Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисци плине Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВА- НИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Конструкции колес цельнокатаных
Средства измерения и правила их применения
Технические требования к колесным парам в эксплуатации
Структура и содержание отчета по лабораторной работе
Конструкции тележек грузовых и пассажирских вагонов
Средства измерения и правила их применения
Структура и содержание отчета по лабораторной работе
Технические требования к автосцепному устройству в эксплуа- тации
Структура и содержание отчета по лабораторной работе
Средства измерения и правила их применения
Структура и содержание отчета по лабораторной работе
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВА- НИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
1.15, в) шаблона.
Определение величины проката производят в соответствии с рисунком, путем подсчета количества целых делений по шкале движка до первой риски на правой шкале нониуса, затем определяют, какие риски на обеих шкалах совпадают, и подсчитывают окончательную величину дефекта. Цена деления шкалы нониуса - 0,1 мм. (на рис. 1.15, б величина проката равна нулю, а на рис. 1.15, в -2.6 мм.)
Рисунок 1.15 – Абсолютный шаблон (а); измерительный движок (б, в).
При наличии неравномерного проката на поверхности катания колеса его измеряют в нескольких местах по диаметру колеса и учитывают макси- мальное значение, а также разницу между максимальным и минимальным значениями.
Ползун. Этим же шаблоном измеряют ползун на поверхности катания. Для этого шаблон устанавливают так же, как и при измерении проката. Из- мерительную ножку шаблона опускают по вертикали над самым глубоким местом ползуна. Глубину ползуна определяют как разницу между углублени-
ем и прокатом. При этом измерительная ножка должна оставаться на неиз- менном расстоянии от внутренней грани обода колеса.
Толщину гребня измеряют абсолютным шаблоном (рис. 1.16) на рассто- янии 18 мм от его вершины с помощью горизонтального движка 1 шаблона, перемещая его до соприкосновения с гребнем или наложением браковочного выреза шаблона шириной 25 мм.
Рисунок 1.16 – Измерение толщины гребня абсолютным шаблоном.
Гребень может иметь большой вертикальный износ (подрез), который определяют по отсутствию зазора между вертикальной гранью движка спе- циального шаблона ВПГ (рис. 1.17) и гребнем
колеса на высоте 18 мм.
Рисунок 17 – Шаблон ВПГ.
Для контроля вертикального подреза шаблон опорными ножками угольника 1 прижимают плотно к внутренней грани колеса. Движок 2 вплот- ную подводится к гребню колеса и закрепляется стопорным винтом. Подрез считается недопустимым, если рабочая поверхность основания движка со- прикасается в верхней части на высоте 18 мм с поверхностью гребня.
Толщину обода колеса измеряют толщиномером в наиболее изнашива- емом месте по кругу катания (рис. 1.18). Поэтому измерительную ножку 3 шаблона также устанавливают на расстоянии 70 мм от линейки 1соприкосновения с поверхностью катания колеса при помощи движка 2.
Рисунок 1.18 – Толщиномер.
Размер толщины обода колеса определяют по шкале линейки 1. Шаб- лон линейки плотно прижимают к внутренней грани обода колеса, а выступ в нижней части линейки при этом заводят под внутреннюю поверхность обода и затем измерительную ножку подводят до соприкосновения с поверхностью катания колеса при помощи движка 2.
Толщиномером можно измерить также глубину ползунов, выщербин, высоту наваров. Размеры этих дефектов определяют как разницу между тол- щиной обода в местах расположения этих дефектов и толщиной обода на та- ком же расстоянии от внутренней грани обода колеса, но в том месте, где их нет.
Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны после сходов, с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колесной пары, а также при следующих износах и повре-
ждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и по- движного состава:
Рисунок 19 – Ослабление посадки колеса на оси колесной пары.
Признаком ослабления ступицы колеса на оси является выделение из под ступицы ржавчины (масла) с внутренней стороны колеса по всему пери- метру в месте сопряжения или полоска ржавчины (блестящая полоска на по- верхности металла) с внутренней стороны ступицы при сдвиге колеса наружу
(рис. 1.19,а), полоска ржавчины (блестящая полоска) на оси с противополож- ной стороны ступицы при сдвиге колеса внутрь (рис. 1.19,б).
При наличии хотя бы одного из указанных признаков необходимо за- менить колесную пару и отправить ее в ремонт.
Рисунок 1.20 – Кольцевые выработки на поверхности катания колес.
При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания, имеющих уклон 1:20, нормы браковки их такие же, как для кольце- вых выработок, расположенных у гребня.
Рисунок 1.21 – Поверхностный откол наружной грани обода.
Рисунок 22 – Смещение металла на поверхности катания колеса.
При обнаружении на промежуточной станции вагонов с колесными па- рами, имеющими «навар» более указанных размеров, порядок следования ва- гона такой же, как при обнаружении ползуна.
Рисунок 1.23 – Остроконечный накат гребня колеса.
Определение величины проката производят в соответствии с рисунком, путем подсчета количества целых делений по шкале движка до первой риски на правой шкале нониуса, затем определяют, какие риски на обеих шкалах совпадают, и подсчитывают окончательную величину дефекта. Цена деления шкалы нониуса - 0,1 мм. (на рис. 1.15, б величина проката равна нулю, а на рис. 1.15, в -2.6 мм.)
Рисунок 1.15 – Абсолютный шаблон (а); измерительный движок (б, в).
При наличии неравномерного проката на поверхности катания колеса его измеряют в нескольких местах по диаметру колеса и учитывают макси- мальное значение, а также разницу между максимальным и минимальным значениями.
Ползун. Этим же шаблоном измеряют ползун на поверхности катания. Для этого шаблон устанавливают так же, как и при измерении проката. Из- мерительную ножку шаблона опускают по вертикали над самым глубоким местом ползуна. Глубину ползуна определяют как разницу между углублени-
ем и прокатом. При этом измерительная ножка должна оставаться на неиз- менном расстоянии от внутренней грани обода колеса.
Толщину гребня измеряют абсолютным шаблоном (рис. 1.16) на рассто- янии 18 мм от его вершины с помощью горизонтального движка 1 шаблона, перемещая его до соприкосновения с гребнем или наложением браковочного выреза шаблона шириной 25 мм.
Рисунок 1.16 – Измерение толщины гребня абсолютным шаблоном.
Гребень может иметь большой вертикальный износ (подрез), который определяют по отсутствию зазора между вертикальной гранью движка спе- циального шаблона ВПГ (рис. 1.17) и гребнем
колеса на высоте 18 мм.
Рисунок 17 – Шаблон ВПГ.
Для контроля вертикального подреза шаблон опорными ножками угольника 1 прижимают плотно к внутренней грани колеса. Движок 2 вплот- ную подводится к гребню колеса и закрепляется стопорным винтом. Подрез считается недопустимым, если рабочая поверхность основания движка со- прикасается в верхней части на высоте 18 мм с поверхностью гребня.
Толщину обода колеса измеряют толщиномером в наиболее изнашива- емом месте по кругу катания (рис. 1.18). Поэтому измерительную ножку 3 шаблона также устанавливают на расстоянии 70 мм от линейки 1соприкосновения с поверхностью катания колеса при помощи движка 2.
Рисунок 1.18 – Толщиномер.
Размер толщины обода колеса определяют по шкале линейки 1. Шаб- лон линейки плотно прижимают к внутренней грани обода колеса, а выступ в нижней части линейки при этом заводят под внутреннюю поверхность обода и затем измерительную ножку подводят до соприкосновения с поверхностью катания колеса при помощи движка 2.
Толщиномером можно измерить также глубину ползунов, выщербин, высоту наваров. Размеры этих дефектов определяют как разницу между тол- щиной обода в местах расположения этих дефектов и толщиной обода на та- ком же расстоянии от внутренней грани обода колеса, но в том месте, где их нет.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 19
Технические требования к колесным парам в эксплуатации
Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны после сходов, с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колесной пары, а также при следующих износах и повре-
ждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и по- движного состава:
-
толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм - при измерении на рас- стоянии 18 мм от вершины гребня; -
прокатпо кругукатания у грузовых вагонов более 9 мм; -
неравномерный прокат по кругу катания более 2 мм. При обнаруже- нии на ПТО в грузовых вагонах колесных пар с неравномерным прокатом свыше 2 мм вагон отцепляют для смены колесных пар; -
вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый спе- циальным шаблоном ВПГ; -
ползун(выбоина)более 1 мм на поверхности катания колес:-
при обнаружении в пути следования вагона ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой ва- гон без отцепки от поезда до ближайшего ПТО, имеющего средства для смены колесных пар со скоростью не выше 70 км/ч; -
при глубине ползуна от 2 мм до 6 мм разрешается следование поезда со скоростью 15 км/ч, а при ползуне от 6 мм до 12 мм - со ско- ростью 10 км/ч до ближайшей станции, где колесная пара должна быть заменена; -
при ползуне свыше 12 мм разрешается следование со скоро- стью 10 км/ч при условии исключения возможности вращения колес- ной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза).
-
-
протертостьсреднейчастиосиглубиной более 2,5 мм. -
следыконтактасэлектродомилиэлектросварочнымпроводомв любой части оси; -
сдвигили ослаблениеступицыколесана подступичной части оси (рис. 1.19, а, б).
Рисунок 19 – Ослабление посадки колеса на оси колесной пары.
Признаком ослабления ступицы колеса на оси является выделение из под ступицы ржавчины (масла) с внутренней стороны колеса по всему пери- метру в месте сопряжения или полоска ржавчины (блестящая полоска на по- верхности металла) с внутренней стороны ступицы при сдвиге колеса наружу
(рис. 1.19,а), полоска ржавчины (блестящая полоска) на оси с противополож- ной стороны ступицы при сдвиге колеса внутрь (рис. 1.19,б).
При наличии хотя бы одного из указанных признаков необходимо за- менить колесную пару и отправить ее в ремонт.
-
выщербинапо поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм:-
трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускаются; -
толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть ме- нее допускаемой; -
выщербины глубиной до 1 мм не бракуются независимо от их длины;
-
-
кольцевые выработки на поверхности катания колеса глубиной «а» у основания гребня (рис. 1.20) более 1 мм, на уклоне 1:7 - более 2 мм или ши- риной «б» более 15 мм.
Рисунок 1.20 – Кольцевые выработки на поверхности катания колес.
При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания, имеющих уклон 1:20, нормы браковки их такие же, как для кольце- вых выработок, расположенных у гребня.
-
местноеуширениеободаколеса(«раздавливание»)более 5 мм; -
поверхностныйоткол1 наружной грани обода колеса (рис. 21), включая местный откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм, или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм, или наличие в поврежденном месте (независимо от размеров откола) трещины, распространяющейся вглубь металла.
Рисунок 1.21 – Поверхностный откол наружной грани обода.
-
повреждение поверхности катания колеса, вызванное смещением ме- талла, («навар») высотой более 1 мм (рис. 1.22).
Рисунок 22 – Смещение металла на поверхности катания колеса.
При обнаружении на промежуточной станции вагонов с колесными па- рами, имеющими «навар» более указанных размеров, порядок следования ва- гона такой же, как при обнаружении ползуна.
-
выступ металла по круговому периметру гребня в месте перехода его изношенной поверхности к вершине («остроконечныйнакат») (рис. 1.23); -
толщина обода колеса по кругу катания менее 22 мм.
Рисунок 1.23 – Остроконечный накат гребня колеса.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 19