Файл: Психотехнологии коммуникации 20191.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА

2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ

6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

8. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

10. РЕФЛЕКС

11. ЯКОРЕНИЕ

12. ПОДКРЕПЛЕНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

16. БИХЕВИОРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

17. ИДЕИ ФРЕЙДА

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА

20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА

21. АРХЕТИПЫ

ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ

22. ЭГО-СТОРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

23. ТРАНЗАКЦИИ

24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

25. ИГРЫ

26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА

29. ПРОСТРАНСТВО И ФОРМА

30. СЕМАНТИКА ТЕКСТА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ1

2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ

3. РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

8. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

Когнитивная карта как знаковая система


Когнитивная карта (субъективная реальность), будучи своеобразной моделью реальности, состоит из знаков (слов, идей, образов) и их отношений между собой, и является знаковой системой.

Система (от греч. sýstēma – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

Существуют знаковые системы первого рода – модели реальности, которые мы строим в своем субъективном психическом мире, и знаковые системы второго рода – модели, которые мы создаем в объективном мире из существующих в нем материалов. Например, наши знания правил дорожного движения – знаковая система первого рода, а напечатанные на бумаге ПДД – знаковая система второго рода.

Знаковая система – это модель реальности. Как всякая модель, она:

  1. Проще реальности

  2. Отражает только важную для нас информацию о реальности.

Примером знаковой системы может служить простой глобус:


Семиотика – наука о знаковых системах


  1. Разные аспекты знаковых систем изучает наука семиотика.

  2. Она состоит из трех основных «поднаук»:

    1. Синтактика – раздел семиотики, который изучает правила построения знаков и правила составления их комбинаций (синтаксис знаковых систем).

    2. Семантика - раздел семиотики, который изучает смысловое содержание знаков и их комбинаций.

    3. Прагматика - раздел семиотики, который изучает особенности использования знаков в процессе коммуникации, устанавливает правила действия получателя знака в той или иной знаковой ситуации.

Категория знака


  1. Любая знаковая система состоит из знаков и отношений между ними.

  2. Знак – категория, отражающая связь между элементами субъективной реальности, когда один элемент замещает, репрезентирует другой, является его полным или частичным «представителем».

    1. Стол и слово «стол»

    2. Красный свет светофора и запрет ехать

    3. Улыбка и хорошее настроение и т.п.

Виды знаков


2. Виды знаков (подробнее см. http://textb.net/51/18.html)

  1. Иконические. Обладают натуральным сходством с объектом, к которому он относится (например, рисунок льва и сам лев).

  2. Индексальные. Действие основано на смежности означающего и означаемого. Например, стон является индексом ранения, болезни; веселый, жизнерадостный смех – индексом радости, счастья. Индексальные знаки также могут указывать на объект пальцем, стрелкой, окриком.

  3. Конвенциональные (символы). Действие основано на условной, установленной «по соглашению» связи означаемого и означающего. Например, кивок головой, как правило, означает утвердительный ответ, однако, у некоторых народов это движение характеризуется как ответ отрицательный.

Структура знака


3. Структура знака

  1. Ф. де Соссюр рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее).

  2. Ч. Пирс использовал три составляющие знака:

    1. Объект (денотат)

    2. Знаковая форма (репрезентамен)

    3. Смысл (интерпретант)

Семантика


  1. Смысл – сущность объекта в соотношении с потребностями человека. Например, дверь может иметь смысл «защиты от грабителей» (препятствие), а может – «источника сквозняка» (угроза).

  2. Смысл знака определяется контекстом – знаковой системой (текстом), которая содержит этот знак. Так, например, окружность может восприниматься как цифра «ноль» или как буква «о» в зависимости от того, «красный» или «синий» контекст мы выбираем для интерпретации.

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

Бихевиоризм как направление в мировой психологии


Бихевиоризм (behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных; буквально — наука о поведении.

Это направление в психологии определило облик американской психологии в начале XX века, радикально преобразовывало всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Основателем этого направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон (https://biography.wikireading.ru/126834).

Влияние бихевиоризма возрастало настолько стремительно, что Уотсон был избран президентомАмериканской психологической ассоциации1915года.

Основные принципы бихевиоризма


Представления Уотсона о бихевиоризме были изложены в его «манифесте» («Психология с точки зрения бихевиориста») и сводились к следующему:

  1. Психология должна быть объективной наукой. Следовательно, ее предметом может быть только то, что возможно объективно зарегистрировать: поведение. Мысли, мечты, сны, желания и прочие элементы психики не поддаются объективной регистрации, следовательно – не должны изучаться психологами. Только поведение!

  2. Поведение – совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Таким образом, основной формулой бихевиоризма является формула S -> R (стимул – реакция). Цель бихевиоризма – научиться по стимулам внешней среды предсказывать реакции организма и с помощью подбора нужных стимулов управлять реакциями человека.

  3. В основе поведения лежит механизм рефлекса (подробно изученный в России И.П. Павловым). Уотсон подробно изучал возникновение рефлекторных реакций человека, например, реакций страха (см. «историю маленького Альберта» http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431645).

  4. Поскольку принципиальных отличий в поведении между человеком и животными не существует, вполне возможно изучать поведение человека в экспериментах на животных.

Оперантное и респондентное научение. Уотсон и Скиннер, их личность и

основные идеи


  1. Любой вариант формирования поведения (как позитивного, так и негативного) бихевиористы называют научением. Если ты что-то делаешь, значит, ты этому научился. Если ты говоришь на иностранном языке – ты этому научился. Если ты скандалишь с родитлями – ты этому каким-то образом научился.

  2. Научение может быть двух видов. Респондентное научение формирует поведение, которому предшествуют некие события, его вызывающие. Такие события называются стимулом, а поведение – реакцией. Таким образом, респондентное научение описывается формулой S -> R (стимул – реакция ). Разработки Джона Уотсона касались в основном респондентного научения.

  3. Позже другой американский ученый, Беррес Фредерик Скиннер


(https://biography.wikireading.ru/126830) в противовес респондентному подходу Уотсона предложил оперантный подход, согласно которому стимул не вызывает поведение, а закрепляет его. То есть в основе поведения лежит формула R -> S (реакция – стимул). Такой закрепляющий стимул внешней среды Скиннер назвал подкрелением, а научение, основанное на использовании подкрепления – оперантным научением.

10. РЕФЛЕКС

Условный и безусловный рефлекс


Рефлекс – ответная реакция организма на стимул внешней среды.

Рефлексы делятся на безусловные (врожденные и слабо контролируемые человеком) и условные (приобретенные и контролируемые сознанием).

Механизм формирования условного рефлекса


Условные рефлексы формируются на основе безусловных. Для этого необходимо, чтобы нейтральный (не вызывающий реакцию) стимул внешней среды несколько раз совпал по времени с безусловным стимулом. Через некоторое количество совпадений нейтральный стимул сам начинает вызывать реакцию, то есть становится условным стимулом (привести примеры!). Такой процесс называется обусловливанием поведения.

Условный рефлекс как основа нежелательного поведения


Обусловливание поведения лежит в основе многих иррациональных реакций человека, природу которых мы не можем понять. Например, если говорить человеку обидные вещи неким «особенным» тоном, то этот тон станет условным стимулом для реакции обиды. Или если семейные ссоры происходят чаще всего на кухне, то это место может само вызывать негативную реакцию – даже без малейших признаков скандала.


Генерализация стимула при формировании условного рефлекса


Генерализация стимула – это тенденция организма давать ответную реакцию не только на условный или безусловный стимулы, но и на похожие стимулы. Например, привыкнув в школе бояться отвечать у доски, мы можем реагировать страхом на любые ситуации, связанные с публичными выступлениями.


Фобии как результат генерализации стимула


Генерализация стимула лежит в основе формирования многих фобий. Так, например, «маленький Альберт», приученный бояться белую крысу (http://elementy.ru/nauchnopopulyarnaya_biblioteka/431645) , позже пугался мышей, кролика, и даже бороду СантаКлауса.

Справедливости ради нужно отметить, что генерализация стимула не обязательно может приводить к закреплению только негативного поведения. Например, ребенок, которого похвалили за утонченные хорошие манеры дома, будет обобщать это поведение в соответствующих ситуациях и вне дома, такого ребенка не нужно учить, как прилично вести себя в новой ситуации.

Угашение реакции на стимул


Если условный стимул предъявляется часто, а реакция не подкрепляется, то происходит угашение реакции на этот стимул. Например, встреча с другом, которого мы давно не видели, вызывает бурную радость. Но если мы видим его несколько раз подряд, наша реакция становится гораздо более спокойной. То же происходит с реакцией на привычные для нас рекламные сообщения – мы постепенно перестаем их замечать.

Систематическая десенсибилизация


Этот механизм используется, чтобы постепенно снизить негативную реакцию человека на стимулы, вызывающие у него страх, например. Такой прием называется систематической десенсибилизацией (https://studfiles.net/preview/4585832/page:51/) и может применяться не только для лечения фобий.

Шокеры и стопперы в журналистике и рекламе


Для того, чтобы преодолеть угашение реакции на рекламные сообщения, специалисты по коммуникации используют неожиданные, парадоксальные сообщения, которые называются стопперами. Например, к стопперам относится вирусная реклама, которая передается в социальных сетях. Если привлечение внимания достигается с помощью нарушения каких-либо этических норм, такие сообщения называются шокерами (пример - https://www.gd.ru/articles/8209-red-shokovaya-reklama).