ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР
ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)
Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ
ЛЕКЦИЯ VII. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (Продолжение)
ЛЕКЦИЯ VIII. ЗАЛОГ, ПРАВО УДЕРЖАНИЯ, ЗАЧЕТ
ЛЕКЦИЯ IX. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ. ЧЕК
ЛЕКЦИЯ X. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ (Продолжение)
ЛЕКЦИЯ XI. ПРОЧИЕ БАНКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. БАНКОВАЯ ТАЙНА. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Кроме постановлений законодательных органов, источниками банкового права являются ведомственные нормативные акты Народных комиссариатов финансов СССР и союзных республик (постановления, инструкции, циркуляры).
Серьезное значение в числе источников банкового права .имеют разъяснения пленума Верховного суда РСФСР (ст. 180 Положения о судоустройстве РСФСР). В разъяснениях пленума Верховного суда РСФСР урегулированы некоторые существенные вопросы банкового права, например, вопрос о залоговых квитанциях на предъявителя и др.
Весьма важным источником банкового права являются оперативные правила кредитных учреждений. Значение источника права признано за ними законом (ст. 92 Г. К. РСФСР).
В 1924 и 1925 гг. существовало предположение об издании кредитного устава. Оно не получило осуществления.
Вопросы для повторения к I лекции
1. Что такое банковое право?
2. Что такое банк?
3. Что такое кредитное учреждение?
4. Каково соотношение между понятиями банка и кредитного учреждения?
5. Каково отношение банкового права к другим юридическим дисциплинам?
6. На какие периоды можно разбить историю советского банкового законодательства?
7. Какие существуют источники советского банкового права?
Указания для учащихся к I лекции
1. При уяснении вопроса о предмете банкового права следует иметь в виду, что понятия банка и кредитного учреждения сами по себе являются понятиями экономическими, а не юридическими. Они поэтому не обладают той точностью, которая присуща последним. Однако они необходимы для изучения правовых вопросов, так как закон связывает с наличностью банка или кредитного учреждения определенные юридические последствия.
2. Система юридического знания не является чем-то окостеневшим и неизменным. Исходя из той или иной точки зрения, можно различным образом группировать правовой материал по юридическим дисциплинам. Для нашего времени весьма характерно выделение юридических дисциплин по признаку той области народного хозяйства, которую регулируют соответствующие нормы (банковое право, страховое право, промышленное право, транспортное право и т. д.). Эта тенденция, несомненно, связана с усиленным вмешательством государства в экономическую жизнь, ведущим к разрастанию и усложнению правовых норм, специально относящихся к отдельным областям народного хозяйства.
3. При изучении банкового права приходится считаться с исключительной бедностью русской научной литературы по этому вопросу.
4. При изучении банкового права, кроме законодательного материала, необходимо ознакомление с банковыми оперативными правилами. Наиболее полное собрание последних — Певзнер и Дрисин, Банковое дело, Руководство для банковских работников, ч. II. Харьков, 1927 г. Однако, в настоящее время оно значительно устарело.
Литература
1. Л. С. Элиассон.— Деньги, банки и банковые операции. 1926 г., стр. 38—51.
2. В. И. Шретер.— Советское хозяйственное право (право торгово-промышленное), 1928 г., стр. 314—315.
ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР
1. Вопрос о государственной банковой монополии. 2. Порядок открытия кредитных учреждений. 3. Организационные формы кредитных учреждений. 4. Торговая регистрация, обязательное ведение счетоводства и публичная отчетность кредитных учреждений.1. Вопрос о государственной банковой монополии. Государственной банковой монополией называется исключительное право государства заниматься банковым делом. Государственная банковая монополия была провозглашена в России декретом ЦИК от 14 декабря 1917 года о национализации банков (С. У. 1917 г., № 10, ст. 150). Статья первая этого декрета гласила: «банковое дело объявляется государственной монополией». Осуществление государственной банковой монополии было возложено на Государственный банк, впоследствии переименованный в Народный банк РСФСР. В течение 1918—19 гг. происходила ликвидация дореволюционных кредитных учреждений и передача их операций Народному банку РСФСР. Вместе с тем в течение этих двух лет реорганизация народного хозяйства, почти полный переход промышленности в руки государства, ликвидация рыночных отношений и прекращение торговли сделали излишним банковский кредит. Поэтому декретом от 19 января 1920 года был упразднен Народный банк РСФСР и все его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению. Бюджетно-расчетное управление должно было постепенно ликвидировать пассивы и активы по перешедшим к нему банковым операциям.
Банковое дело возобновилось в 1921 году. Постановлением 4-й сессии ВЦИК был учрежден в составе НКФ Государственный банк РСФСР. Постановление комиссии, по докладу НКФ, опубликованное от имени 4-й сессии ВЦИК (С. У. 1921 г., № 72, ст. 593), гласило: «стоя на точке зрения государственной банковой монополии, утвердить декрет СНК от 4 декабря об образовании в составе НКФ Государственного банка». В постановлении 4-й сессии ЦИК по этому вопросу (С. У. 1921 г., № 72, ст. 594) о государственной банковой монополии уже не было упомянуто. Это постановление гласило просто: «учредить в составе НКФ Государственный банк РСФСР». В дальнейшем советское банковое законодательство не упоминает о государственной банковой монополии. Если бы развитие нашего банкового законодательства продолжало оставаться на почве тех начал, которые были положены в основу декрета ЦИК от 14 декабря 1917 года и постановления 4-й сессии ВЦИК, то можно было бы утверждать, что государственная банковая монополия продолжает существовать и до настоящего времени. Однако, в дальнейшем советское банковое законодательство пошло по иному пути. В том же 1921 году были учреждены Российский коммерческий банк и Промышленный банк. Российский коммерческий банк являлся частным предприятием, учрежденным на основе концессионного договора. Наличность концессионного договора свидетельствовала о том, что советское правительство рассматривало учреждение частного банка как изъятие из действующего законодательства. Однако, при учреждении Промышленного банка правительство исходило из другой точки зрения. В Промышленном банке наряду с государственным капиталом участвовал и частный капитал. Частный капитал был допущен к участию в этом банке на основании устава этого банка, без заключения концессионного договора. В дальнейшем советское законодательство регулирует порядок открытия кредитных учреждений, не устанавливая при этом тех ограничений, которые вытекают из государственной банковой монополии. Постановлением СТО от 10 ноября 1922 года о порядке утверждения уставов и надзора за деятельностью кредитных учреждений (С. У. РСФСР 1922 г.,№ 76, ст. 943) был урегулирован порядок возникновения кредитных учреждений, причем в правилах этого постановления не содержалось указаний на то, что могут учреждаться лишь государственные кредитные учреждения. Банковое законодательство Союза ССР не регулирует общими нормами порядок возникновения кредитных учреждений, но делает это в отношении отдельных видов кредитных учреждений. Положением об акционерных обществах от 17 августа 1927 г. (С. 3. 1927 г., № 49, ст. 500) урегулирован вопрос о порядке возникновения акционерных банков. Положение не запрещает организации частных акционерных банков, но только подчиняет их учреждение общему для всех акционерных обществ разрешительному порядку. Действующее советское законодательство содержит нормы, регулирующие организацию и деятельность кооперативных и частных, а также смешанных кредитных учреждений. К числу кооперативных кредитных учреждений относятся так называемые организации кооперативного кредита, т. е. сельскохозяйственные и промысловые кредитные товарищества и их союзы, а также Всероссийский кооперативный банк и Украинский кооперативный банк. К числу частных кредитных учреждений относятся общества взаимного кредита (Положение об ОВК, С. 3. СССР 1928 г., № 11, ст. 94). Смешанными акционерными обществами являются местные коммунальные банки. Уставы акционерных банков общесоюзного значения (Промбанк, Цекомбанк и др.) допускают участие частного капитала.
Таким образом, действующее законодательство допускает наряду с государственными кредитными учреждениями также и кооперативные, частные и смешанные. Поэтому необходимо придти к выводу, что институт государственной банковой монополии действующему советскому праву неизвестен. Отсутствие государственной банковой монополии не означает отказа государства от занятия господствующих позиций в области банкового дела. Государство обеспечивает себе господство в области банкового дела другими способами, а именно: разрешительным порядком на открытие кредитных учреждений и регулированием их деятельности.
2. Порядок открытия кредитных учреждений. Законодательство Союза ССР не знает общих норм о порядке открытия кредитных учреждений. Оно устанавливает только порядок открытия отдельных видов этих учреждений. В отношении акционерных банков действует порядок, установленный Положением об акционерных обществах (С. 3. СССР 1927 г., № 49, ст. 500) для всех акционерных обществ вообще. Но в Положении содержатся также некоторые специальные нормы, относящиеся к акционерным банкам. Разрешение вопроса об учреждении акционерного банка должно производиться СНК СССР, если в
учреждении принимают участие иностранные граждане или иностранные юридические лица или если в уставе акционерного общества предусмотрена возможность приобретения ими акций, а также если устав общества, хотя бы и не предусматривающий участия иностранного капитала, имеет концессионный характер. Уставы акционерных банков, в которых не менее 50% акций должно принадлежать государственным учреждениям СССР или предприятиям, или организациям, уставы которых подлежат утверждению органов СССР, а также уставы акционерных банков, район деятельности которых выходит за пределы одной союзной республики, утверждаются НКФином СССР (ст. 13), причем предварительно должно быть испрошено разрешение СТО на учреждение такого банка. Если устав содержит отступления от постановлений ЦИК или СНК СССР, а также ЦИК или СНК союзных республик, то эти отступления подлежат утверждению СНК СССР. Если устав содержит отступления от постановлений СТО или ЭКОСО союзной республики, то эти отступления подлежат утверждению СТО. Если устав акционерного банка не подлежит утверждению в союзном порядке, но содержит отступления от постановлений ЦИК и СНК СССР, то эти отступления подлежат утверждению СНК СССР. Если такой устав содержит отступления от постановления СТО, то эти отступления подлежат утверждению СТО.
Порядок учреждения кредитно-кооперативных организаций урегулирован Положением о кооперативном кредите (С. 3. СССР 1927 г., № 4, ст. 44). Учреждение сельскохозяйственных и промысловых кредитных товариществ и их союзов происходит в явочном порядке. Регистрация таких товариществ, а равно и кредитных союзов, состоящих исключительно из таких организаций, правление которых находится в пределах одной союзной республики, производится финансовыми органами в порядке, установленном законодательством соответствующей союзной республики. Для РСФСР этот порядок устанавливается Положением о сельскохозяйственной кооперации (С. У. РСФСР 1927 г., № 109, ст. 736) и Положением о промысловой кооперации («Изв. ЦИК» 1928 г., № 173). Уставы остальных кредитных союзов утверждаются СНК СССР.
Учреждение обществ взаимного кредита регулируется Положением о них от 8 февраля 1928 года (С. 3.1928 г., № 11, ст. 94).
Уставы обществ взаимного кредита представляются учредителями, которых должно быть не менее 5, через местные финансовые отделы на утверждение НКФ союзных республик. Финансовые отделы направляют уставы со своим отзывом. Уставы, содержащие отступления от нормального устава, направляются на утверждение того органа, который утверждает нормальный устав. Уставы, не содержащие таких отступлений, утверждаются НКФ союзной республики. Нормальный устав обществ взаимного кредита утвержден ЭКОСО РСФСР 5 июля 1928 г. (С. У. РСФСР 1928 г., № 111, ст. 687).
Законодательство СССР регулирует, кроме того, порядок открытия контор, отделений и агентств кредитных учреждений. Согласно постановлению СНК СССР от 11 августа 1924 года (С. 3.1924 г., № 5, ст. 62) конторы, отделения и агентства могут открываться не иначе, как с предварительного разрешения того НКФ, под непосредственным надзором которого состоит кредитное учреждение.
Законодательство РСФСР регулирует в общей форме порядок открытия кредитных учреждений в упомянутом выше постановлении СТО от 10 ноября 1922 года о порядке утверждения уставов и надзора за деятельностью кредитных учреждений (С. У. РСФСР 1922 г., № 76, ст. 943). В развитие этого постановления НКФином издана инструкция от 7 мая 1923 г. (Оф. прил. к «Вестн. Финансов» от 17 мая 1923 г., № 19). Согласно этому постановлению, уставы всех вновь возникающих кредитных учреждений должны вноситься через местные финансовые отделы в НКФ. НКФ вносит эти уставы на утверждение СТО (в настоящее время ЭКОСО РСФСР). Уставы тех кредитных учреждений, по которым уже имеются утвержденные нормальные уставы или основные положения, в случае, если они не содержат существенных отклонений от нормальных уставов или основных положений и нет возражений со стороны заинтересованных ведомств, утверждаются непосредственно НКФином. Дополнения и изменения уставов производятся в том же порядке, который установлен для их утверждения. Постановление СТО от 10 ноября 1922 года действует в настоящее время постольку, поскольку специальными узаконениями для отдельных видов кредитных учреждений не установлен иной порядок их открытия.