Файл: Лекция i. Введение 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ I. ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет банкового права. 2. Отношение банкового права к другим дисциплинам. 3. Основные моменты истории советского банкового законодательства. 4. Источники банкового права.

ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР

ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)

1. Кредитная система СССР. 2. Регулирование деятельности кредитных учреждений. 3. Кредитные планы. 4. Надзор за деятельностью кредитных учреждений.

Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ

1. Банковые сделки (операции) и их классификация. 2. Уставные сделки кредитных учреждений. 3. Совершение банковых сделок. 4. Контокоррентный договор.

ЛЕКЦИЯ V. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

ЛЕКЦИЯ VI. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

1. Виды активных операций. 2. Открытие кредита. 3. Понятие и юридическая природа учета. 4. Векселя, принимаемые к учету.

ЛЕКЦИЯ VII. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (Продолжение)

1. Срочные ссуды. 2. Специальный текущий счет до востребо­вания (on call). 3. Целевые ссуды. 4. Гарантийный кредит. 5. Акцептный и рамбурсный кредиты.

ЛЕКЦИЯ VIII. ЗАЛОГ, ПРАВО УДЕРЖАНИЯ, ЗАЧЕТ

ЛЕКЦИЯ IX. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ. ЧЕК

ЛЕКЦИЯ X. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ (Продолжение)

1. Перевод. Денежный аккредитив. 2. Комиссионные платеж­ные поручения. Товарный аккредитив. Инкассовые операции. 3. Организация взаимных расчетов.

ЛЕКЦИЯ XI. ПРОЧИЕ БАНКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. БАНКОВАЯ ТАЙНА. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



Кроме постановлений законодательных органов, источника­ми банкового права являются ведомственные нормативные акты Народных комиссариатов финансов СССР и союзных республик (постановления, инструкции, циркуляры).

Серьезное значение в числе источников банкового права .имеют разъяснения пленума Верховного суда РСФСР (ст. 180 Положения о судоустройстве РСФСР). В разъяснениях плену­ма Верховного суда РСФСР урегулированы некоторые сущес­твенные вопросы банкового права, например, вопрос о залого­вых квитанциях на предъявителя и др.

Весьма важным источником банкового права являются опе­ративные правила кредитных учреждений. Значение источни­ка права признано за ними законом (ст. 92 Г. К. РСФСР).

В 1924 и 1925 гг. существовало предположение об издании кредитного устава. Оно не получило осуществления.

Вопросы для повторения к I лекции

1. Что такое банковое право?

2. Что такое банк?

3. Что такое кредитное учреждение?

4. Каково соотношение между понятиями банка и кредитного учреждения?

5. Каково отношение банкового права к другим юридическим дисциплинам?

6. На какие периоды можно разбить историю советского банкового законодательства?

7. Какие существуют источники советского банкового права?

Указания для учащихся к I лекции

1. При уяснении вопроса о предмете банкового права следует иметь в виду, что понятия банка и кредитного учреждения сами по себе являются понятиями экономическими, а не юридичес­кими. Они поэтому не обладают той точностью, которая прису­ща последним. Однако они необходимы для изучения правовых вопросов, так как закон связывает с наличностью банка или кредитного учреждения определенные юридические последст­вия.

2. Система юридического знания не является чем-то окосте­невшим и неизменным. Исходя из той или иной точки зрения, можно различным образом группировать правовой материал по юридическим дисциплинам. Для нашего времени весьма харак­терно выделение юридических дисциплин по признаку той области народного хозяйства, которую регулируют соответ­ствующие нормы (банковое право, страховое право, промышленное право, транспортное право и т. д.). Эта тенденция, несомненно, связана с усиленным вмешательством государства в экономическую жизнь, ведущим к разрастанию и усложнению правовых норм, специально относящихся к отдельным областям народного хозяйства.


3. При изучении банкового права приходится считаться с исключительной бедностью русской научной литературы по этому вопросу.

4. При изучении банкового права, кроме законодательного материала, необходимо ознакомление с банковыми оператив­ными правилами. Наиболее полное собрание последних — Певзнер и Дрисин, Банковое дело, Руководство для банковских работников, ч. II. Харьков, 1927 г. Однако, в настоящее время оно значительно устарело.

Литература

1. Л. С. Элиассон.— Деньги, банки и банковые операции. 1926 г., стр. 38—51.

2. В. И. Шретер.— Советское хозяйственное право (право торгово-промышленное), 1928 г., стр. 314—315.


ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР

1. Вопрос о государственной банковой монополии. 2. Порядок открытия кредитных учреждений. 3. Организационные фор­мы кредитных учреждений. 4. Торговая регистрация, обяза­тельное ведение счетоводства и публичная отчетность кре­дитных учреждений.
1. Вопрос о государственной банковой монополии. Го­сударственной банковой монополией называется исключитель­ное право государства заниматься банковым делом. Государ­ственная банковая монополия была провозглашена в России декретом ЦИК от 14 декабря 1917 года о национализации банков (С. У. 1917 г., № 10, ст. 150). Статья первая этого декрета гласила: «банковое дело объявляется государственной монопо­лией». Осуществление государственной банковой монополии было возложено на Государственный банк, впоследствии пере­именованный в Народный банк РСФСР. В течение 1918—19 гг. происходила ликвидация дореволюционных кредитных учреж­дений и передача их операций Народному банку РСФСР. Вместе с тем в течение этих двух лет реорганизация народного хозяйства, почти полный переход промышленности в руки государства, ликвидация рыночных отношений и прекращение торговли сделали излишним банковский кредит. Поэтому дек­ретом от 19 января 1920 года был упразднен Народный банк РСФСР и все его активы и пассивы были переданы Централь­ному бюджетно-расчетному управлению. Бюджетно-расчетное управление должно было постепенно ликвидировать пассивы и активы по перешедшим к нему банковым операциям.

Банковое дело возобновилось в 1921 году. Постановлением 4-й сессии ВЦИК был учрежден в составе НКФ Государствен­ный банк РСФСР. Постановление комиссии, по докладу НКФ, опубликованное от имени 4-й сессии ВЦИК (С. У. 1921 г., № 72, ст. 593), гласило: «стоя на точке зрения государственной банковой монополии, утвердить декрет СНК от 4 декабря об образо­вании в составе НКФ Государственного банка». В постановле­нии 4-й сессии ЦИК по этому вопросу (С. У. 1921 г., № 72, ст. 594) о государственной банковой монополии уже не было упомянуто. Это постановление гласило просто: «учредить в составе НКФ Государственный банк РСФСР». В дальнейшем советское банковое законодательство не упоминает о государ­ственной банковой монополии. Если бы развитие нашего банко­вого законодательства продолжало оставаться на почве тех начал, которые были положены в основу декрета ЦИК от 14 декабря 1917 года и постановления 4-й сессии ВЦИК, то можно было бы утверждать, что государственная банковая монополия продолжает существовать и до настоящего времени. Однако, в дальнейшем советское банковое законодательство пошло по иному пути. В том же 1921 году были учреждены Российский коммерческий банк и Промышленный банк. Россий­ский коммерческий банк являлся частным предприятием, уч­режденным на основе концессионного договора. Наличность концессионного договора свидетельствовала о том, что советс­кое правительство рассматривало учреждение частного банка как изъятие из действующего законодательства. Однако, при учреждении Промышленного банка правительство исходило из другой точки зрения. В Промышленном банке наряду с государ­ственным капиталом участвовал и частный капитал. Частный капитал был допущен к участию в этом банке на основании устава этого банка, без заключения концессионного договора. В дальнейшем советское законодательство регулирует порядок открытия кредитных учреждений, не устанавливая при этом тех ограничений, которые вытекают из государственной банко­вой монополии. Постановлением СТО от 10 ноября 1922 года о порядке утверждения уставов и надзора за деятельностью кредитных учреждений (С. У. РСФСР 1922 г.,№ 76, ст. 943) был урегулирован порядок возникновения кредитных учреждений, причем в правилах этого постановления не содержалось указа­ний на то, что могут учреждаться лишь государственные кредитные учреждения. Банковое законодательство Союза ССР не регулирует общими нормами порядок возникновения кре­дитных учреждений, но делает это в отношении отдельных видов кредитных учреждений. Положением об акционерных обществах от 17 августа 1927 г. (С. 3. 1927 г., № 49, ст. 500) урегулирован вопрос о порядке возникновения акционерных банков. Положение не запрещает организации частных акцио­нерных банков, но только подчиняет их учреждение общему для всех акционерных обществ разрешительному порядку. Дей­ствующее советское законодательство содержит нормы, регу­лирующие организацию и деятельность кооперативных и час­тных, а также смешанных кредитных учреждений. К числу кооперативных кредитных учреждений относятся так называ­емые организации кооперативного кредита, т. е. сельскохозяй­ственные и промысловые кредитные товарищества и их союзы, а также Всероссийский кооперативный банк и Украинский кооперативный банк. К числу частных кредитных учреждений относятся общества взаимного кредита (Положение об ОВК, С. 3. СССР 1928 г., № 11, ст. 94). Смешанными акционерными обществами являются местные коммунальные банки. Уставы акционерных банков общесоюзного значения (Промбанк, Цекомбанк и др.) допускают участие частного капитала.


Таким образом, действующее законодательство допускает наряду с государственными кредитными учреждениями также и кооперативные, частные и смешанные. Поэтому необходимо придти к выводу, что институт государственной банковой монополии действующему советскому праву неизвестен. Отсут­ствие государственной банковой монополии не означает отказа государства от занятия господствующих позиций в области банкового дела. Государство обеспечивает себе господство в области банкового дела другими способами, а именно: разре­шительным порядком на открытие кредитных учреждений и регулированием их деятельности.

2. Порядок открытия кредитных учреждений. Законо­дательство Союза ССР не знает общих норм о порядке открытия кредитных учреждений. Оно устанавливает только порядок открытия отдельных видов этих учреждений. В отношении акционерных банков действует порядок, установленный Поло­жением об акционерных обществах (С. 3. СССР 1927 г., № 49, ст. 500) для всех акционерных обществ вообще. Но в Положении содержатся также некоторые специальные нормы, относящие­ся к акционерным банкам. Разрешение вопроса об учреждении акционерного банка должно производиться СНК СССР, если в

учреждении принимают участие иностранные граждане или иностранные юридические лица или если в уставе акционерного общества предусмотрена возможность приобретения ими ак­ций, а также если устав общества, хотя бы и не предусматри­вающий участия иностранного капитала, имеет концессионный характер. Уставы акционерных банков, в которых не менее 50% акций должно принадлежать государственным учреждениям СССР или предприятиям, или организациям, уставы которых подлежат утверждению органов СССР, а также уставы акцио­нерных банков, район деятельности которых выходит за преде­лы одной союзной республики, утверждаются НКФином СССР (ст. 13), причем предварительно должно быть испрошено разре­шение СТО на учреждение такого банка. Если устав содержит отступления от постановлений ЦИК или СНК СССР, а также ЦИК или СНК союзных республик, то эти отступления подле­жат утверждению СНК СССР. Если устав содержит отступле­ния от постановлений СТО или ЭКОСО союзной республики, то эти отступления подлежат утверждению СТО. Если устав акционерного банка не подлежит утверждению в союзном порядке, но содержит отступления от постановлений ЦИК и СНК СССР, то эти отступления подлежат утверждению СНК СССР. Если такой устав содержит отступления от постановле­ния СТО, то эти отступления подлежат утверждению СТО.


Порядок учреждения кредитно-кооперативных организаций урегулирован Положением о кооперативном кредите (С. 3. СССР 1927 г., № 4, ст. 44). Учреждение сельскохозяйственных и промысловых кредитных товариществ и их союзов происхо­дит в явочном порядке. Регистрация таких товариществ, а равно и кредитных союзов, состоящих исключительно из таких организаций, правление которых находится в пределах одной союзной республики, производится финансовыми органами в порядке, установленном законодательством соответствующей союзной республики. Для РСФСР этот порядок устанавливает­ся Положением о сельскохозяйственной кооперации (С. У. РСФСР 1927 г., № 109, ст. 736) и Положением о промысловой коопера­ции («Изв. ЦИК» 1928 г., № 173). Уставы остальных кредитных союзов утверждаются СНК СССР.

Учреждение обществ взаимного кредита регулируется Поло­жением о них от 8 февраля 1928 года (С. 3.1928 г., № 11, ст. 94).

Уставы обществ взаимного кредита представляются учредите­лями, которых должно быть не менее 5, через местные финан­совые отделы на утверждение НКФ союзных республик. Фи­нансовые отделы направляют уставы со своим отзывом. Уставы, содержащие отступления от нормального устава, направляют­ся на утверждение того органа, который утверждает нормаль­ный устав. Уставы, не содержащие таких отступлений, утвер­ждаются НКФ союзной республики. Нормальный устав об­ществ взаимного кредита утвержден ЭКОСО РСФСР 5 июля 1928 г. (С. У. РСФСР 1928 г., № 111, ст. 687).

Законодательство СССР регулирует, кроме того, порядок открытия контор, отделений и агентств кредитных учреждений. Согласно постановлению СНК СССР от 11 августа 1924 года (С. 3.1924 г., № 5, ст. 62) конторы, отделения и агентства могут открываться не иначе, как с предварительного разрешения того НКФ, под непосредственным надзором которого состоит кре­дитное учреждение.

Законодательство РСФСР регулирует в общей форме поря­док открытия кредитных учреждений в упомянутом выше постановлении СТО от 10 ноября 1922 года о порядке утвер­ждения уставов и надзора за деятельностью кредитных учреж­дений (С. У. РСФСР 1922 г., № 76, ст. 943). В развитие этого постановления НКФином издана инструкция от 7 мая 1923 г. (Оф. прил. к «Вестн. Финансов» от 17 мая 1923 г., № 19). Согласно этому постановлению, уставы всех вновь возникаю­щих кредитных учреждений должны вноситься через местные финансовые отделы в НКФ. НКФ вносит эти уставы на утвер­ждение СТО (в настоящее время ЭКОСО РСФСР). Уставы тех кредитных учреждений, по которым уже имеются утвержден­ные нормальные уставы или основные положения, в случае, если они не содержат существенных отклонений от нормальных уставов или основных положений и нет возражений со стороны заинтересованных ведомств, утверждаются непосредственно НКФином. Дополнения и изменения уставов производятся в том же порядке, который установлен для их утверждения. Поста­новление СТО от 10 ноября 1922 года действует в настоящее время постольку, поскольку специальными узаконениями для отдельных видов кредитных учреждений не установлен иной порядок их открытия.