Файл: Психотехнологии коммуникации 20191.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА

2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ

6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

8. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

10. РЕФЛЕКС

11. ЯКОРЕНИЕ

12. ПОДКРЕПЛЕНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

16. БИХЕВИОРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

17. ИДЕИ ФРЕЙДА

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА

20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА

21. АРХЕТИПЫ

ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ

22. ЭГО-СТОРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

23. ТРАНЗАКЦИИ

24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

25. ИГРЫ

26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА

29. ПРОСТРАНСТВО И ФОРМА

30. СЕМАНТИКА ТЕКСТА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ1

2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ

3. РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ




Психотехнологии коммуникации

2019-1

Оглавление

Субъективная реальность .......................................................................................................................... 8

  1. Когнитивная карта ................................................................................................................................ 8

Когнитивная карта как субъективная модель реальности ......................................................... 8

Отличия карты от «территории» ......................................................................................................... 8

Первый принцип психотехнологии и следствия из него ............................................................. 8

Синдромы патологии коммуникации, связанные с неразличением «карты» и

«территории». ........................................................................................................................................ 8

  1. Иллюзии восприятия ............................................................................................................................ 9

Адекватное и иллюзорное восприятие действительности. Иллюзии восприятия.

Структура иллюзии............................................................................................................................... 9

Соотношение понятий «субъективная» и «иллюзорная» реальность. .................................... 10

Уровни сенсорной культуры личности .......................................................................................... 10

  1. Фильтры восприятия ........................................................................................................................... 10

Фильтры восприятия ........................................................................................................................... 10

Виды фильтров .................................................................................................................................... 11

Формирование субъективной реальности в результате действия фильтров ..................... 11

Биологический фильтр – структура и результаты действия ..................................................... 11

  1. Социальный фильтр.......................................................................................................................... 11

Язык как один из механизмов «социальной фильтрации». ..................................................... 11

Культурные тексты (сказки, мифы, продукты массовой культуры) как фильтры

восприятия. ........................................................................................................................................... 12

  1. Личностный фильтр. Личностный опыт ......................................................................................... 13

Личностный фильтр ........................................................................................................................... 13


Личностный опыт как источник развития ....................................................................................... 13

Формирование позитивных и негативных эталонов .................................................................. 14

Формирование границ «Я» .............................................................................................................. 14

Формирование базового доверия и недоверия ........................................................................ 14

Варианты «анального» характера .................................................................................................. 14

Гендерная идентичность: «комплекс Эдипа» и «комплекс Электры» ................................... 15

  1. Личностный фильтр. Родительские послания ............................................................................ 16 Родительские послания как источник развития .......................................................................... 16 Семь базовых ограничивающих родительских посланий .......................................................16

Вербальные и невербальные послания .......................................................................................17

  1. Личностный фильтр. Точки самостоятельного выбора ............................................................17 Точки самостоятельного выбора .................................................................................................... 17

Абрахам Маслоу, «пирамида потребностей» и идея самоактуализации ........................ 17

Ж.-П. Сартр: «существование предшествует сущности» ........................................................ 18

Отсутствие оправданий для несвободы ....................................................................................... 18

«Тревога Авраама» ............................................................................................................................ 18

Выбор и его последствия. Плата за выбор ................................................................................... 19

Второй принцип психотехнологии ................................................................................................. 19

  1. Знаковые системы ............................................................................................................................. 19

Когнитивная карта как знаковая система .................................................................................... 19

Семиотика – наука о знаковых системах ................................................................................... 20

Категория знака .................................................................................................................................. 20

Виды знаков .......................................................................................................................................... 21

Структура знака ................................................................................................................................. 21

Семантика ........................................................................................................................................... 21

Механизм семантического переноса. ........................................................................................ 22

Бихевиоральный подход в коммуникации .......................................................................................... 23


  1. Бихевиоризм как направление психологии ............................................................................... 23

Бихевиоризм как направление в мировой психологии ........................................................... 23

Основные принципы бихевиоризма ............................................................................................. 23

Оперантное и респондентное научение. Уотсон и Скиннер, их личность и основные

идеи ....................................................................................................................................................... 24

  1. Рефлекс ............................................................................................................................................. 24

Условный и безусловный рефлекс ............................................................................................... 24

Механизм формирования условного рефлекса ..................................................................... 24

Условный рефлекс как основа нежелательного поведения .................................................. 24

Генерализация стимула при формировании условного рефлекса .................................. 25

Фобии как результат генерализации стимула ........................................................................... 25

Угашение реакции на стимул ........................................................................................................ 25

Систематическая десенсибилизация .......................................................................................... 25 Шокеры и стопперы в журналистике и рекламе .......................................................................25

  1. Якорение ............................................................................................................................................26

Якорь как одна из форм условного рефлекса. Категория якоря. Якорение как техника воздействия. Алгоритм якорения. Виды якорей. Использование якорения в практике

коммуникации. ................................................................................................................................... 26

  1. Подкрепление .................................................................................................................................. 26

Понятие подкрепления ...................................................................................................................... 26

Положительное и отрицательное подкрепление ...................................................................... 27

Подкрепление как основа формирования поведения ........................................................... 27

Относительность подкрепления. Три фактора, определяющие относительность

подкрепления ...................................................................................................................................... 27

Отличие подкрепления от поощрения и наказания .................................................................. 28

  1. Принципы подкрепления................................................................................................................ 28

Принципы использования подкрепления для изменения поведения: объективность, своевременность и минимальная достаточность. Последствия нарушения каждого


принципа. ............................................................................................................................................. 28

  1. Отрицательное подкрепление ..................................................................................................... 28

Отрицательное подкрепление, проблемы использования ..................................................... 28

«Синдром Герострата» .................................................................................................................... 29

Эффективный механизм использования отрицательного подкрепления .......................... 29

  1. Алгоритмы формирования поведения ...................................................................................... 29

Постоянное и вариабельное подкрепление .............................................................................. 29

Алгоритмы формирования поведения с использованием подкрепления: простой и

развернутый ......................................................................................................................................... 29

Использование сформированных якорей как формы подкрепления ............................... 30

  1. Бихевиоризм в образовании ......................................................................................................... 30

Оценка и подкрепление в практике современного образования ....................................... 30

Позитивные модели оценивания учащихся на основе бихевиорального подхода: модель равномерного движения и модель поиска успешных решений ........................... 31

Самоподкрепление и его использование в самообразовании и саморазвитии ........... 31

психоаналитический подход в коммуникации .................................................................................. 32

  1. ИДЕИ ФРЕЙДА ................................................................................................................................... 32 Психоаналитический подход в коммуникации .......................................................................... 32

З. Фрейд, вехи жизни и представления о личности человека .................................................32

Топографическая модель личности ..............................................................................................32

«Барьер вытеснения» .........................................................................................................................33

Структурная модель личности, основные элементы, их содержание и принципы

функционирования ........................................................................................................................... 33

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ ................................................................................. 35

Типы внутриличностных конфликтов .............................................................................................. 35

Психологическая защита личности, понятие и сущность ........................................................ 36

Механизмы психологической защиты личности ........................................................................ 36

Виды психологической защиты личности ..................................................................................... 36


Адекватная и неадекватная защиты .............................................................................................. 37

Адекватность защиты и «сила эго» ................................................................................................ 37

  1. Концепция А.Адлера ...................................................................................................................... 37

Альфред Адлер .................................................................................................................................. 37

«Чувство недостаточности» как источник развития личности ................................................... 38

Компенсация и гиперкомпенсация как реакция на собственную недостаточность ...... 38

«Отцовский» и «материнский» типы любви .................................................................................. 38

Развитие в отсутствии чувства недостаточности ......................................................................... 39

«Комплекс неполноценности» ........................................................................................................ 39

  1. Концепция К.-Г. Юнга ...................................................................................................................... 39

Карл Густав Юнг, личность и вехи жизни ....................................................................................... 39

Трехуровневая структура личности в юнгианской традиции. Основные структурные

элементы личности ............................................................................................................................ 40 «Персона» и «Тень», их соотношение ............................................................................................ 40

«Анима», «Анимус» и «Самость» в юнгианской концепции .................................................... 41

  1. Архетипы ............................................................................................................................................ 41

Категория архетипа. Три вида архетипических структур ......................................................... 41

Архетипы и сценарии жизни. Типология личностных сценариев. Влияние сценария на

жизненный путь личности .................................................................................................................. 42

Коллективные сценарии. Концепция и этапы «пути героя» по Д. Кемпбелу ....................... 42

Транзактный подход к коммуникации .................................................................................................. 44

  1. Эго-сторуктура личности ............................................................................................................... 44

Э. Берн, личность и вехи жизни ....................................................................................................... 44 Концепция эго-состояний. Виды эго-состояний и структура личности ................................44

Источники формирования эго-состояний ..................................................................................45

Структура личности с доминирующими и «вычеркнутыми» эго-состояниями...................45

  1. Транзакции ........................................................................................................................................ 45