Файл: Лекция i. Введение 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ I. ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет банкового права. 2. Отношение банкового права к другим дисциплинам. 3. Основные моменты истории советского банкового законодательства. 4. Источники банкового права.

ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР

ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)

1. Кредитная система СССР. 2. Регулирование деятельности кредитных учреждений. 3. Кредитные планы. 4. Надзор за деятельностью кредитных учреждений.

Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ

1. Банковые сделки (операции) и их классификация. 2. Уставные сделки кредитных учреждений. 3. Совершение банковых сделок. 4. Контокоррентный договор.

ЛЕКЦИЯ V. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

ЛЕКЦИЯ VI. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

1. Виды активных операций. 2. Открытие кредита. 3. Понятие и юридическая природа учета. 4. Векселя, принимаемые к учету.

ЛЕКЦИЯ VII. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (Продолжение)

1. Срочные ссуды. 2. Специальный текущий счет до востребо­вания (on call). 3. Целевые ссуды. 4. Гарантийный кредит. 5. Акцептный и рамбурсный кредиты.

ЛЕКЦИЯ VIII. ЗАЛОГ, ПРАВО УДЕРЖАНИЯ, ЗАЧЕТ

ЛЕКЦИЯ IX. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ. ЧЕК

ЛЕКЦИЯ X. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ (Продолжение)

1. Перевод. Денежный аккредитив. 2. Комиссионные платеж­ные поручения. Товарный аккредитив. Инкассовые операции. 3. Организация взаимных расчетов.

ЛЕКЦИЯ XI. ПРОЧИЕ БАНКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. БАНКОВАЯ ТАЙНА. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



Постановлением СНК РСФСР от 17 июля 1928 г. о комму­нальных и акционерных ломбардах (С. У. РСФСР1928 г., № 112, ст. 694) урегулирован вопрос об учреждении ломбардов. Лом­барды делятся на коммунальные -и акционерные. Коммуналь­ные ломбарды учреждаются городскими советами и местными исполнительными комитетами при отделах коммунального хо­зяйства. Акционерные ломбарды учреждаются городскими со­ветами и местными исполнительными комитетами, согласно Положению об акционерных обществах, в виде смешанных акционерных обществ.

3. Организационные формы кредитных учреждений. Советское законодательство знает несколько типов организа­ции кредитных учреждений.

Государственный банк СССР является государственным кре­дитным учреждением. Он имеет двойственную юридическую природу. С одной стороны, он является учреждением, входя­щим в состав Народного комиссариата финансов СССР (ст. 3 Положения о НКФ СССР - «Вестник ЦИК, СНК, СТО СССР» 1923 г., № 10, ст. 309), с другой стороны, он представляет собой предприятие, состоящее на хозяйственном расчете и обладаю­щее собственной, независимой от казны юридической лич­ностью. Однако, Государственный банк СССР связан с казной тем, что в случае, «если в каком-либо году убыток по операциям банка превысит сумму запасного капитала, то непокрытая часть убытка, по утверждению Народным комиссаром финансов годового отчета банка, сносится на особый счет Народного комиссариата финансов для покрытия из общегосударственных средств в бюджетном порядке» (ст. 4 Положения о Государ­ственном банке).

Управление Государственным банком организовано следую­щим образом. Во главе Государственного банка стоит правле­ние, состоящее из председателя и членов правления. Председа­тель правления назначается Советом Народных Комиссаров, члены правления назначаются народным комиссаром финансов. Статья 5 Положения о Государственном банке формулиру­ет полномочия, принадлежащие в отношении банка народному комиссару финансов. Народный комиссар финансов осущес­твляет высшее наблюдение за деятельностью банка, в частнос­ти, утверждает все основные правила по операциям банка, дает руководящие указания о направлении его деятельности, утвер­ждает размер % и комиссионного вознаграждения и, кроме того, утверждает ежегодную смету расходов и годовой отчет банка. Положение ® Государственном банке предусматривает учреж­дение при правлении, а также при областных конторах и отделениях банка учетно-ссудных комитетов
, задачей которых является установление кредитоспособности учреждений, пред­приятий, организаций и лиц, ходатайствующих об открытии кредита. Учетно-ссудный комитет при правлении состоит из представителей некоторых Народных комиссариатов, в том числе и НКФ, представителей кооперативных организаций, а также из приглашаемых председателем правления и утвер­ждаемых народным комиссаром финансов представителей про­мышленности и торговли. Постановления Учетно-ссудного ко­митета утверждаются правлением Государственного банка или управляющими областных контор и отделений по принадлеж­ности.

Учетно-ссудные комитеты, хотя и предусмотрены Положе­нием, но в настоящее время прекратили свое существование.

Для проверки отчетности, операций и прочих дел Государ­ственного банка народный комиссар финансов СССР ежегодно назначает ревизионную комиссию.

Государственный банк имеет многочисленные филиалы, ко­торые разделяются на: а) конторы, б) отделения и в) агентства.

Средства Государственного банка составляют основной и запасный капиталы. Основной капитал отпускается банку из государственных средств в бюджетном порядке. Запасный капитал образуется путем ежегодных отчислений в размере 50% из чистой прибыли банка. Размер запасного капитала не ограничен.

Государственные трудовые сберегательные кассы возглав­ляются Главным управлением государственных трудовых сбе­регательных касс, входящих в состав НКФ СССР (ст. 3 Положе­ния о НКФ СССР). Во главе управления стоит начальник, назначаемый народным комиссаром финансов СССР. Послед­ний согласно статье 16 Положения о Гострудсберкассах (С. 3. СССР 1925 г., № 81, ст. 612) утверждает основные правила по операциям сберегательных касс, финансовые и операционные их планы, а также планы сети этих касс и имеет общий надзор за их операциями. Кроме того, народный комиссар финансов утверждает смету доходов и расходов по Гострудсберкассам, а также их годовой отчет. Для объединения деятельности Гострудсберкасс на территории союзных республик, в столицах этих республик учреждаются Главные государственные трудо­вые сберегательные кассы, в отношении которых Народным комиссариатам финансов союзных республик принадлежит право надзора. В круг деятельности Главгострудсберкасс, по­мимо производства операций на общих основаниях, входит ряд вопросов и дел по управлению и наблюдению за деятельностью сберегательных касс соответствующей республики (ст. 21). В качестве местных учреждений могут быть открыты в городах и сельских местностях на всей территории СССР Гострудсберкассы. Гострудсберкассы организуются в виде самостоятель­ных филиалов, а равно могут открываться при всех учрежде­ниях Народных комиссариатов финансов, путей сообщения, почт и телеграфов (приписные кассы). Кроме того, кассы могут открываться и при других государственных учреждениях, а также при кооперативных и профессиональных организациях по соглашению с этими учреждениями и организациями.



Для проверки годового отчета народный комиссар финансов ежегодно назначает ревизионную комиссию.

Для покрытия возможных убытков по операциям служит запасный капитал Гострудсберкасс, который образуется путем ежегодных отчислений в размере 50% из чистой прибыли этих касс. Отчисления из чистой прибыли в запасный капитал производятся до тех пор, пока размер запасного капитала не достигнет 10% остатка вклада на 1 декабря отчетного года. Впредь до образования запасного капитала, Гострудсберкассам из средств Союза отпускаются 10 миллионов в качестве специ­ального запасного капитала.

Правительство Союза ССР принимает на себя ответствен­ность за целость сумм, вверяемых Гострудсберкассам. Кроме того, при недостаточности доходов Гострудсберкасс и их запас­ного капитала для начисления %% по вкладам и покрытия расходов и убытков, недостающая сумма пополняется из средств казны (ст. 2 и 13).

Положение о Гострудсберкассах не упоминает о том, что они представляют собой юридическое лицо. Однако, несомненно, они таковыми являются. В соответствии с этим статья 7 Поло­жения указывает, что Главному управлению Гострудсберкасс предоставляется в пределах Положения приобретать для своих надобностей имущества, вступать в обязательства, отвечать и искать в судебных установлениях. Такие же права осуществля­ются местными учреждениями сберегательных касс в пределах предоставленных им полномочий.

Наиболее распространенной организационной формой кре­дитного учреждения является в советском законодательстве акционерное общество. Акционерные банки подлежат действию Положения об акционерных обществах (С. 3. СССР 1927 г., .№ 49, ст. 500).

Положение об акционерных обществах различает три вида акционерных обществ: государственные, смешанные и просто акционерные общества. Государственным акционерным общес­твом считается такое акционерное общество, в котором, согласно его уставу, все акции принадлежат государственным учреж­дениям и предприятиям. Смешанным считается такое акцио­нерное общество, в котором, согласно уставу, государственным учреждениям и предприятиям должно принадлежать не менее половины акций или же государству должно принадлежать не менее половины мест в выборных органах общества, или же не менее половины дивиденда. Смешанные акционерные общества, поскольку в их уставах или в законе не установлено иное, приравниваются к частным предприятиям. В форме смешан­ных акционерных обществ организуются местные коммуналь­ные банки. См. нормальный устав, утвержденный ЭКОСО РСФСР 21 июля 1928 г. (С. У. РСФСР, 1928 г., № 110, ст. 686). Местные с.-х. банки являются акционерными обществами прос­то. См. нормальный устав, утвержденный ЭКОСО РСФСР 31 июля 1928 г. (С. У. РСФСР 1928 г., № 105, ст. 664).


В отношении других акционерных банков вопрос об их принадлежности к той или другой категории решается на основании уставов.

Законодательные акты, посвященные отдельным банкам, а также уставы банков содержат порой довольно существенные особенности по сравнению с общим акционерным правом. При­мером может служить Положение о Банке долгосрочного кре­дитования промышленности и электрохозяйства (Промбанк). Этот банк не укладывается ни в одну из трех категорий, предусмотренных Положением об акционерных обществах. Он не является ни государственным, ни смешанным акционерным обществом. Тем не менее, Положение не рассматривает его как простое акционерное общество и распространяет на него ряд норм, установленных законом для государственных акционер­ных обществ.

Всероссийский кооперативный банк и Украинский коопера­тивный банк представляют собой общества с ограниченной ответственностью и с постоянным капиталом. Наличность пос­тоянного капитала отличает эти два кооперативных банка от других известных советскому праву обществ с ограниченной ответственностью, которые, по общему правилу, обладают пе­ременным капиталом и в связи с этим переменным составом членов. Постоянный основной капитал сближает кооператив­ные банки с акционерными банками, от которых они отличаются дополнительной кратной ответственностью пайщиков по обяза­тельствам банка. Во Всекобанке дополнительная ответствен­ность пайщика равна пятикратной сумме принадлежащих ему паев. В Украинбанке дополнительная ответственность пайщика равна десятикратной сумме принадлежащих ему паев. В ос­тальном как Всекобанк, так и Украинбанк построены по типу акционерных обществ. Особенность этих банков — в составе их членов. Во Всекобанке в состав пайщиков могут входить только кооперативные организации всех видов и степеней (§ 8). В Украинбанке, кроме кооперативных организаций, в состав пайщиков могут входить также Народный комиссариат финан­сов, Госбанк, Всекобанк.

Организационные формы сельскохозяйственных и промыс­ловых кооперативных кредитных товариществ и их союзов те же самые, что и формы сельскохозяйственных и промысловых кооперативных товариществ и их союзов, не имеющих кредит­ных функций.

Организация обществ взаимного кредита определена Поло­жением о них (С. 3. СССР 1928г., №11, ст. 94), а также нормальным уставом (С. У. РСФСР 1928 г., № 111, ст. 687). Общества взаимного кредита представляют собой товарищест­ва с ограниченной ответственностью и с переменным капиталом. Членами общества взаимного кредита могут быть, во-первых, физические и юридические лица, занимающиеся торговлей, промышленностью или иной промысловой деятельностью в районе деятельности общества, во-вторых, собственники строений и застройщики, владеющие строениями в районе деятельности обществ.
Государственные предприятия, а также кооперативные и общественные организации не могут состоять членами обществ взаимного кредита. Никто не может состоять одновременно членом более одного общества взаимного кредита. Общества не могут состоять членами других обществ взаимного кредита. Членами общества могут быть также лица, имеющие не менее трехлетнего стажа работы в кредитных учреждениях или в промышленных и торговых предприятиях в случае избрания их в члены правления обществ. Члены общества несут по обязательствам общества, сверх ответственности своими членскими взносами, дополнительную ответственность в размере открытого им кредита, не считая кредита, открытого под залог облигаций государственных займов. Эта дополнительная ответственность наступает только в случае признания общества несостоятельным или обращения его к ликвидации и обнаружившейся при этом недостаточности его имущества для удовлетворения кредиторов. Кредит, открываемый члену общества, не может превышать предусмотренного уставом предела, который не должен быть более десятикратного членского взноса. Органами обществ взаимного кредита являются: общее собрание, правление, приемный комитет для приема и исключения членов общества (с последующим утверждением правления) и ревизионная комиссия. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета. Если количество членов общества достигает трехсот, то общее собрание может быть заменяемо собранием уполномоченных, которое пользуется всеми правами общих собраний членов обществ, кроме разрешения вопросов об изменении устава и ликвидации общества. Общества взаимного кредита ликвидируются: а) в случае уклонения от предусмотренной уставом цели или уклонения их деятельности в сторону, противную интересам государства, б) в случае признания общества несостоятельным, в) в случае уменьшения числа членов ниже пятидесяти, г) в случае уменьшения складочного капитала ниже предусмотренного уставом размера или в случае, если общая сумма всех принятых на себя обществом обязательств, включая обязательства по поручительствам, превысит складочный и запасный капиталы более чем в десять раз, и капитал не будет пополнен в месячный срок со дня общего собрания, на котором было констатировано уменьшение капитала, д) по постановлению общего собрания.

Согласно пост. СНК РСФСР о ломбардах (С. У. РСФСР, 1928 г., № 112, ст. 694), коммунальные ломбарды организуются при коммунальных отделах исполкомов. Акционерные же ломбарды представляют собой смешанные акционерные общества, в