сможете, заглатывать зонд» |
5. Подсоединить шприц к зонду и потянуть поршень на себя. Если в шприц поступит слегка мутный кислый желудочный сок (красная лакмусовая бумажка синеет), значит зонд находится в желудке. Наложить зажим на свободный конец зонда и отсоединить шприц. | «Сейчас я определю нахождение зонда: присоединяю шприц, в шприц поступило желудочное содержимое. Накладываю зажим на свободный конец зонда» |
6. Попросить пациента походить медленно по Я кабинету в течение 15-20 минут (для ускорения прохождения оливы через привратник), и постепенно проглотить зонд до 7 метки (70 см). | «Пожалуйста, встаньте и начните ходить по кабинету. Продолжайте заглатывать зонд до 2 отметки» . |
7. Снять с пациента фартук/пелерину и сразу замочить в дезрастворе с полным погружением. | «Зонд введен до второй отметки. Все хорошо. Снимаю с Вас фартук и подвергаю его дезинфекции» |
8. Уложить пациента на кушетку без подушки на правый бок, под таз подложить валик или подушку, под правое подреберье - грелку (60°) | «Пожалуйста, ложитесь на кушетку на правый бок. В связи с длительностью процедуры, рекомендую Вам занять функциональное положение на кушетке:
Под таз я подложу вам валик, а под правое подреберье - теплую грелку. Такое положение облегчит введение зонда в 12-перстную кишку» |
9. В таком положении пациент должен заглатывать зонд до 3 метки - 90 см, что соответствует нахождению оливы в 12-перстной кишке несколько ниже отверстия общего желчного и панкреатического протоков (фатеров сосок). Примечание: введение зонда до 3 метки может занимать до 1-1,5 часов. | «Пожалуйста, продолжайте заглатывать зонд до третьей метки. Как Ваше самочувствие? Если все хорошо, сделайте знак рукой» |
10. Рядом с головным концом кушетки поставить низкую скамеечку, а на нее штатив с пробирками. Опустить свободный конец зонда в пробирку «А» и снять зажим. | «Готовлюсь к поступлению порций желчи: рядом с головным концом кушетки ставлю низкую скамеечку, а на нее штатив с пробирками. Опускаю свободный конец зонда в пробирку «А» и снимаю зажим» |
Учебное пособие | 141
11. В пробирку поступает светло-желтая жидкость щелочной реакции - это порция «А» или дуоденальная желчь (смесь кишечного сока, секрета поджелудочной железы и желчи). Собрать всю порцию «А» (до 40 мл), перекладывая зонд поочередно из пробирки в пробирку. Для лаборатории необходимо отобрать пробирку с самым прозрачным содержимым. | «Получаю первую порцию «А». Данная порция собрана из просвета 12-перстной кишки. Она светло-желтая, слегка мутноватая. Процедура идет хорошо» ■•"ЧТО* |
12. Подготовить энтеральный раздражитель - согреть его на водяной бане до 38°С. | «Пока поступает порция «А» приступаю к подготовке энтерального раздражителя. Согреваю емкость на водяной бане до температуры 38°С» |
13. После прекращения вытекания порции А, уложить пациента на спину и ввести стимулятор (теплый раствор энтерального раздражителя по назначению врача) через зонд, используя шприц как воронку. Наложить зажим на свободный конец зонда на 10-15 минут. | «Для получения следующей порции, повернитесь, пожалуйста, на спину. С помощью шприца я введу Вам через зонд теплый раствор раздражителя. В таком положении Вам нужно будет полежать 10-15 минут. Это будет способствовать хорошему отделению желчи во время манипуляции» |
14. Снова уложить пациента на правый бок, опустить свободный конец зонда в пробирку, снять зажим. Поочередно перекладывая зонд из пробирки в пробирку, собрать вытекающую густую, темно-оливкового (зеленовато- коричневатого) цвета желчь из желчного пузыря - это порция «В» или пузырная желчь. Может выделиться до 60 мл желчи. ; Примечание: если после введения раздражителя нет порции «В», значит не открылся сфинктер Одди. По назначению врача ввести пациенту подкожно 1,0 мл 0,1% раствора атропина для снятия спазма сфинктера. Если эффекта нет, зондирование прекратить! | «Я помогу вам снова вернуться на правый бок для получения порции «В» из желчного пузыря. Опускаю свободный конец зонда в пробирку и снимаю зажим. Поступление желчи может продолжаться 20-30 минут» А'| 'АЛ |
15. После опорожнения желчного пузыря переложить зонд в следующие пробирки. Вновь начнется выделение прозрачной золотисто- желтой прозрачной желчи - порции «С» (печеночная желчь) из внутрипеченочных желчных протоков (светлее порции «А»), Может выделиться до 20 мл порции «С». | «Данная порция желчи «С» собрана из печени. Она прозрачная, золотисто-желтого цвета. Процедура подходит к завершению» |
16. Поставить штатив с пробирками на манипуляционный стол. Убрать валик и грелку. Аккуратно и поступательно извлечь зонд через салфетку и поместить его в нестерильный лоток. | «Все порции получены. Процедура подошла к завершению. Убираю штатив, валик и грелку. Извлекаю зонд. Могут быть немного неприятные ощущения. Пожалуйста, потерпите. Извлеченный зонд и салфетку помещаю в нестерильный лоток» |
17. Дать пациенту прополоскать рот водой, обтереть кожу вокруг рта салфеткой. Уточнить самочувствие пациента. Дать необходимые рекомендации. При удовлетворительном самочувствии отпустить пациента. | «Пожалуйста, прополощите рот. Для обтирания лица используйте салфетку. В ближайшие 30-40 минут не употребляйте резко контрастную пищу, не заниматься сухоядением. При неприятных ощущениях в эпигастрии или правом подреберье полежите некоторое время с теплой грелкой. Как Ваше самочувствие?» Ответ: «Я чувствую себя нормально». «Вы можете идти. Результат исследования будет у врача (или в регистратуре)» |
Учебное пособие | 142
18. Отправить штатив с пробирками в клиническую лабораторию с правильно оформленным направлением. | «Отправляю в транспортировочном закрытом контейнере в клиническую лабораторию штатив с пробирками и направление» |
Окончание манипуляции | |
1. Использованное оснащение подвергнуть дезинфекции и утилизации. | «Использованный зонд, шприцы, салфетки, фартуки подвергаю дезинфекции и утилизации. Убираю полотенце и помещаю его в мешок для использованного белья. Грелку опорожняю и дезинфицирую протиранием, валик дезинфицирую способом протирания. Салфетки утилизирую в емкость для отходов класса «Б» |
2. Поместить упаковки от расходных материалов в емкость для медицинских отходов класса «А». | «Помещаю упаковки от расходных материалов в емкость для медицинских отходов класса «А» |
3. Обработать рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующей салфеткой способом протирания. Салфетку поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б» Примечание: кратность протирания определяется инструкцией к салфеткам | «Обрабатываю рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующей салфеткой способом протирания. Салфетку утилизирую в емкость для отходов класса «Б» 1||| 1|| |
4. Снять перчатки, шапочку, маску. Обработать руки гигиеническим способом. | «Снимаю перчатки, шапочку, маску и утилизирую их в мешок для отходов класса «Б». Обрабатываю руки гигиеническим способом» |
5. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения манипуляции в медицинскую документацию. | «Фиксирую в медицинской документации данные о проведенной процедуре» |
Примечания:
-
Помимо описанного выше традиционного (классического, техфазного) метода дуоденального
зондирования, в последние годы широко используется 5-фракционный (многомоментный)
метод дуоденального зондирования. Он позволяет изучить время выделения отдельных
фракций с учетом количества поступающей желчи, темпа ее выделения и последующего
тщательного качественного анализа каждой фракции. Для более точной характеристики
состояния системы желчевыделения используют хроматический фракционный метод
дуоденального зондирования, за 14-15 мин до проведения которого пациент принимает внутрь
краситель - метиленовый синий в желатиновой капсуле. Препарат окрашивает желчь в
желчном пузыре в сине-зеленый цвет, что дает возможность более точно дифференцировать
пузырную желчь от других. -
У детей дуоденальное зондирование столь же трудно, как и извлечение желудочного сока. Зонд
с оливой вводят новорожденным на глубину приблизительно 25 см, детям 6 месяцев - на 30 см,
1 года - на 35 см, 2-6 лет - на 40-50 см, более старшим - на 45-55 см. Сульфат магния вводят в
12-перстную кишку из расчета 0,5 мл 25% раствора на 1 кг массы тела. В остальном порядок и
техника зондирования такие же, как у взрослых. -
Для бактериологического исследования часть желчи из каждой порции собирают в стерильные
пробирки. До и после наполнения пробирок желчью их края проводят над пламенем горелки и
закрывают стерильной пробкой. Доставка в бактериологическую лабораторию должна
осуществляться немедленно. -
В охлажденном дуоденальном содержимом трудно обнаружить лямблии, поскольку они
перестают двигаться. Для предотвращения охлаждения пробирки помещают в стакан с горячей
водой (39-40°С). -
После получения порции «С» через зонд можно ввести лекарственные средства, если есть
назначение врача. -
Если в течение 2 часов не удается продвинуть оливу зонда в двенадцатиперстную кишку,
исследование прекращают.