Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования

1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи

1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методология исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Опрос и опросные методы

2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья

2.2.3 Методы математической статистики

2.3 Организация исследования

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.Д. САХАРОВА

3.1 Организационно-методические подходы к управлению мотивационно-потребностной сферы студенческой молодёжи

3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи

3.3 Анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки на здоровый образ жизни

Выводы по третьей главе

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А


  1. психологические тренинги, направленные на развитие личностных качеств (целеустремленность, экстраверсия, сообразительность, уверенность в себе, эмоциональная невозбудимость, независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность, оптимистичность, самоконтроль, невозмутимость и др.) и профилактике саморазрушающих видов поведения молодежи (табакокурения, потребления алкоголя, наркотиков и т.д.), которые будут проводиться в вузе штатным психологом, согласно составленному плану, с целью улучшения психоэмоционального состояния студентов, формированию у них мотивации к здоровому образу жизни (приложение Е).

Физкультурно-оздоровительная деятельность во внеучебное время:

  1. вовлечение студентов в работу спортивных секций, работающих как на базе УО «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» Белорусского государственного университета, так и в иных учреждениях г. Минска с целью повышения их спортивного мастерства. Что касается местных секций, то в данном направлении, считаем целесообразным сконцентрировать внимание студенческого спортивного клуба и студенческого актива;

  2. вовлечение обучающихся в студенческую Спартакиаду и другие спортивно-оздоровительные мероприятия УО «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» Белорусского государственного университета» и Дней здоровья, совместно со спортклубом и инструктором туристического клуба;

  3. привлечение студентов к участию в городских, областных и республиканских соревнованиях по различным видам спорта.

  4. Привлечение студентов для встреч с известными спортсменами, экологическое воспитание

Считаем, что предложенные мероприятия будут способствовать повышению двигательной активности студенческой молодёжи, позволят обучающимся обратить внимание на собственное здоровье и необходимость активного образа жизни.

Контрольно-оценочный блок модели по формированию установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности крайне необходим для комплексной оценки эффективности организованной работы.

Так, для оценки эффективности работы по формированию установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности мы предлагаем следующие методы и методики:


  1. опросник «Отношение студентов к здоровому образу жизни»;

  2. методика «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников);

  3. оценка уровня физического здоровья студентов (рост, вес, измерение жизненной ем­кости легких, измерение мышечной силы рук, частота сердечных сокращений в покое, индекс Робинсона, интегральная оценка уровня физического здоровья студентов по методике Г.Л. Апанасенко);

  4. анкета «Моя физическая активность» (К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант).

Ключевой целью, разработанной нами системы оценивания, является оценка ее эффективности на основе анализа содержательных характеристик с использованием критериально-оценочного аппарата с последующей разработкой плана корригирующих мероприятий для улучшения физической активности студенческой молодёжи и повышения ценности для них здорового образа жизни.

Поставленная задача достигается тем, что эффективность работы по формированию установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности мы оценивали по следующим четырем критериям:

  1. отношение студентов к собственному здоровью;

  2. место здоровья в иерархии ценностных ориентаций М. Рокича;

  3. мотивы занятия спортом;

  4. уровень физической активности;

  5. уровень физического здоровья.

Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью реализуется в образовательном учреждении с помощью включения в каждый из перечисленных выше блоков модели компонентов структуры управления, позволяющей организовать физкультурно-оздоровительную деятельность через реализацию следующих функций: планирование, организация, мотивация и контроль.

Таким образом, разработанная нами модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности на основе деятельностно-аксиологического подхода состоит из целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-оценочного блоков, достигающих цель физкультурно-оздоровительной деятельности через последовательное решение поставленных задач. Реализация модели физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечивается организационными условиями, такими как: реализация деятельностно-аксиологического подхода к физкультурно-оздоровительной деятельности; управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса; комплексная оценка эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения.



3.3 Анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки на здоровый образ жизни



В рамках данной магистерской работы было проведено эмпирическое исследование, цель которого – анализ эффективности физкультурно-оздоровительной работы для формирования установки студентов на здоровый образ жизни. Объект проведённого исследования – физкультурно-оздоровительная работа вуза по формированию установки студентов на здоровый образ жизни, предмет – эффективность физкультурно-оздоровительной работы вуза по формированию установки студентов на здоровые образа жизни.

Непосредственно проведение эмпирического исследования проходило с использованием следующих методик:

  • опросник «Отношение студентов к здоровому образу жизни»;

  • методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

  • методика «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников);

  • оценка уровня физического здоровья студентов (рост, вес, измерение жизненной ем­кости легких, измерение мышечной силы рук, частоты сердечных сокращений в покое, определение индекса Робинсона, интегральная оценка уровня физического здоровья студентов по методике Г.Л. Апанасенко);

  • анкета «Моя физическая активность» (К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант).

Проанализировав ответы испытуемых на вопросы анкеты «Отношение студентов к здоровому образу жизни» (таблица 3.2) на этапе констатирующего исследования мы выявили, что более половины опрошенных респондентов не считают необходимым поддерживать здоровый образ жизни. Более того, здоровый образ жизни, видят в занятиях спортом менее половины студенческой молодёжи (контрольная группа – 17%, экспериментальная группа – 36%), причем, как «не пить и не курить» только 31% контрольной группы и 24% экспериментальной. Кроме того, важно отметить, что принявшие участие в исследовании не соблюдают режим дня, спят в основном по 8 часов ночью (79% контрольной и экспериментальной групп) и днем почти не отдыхают (контрольная группа – 85%, экспериментальная группа – 87%), вредные привычки имеются у большей половины опрошенных (контрольная группа – 71%, экспериментальная группа – 67%).
Таблица 3.2 – Отношение студентов к здоровому образу жизни (констатирующий этап исследования)



Наименование вопроса

Контрольная группа (%)

Экспериментальная группа (%)

1

Продолжительность ночного сна (час)







10

19%

18%

8

79%

79%

6

2%

3%

2

Наличие дневного сна




Нет

85%

87%

1 час

8%

8%

2 часа

7%

5%

3

Занимаетесь физической культурой и спортом










Да

29%

28%




Нет

71%

72%

4

Делаете ли Вы утреннюю зарядку?







Да

20%

18%




Нет

80%

82%

5

Режим дня соблюдаете







Да

0%

0%

Нет

100%

100%

6

Сколько раз питаетесь в день







1

0%

0%

2

0%

3%

3

21%

19%

Более 3 раз

79%

78%













Окончание таблицы 3.2

7

Что такое на Ваш взгляд здоровый образ жизни?



Не пить

19%

15%

Не курить

12%

9%

Не принимать наркотики

52%

40%

Заниматься спортом

17%

36%

8

Есть ли у Вас вредные привычки?







Да

71%

67%




Нет

29%

33%

9

Считаете ли Вы для себя необходимым поддерживать здоровый образ жизни?



да

16%

19%

нет

5%

8%

частично

53%

36%

Эта проблема меня пока не волнует

26%

37%



Так же, основываясь на результатах анкетного опроса, мы посчитали целесообразным всех участников эмпирического исследования условно разделить на три группы (рисунок 3.1).


Рисунок 3.1 – Отношение студентов к здоровому образу жизни
К первой группе (А) мы отнесли студентов (контрольная группа – 19%, экспериментальная группа – 18%), которых совсем не волнует здоровый образ жизни, все (100%) имеют вредные привычки.

Это обучающиеся воспринимающие свое здоровье как средство удовлетворения своих потребностей. Их характеризует:

  • ориентация на безразлично-потребительское отношение к собственному здоровью, нечувствительность к изменениям в собственном организме и страданиям других людей;

  • потребность в приобретении новых знаний о здоровье физическом, психическом отсутствует, в лучшем случае они готовы воспринимать информацию от других людей, не проявляя активности в ее поиске;

  • интерес к проблемам укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни не проявляется.

Вторая группа (Б) включает студентов (контрольная группа – 46%, экспериментальная группа – 48%), которые не сильно озабочены своим здоровьем. Из них 40% контрольной группы и 45% экспериментальной имеют вредные привычки, а 59% и 64% соответственно относятся к здоровью как к факту. Данную группу испытуемых характеризует:

  • заинтересованность в получении знаний о психическом благополучии, физическом совершенстве, методах поддержания и развития здоровья и здорового образа жизни;

  • склонность посещать спортивные секции, делать специальные упражнения, одеваться по сезону, поддерживать эмоционально ровное настроение;

  • потребность в поддержке со стороны взрослых (родителей), регулярном контроле.

Что касается группы с высоким уровнем отношения к собственному здоровью (В) (контрольная группа – 35%, экспериментальная группа – 34%), то студенты, в неё вошедшие, заботятся о своем здоровье.

Из них только 7% в контрольной группе и 8% в экспериментальной имеют вредные привычки. Все обучающиеся группы (В) относятся к здоровью как к ценности.

Их характеризует: активная позиция, направленная на созидание себя как физически развитой, эмоционально устойчивой личности, уверенной в себе, умеющей свободно и естественно проявлять чувства и эмоции соответственно возрасту; адекватное восприятие себя, ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности; стремление овладевать разными здоровьесберегающими технологиями, оздоровительными процедурами, приобретать соответствующие навыки и умения.