Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Организация формирующего оценивания в начальной школе».
Глава 1. Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
Сущность педагогической оценки и отметки.
Современные подходы к системе оценивания учебных достижений младших школьников
Сущность формирующего оценивания Методики и приемы организации формирующего оценивания
Методики и приемы проведения формирующего оценивания в начальной школе
Пооперационный контроль как условие организации формирующего оценивания
Описание исследовательской работы по организации формирующего оценивания в начальной школе
что пооперационный контроль дал более высокие показатели, чем другие виды контроля. Так же ими был сделан вывод, что «…частота контроля зависит от этапа усвоения, и она должна меняться внутри отдельных этапов. Систематический контроль оказывает положительное влияние на этих этапах только при пооперационном контроле» [39].
На основе проведенного исследования Н. Ф. Талызина определила требования к организации контроля:
В процессе обучения контроль выполняет не только функцию обратной связи, а также при правильной его организации способствует повышению мотивации к обучению, при неправильной – снижает.
Как правило, в школьной практике уделяется недостаточно времени на уроке формированию контрольно-оценочной деятельности, а в частности пооперационному контролю. В основном работа проводится бессистемно и в большей степени уделяется внимание контролю по результату. Но на современном этапе системы образования контроль и оценка не должны ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработкой умений по предмету. Поэтому перед учителем ставится
важная задача – переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Тогда функция оценки должна заключаться в предоставлении ученику сведений об успешности его учебной деятельности. Поэтому действия контроля и оценки, как у учеников, так и у учителей должны включаться в процесс обучения с первого дня школьной жизни. При правильном введении действий контроля и оценки, учащиеся, осваивая один вид контроля, начинают сами или с помощью учителя испытывать потребность во введении следующего вида контроля. Например, освоив контроль по результату, учащиеся понимают, что если ответ неверный, то у них отсутствует информация о причине ошибки, появляется необходимость в пооперационном контроле.
В основу нашего исследования было положено предположение, что если в процесс обучения математике включать пооперационный контроль, то у учащихся начальной школы повысится качество знаний.
Опытно-исследовательская работа проводилась в сентябре – ноябре 2016 – 2017 учебного года на базе МАОУ «Гимназия №5» в 3 «г» классе в количестве 25 человек. Для внедрения дидактического материала по нашей теме были выбраны уроки математики, поскольку учебный материал по данному предмету позволяет достаточно конкретно и четко выделить операции, умения и действия, необходимые для усвоения предметных тем.
Данное образовательное учреждение работает по УМК «Перспектива», авторский курс математики Л. Г. Петерсон. Во время опытно- исследовательской работы учащиеся обучались в традиционном для гимназии режиме - по 4 часа математики в неделю.
Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.
Диагностика качества усвоения знаний учащихся проводилась на основе разработанных Л. Г. Петерсон «Самостоятельных и контрольных работ».
Для изучения формирующего оценивания как инструмента повышения качества усвоения учебного материала в начальной школе мы начали с темы
«Внетабличное умножение и деление» по математике.
Тема «Внетабличное умножение и деление» является связующей, так как соединяет табличные случаи умножения и деления с действиями над многозначными числами. А значит, её освоение занимает особое место в обучении математики школьников.
В рамках данной темы учащиеся овладевают несколькими приемами вычислений. Мы выделили следующие приемы, при изучении которых будет вводиться пооперационный контроль:
При изучении каждого приема после урока открытия нового знания (ОНЗ) следует урок - рефлексии, на котором учащимся предлагались задания, отражающие конкретные умения (операции, действия) для овладения приема. Пооперационный контроль мы вводили на уроках - рефлексии, потому что отличительной особенностью данного типа урока является фиксирование и выявление причин затруднений, преодоление их в собственной деятельности. Так как курс математики разработан на основе
авторской программы Л.
Г. Петерсон, то и структуру урока–рефлексии строили на основе системы деятельностного метода «Школа 2000..».
На этапе актуализации знаний учащиеся повторяли и фиксировали основные знания, понятия и термины, которые были усвоены во время урока ОНЗ. На этапе локализации индивидуальных затруднений учащимся предлагались листы для самостоятельной работы с заданиями для пооперационного контроля. (Таблица №1).
Таблица №1.
Лист длясамостоятельнойработыпотеме«Умножениекруглыхчисел»
На основе проведенного исследования Н. Ф. Талызина определила требования к организации контроля:
-
на первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным; -
в начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов внешний контроль должен быть систематическим - за каждым выполняемым заданием; -
в конце этих этапов, а также на последующих этапах внешний контроль должен быть эпизодическим - по требованию обучаемого или при наличии у него систематических ошибок [39].
В процессе обучения контроль выполняет не только функцию обратной связи, а также при правильной его организации способствует повышению мотивации к обучению, при неправильной – снижает.
Как правило, в школьной практике уделяется недостаточно времени на уроке формированию контрольно-оценочной деятельности, а в частности пооперационному контролю. В основном работа проводится бессистемно и в большей степени уделяется внимание контролю по результату. Но на современном этапе системы образования контроль и оценка не должны ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработкой умений по предмету. Поэтому перед учителем ставится
важная задача – переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Тогда функция оценки должна заключаться в предоставлении ученику сведений об успешности его учебной деятельности. Поэтому действия контроля и оценки, как у учеников, так и у учителей должны включаться в процесс обучения с первого дня школьной жизни. При правильном введении действий контроля и оценки, учащиеся, осваивая один вид контроля, начинают сами или с помощью учителя испытывать потребность во введении следующего вида контроля. Например, освоив контроль по результату, учащиеся понимают, что если ответ неверный, то у них отсутствует информация о причине ошибки, появляется необходимость в пооперационном контроле.
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 24
Описание исследовательской работы по организации формирующего оценивания в начальной школе
В основу нашего исследования было положено предположение, что если в процесс обучения математике включать пооперационный контроль, то у учащихся начальной школы повысится качество знаний.
Опытно-исследовательская работа проводилась в сентябре – ноябре 2016 – 2017 учебного года на базе МАОУ «Гимназия №5» в 3 «г» классе в количестве 25 человек. Для внедрения дидактического материала по нашей теме были выбраны уроки математики, поскольку учебный материал по данному предмету позволяет достаточно конкретно и четко выделить операции, умения и действия, необходимые для усвоения предметных тем.
Данное образовательное учреждение работает по УМК «Перспектива», авторский курс математики Л. Г. Петерсон. Во время опытно- исследовательской работы учащиеся обучались в традиционном для гимназии режиме - по 4 часа математики в неделю.
Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.
-
этап- сентябрь: изучение темы «Внетабличное умножение и деление» с включением пооперационного контроля, диагностика качества знаний учащихся по изученной теме; -
этап - октябрь: изучение темы «Нумерация многозначных чисел» без включения пооперационного контроля, диагностика качества знаний учащихся по изученной теме; -
этап - ноябрь: изучение темы «Сложение и вычитание многозначных чисел» с включением пооперационного контроля, диагностика качества знаний учащихся по изученной теме.
Диагностика качества усвоения знаний учащихся проводилась на основе разработанных Л. Г. Петерсон «Самостоятельных и контрольных работ».
-
этап.
Для изучения формирующего оценивания как инструмента повышения качества усвоения учебного материала в начальной школе мы начали с темы
«Внетабличное умножение и деление» по математике.
Тема «Внетабличное умножение и деление» является связующей, так как соединяет табличные случаи умножения и деления с действиями над многозначными числами. А значит, её освоение занимает особое место в обучении математики школьников.
В рамках данной темы учащиеся овладевают несколькими приемами вычислений. Мы выделили следующие приемы, при изучении которых будет вводиться пооперационный контроль:
-
умножение круглых чисел; -
деление круглых чисел; -
умножение двузначного числа на однозначное; -
деление двузначного числа на однозначное; -
деление двузначного числа на двузначное; -
деление с остатком.
При изучении каждого приема после урока открытия нового знания (ОНЗ) следует урок - рефлексии, на котором учащимся предлагались задания, отражающие конкретные умения (операции, действия) для овладения приема. Пооперационный контроль мы вводили на уроках - рефлексии, потому что отличительной особенностью данного типа урока является фиксирование и выявление причин затруднений, преодоление их в собственной деятельности. Так как курс математики разработан на основе
авторской программы Л.
Г. Петерсон, то и структуру урока–рефлексии строили на основе системы деятельностного метода «Школа 2000..».
На этапе актуализации знаний учащиеся повторяли и фиксировали основные знания, понятия и термины, которые были усвоены во время урока ОНЗ. На этапе локализации индивидуальных затруднений учащимся предлагались листы для самостоятельной работы с заданиями для пооперационного контроля. (Таблица №1).
Таблица №1.
Лист длясамостоятельнойработыпотеме«Умножениекруглыхчисел»
Задание | Самопро- верка + / - / ? | Проверяемое умение (знание) | |
1.Найдизначение 3 • 7 = | | Знаю таблицу умножения | |
2.Вычисли 4д. • 3 = | | Умею умножать однозначное именованное число на однозначное число | |
3. Соедини выражение с егозначением 7 • 10 8 • 100 7 80 800 70 700 | 8 | | Умею умножать число |
на 10, 100. | |||
4.Вычисли | | Умею умножать круглое | |
50 • 10 = | число на 10, 100 | ||
20 • 100 = | | ||
5.БабаЯгаиКощейспорят,кто | | Умею выбирать | |
изних быстрее решит 60•3 | наиболее удобный | ||
□ Баба Яга 60 • 3 = (6 • 3) • 10 | (рациональный) способ | ||
□ Кощей 60 • 3 = 60 + 60 + 60 | умножения круглого | ||
| числа на однозначное | ||
| число | ||
6.Выбериудобныйспособрешения | | Умею выбирать удобный | |
□ 50 • 30 = (50 • 3) • 10 | способ умножения | ||
□ 50 • 30 = (5 • 3) • 10 • 10 | двузначных круглых | ||
| чисел |