ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ
6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ
7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА
БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ
15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ
ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ
24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Понятия, которые мы используем: субъективная реальность, иллюзорная реальность, когнитивная карта и т.п. являются почти синонимами и обозначают примерно одно и то же: знаковую систему первого рода (см. «Знаковая система»), отражение психикой человека окружающей реальности в виде когнитивной модели. -
Однако существует и некоторое отличие. Понятия «субъективная реальность» и «когнитивная карта» просто подчеркивают факт отличия такой модели от объективной реальности. «Иллюзорная реальность» возникает тогда, когда человек не разделяет объективный мир и свои представления о нем («не отличает карту от местности» со всеми вытекающими последствиями).
Уровни сенсорной культуры личности
-
В зависимости от степени различения карты и местности выделяют разные уровни сенсорной культуры:-
Закрытая когнитивная карта («closed map»). Моё восприятие = реальности, поэтому все есть так, как есть, и если новая информация не соответствует моим представлениям – эта информация неверна. -
Открытая когнитивная карта(«open map»). Моё восприятие – это модель реальности, она может быть верна или не верна, и я пересматриваю ее всякий раз, когда новая информация не соответствует моим представлениям.
-
-
Открытая карта совершенно не требует отказываться от своих представлений, как только получена идущая вразрез с ними информация. Информация может быть неверна, или неправильно интерпретирована, а наша гипотеза будет верной. Важно просто помнить, что это, тем не менее, просто гипотеза, а не сама реальность.
3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ
Фильтры восприятия
-
Реальность представляет собой бесконечный объем взаимно трансформирующихся материи и энергии. Чтобы описать эту бесконечность, нужно бесконечное количество информации. -
Человеческий мозг не может вместить бесконечность информации и вынужден фильтровать ее, оставляя для моделирования реальности только самую важную с точки зрения эволюции. -
Фильтры – это механизмы восприятия, позволяющие выборочно сократить количество информации до объема, который способен переработать мозг человека.
1. Фильтры формируются в течение исторически долгого времени, и не успевают за изменениями, происходящими быстро.
Виды фильтров
2. Выделяются три вида фильтров:
-
Биологические (источником являются особенности организма человека) -
Социальные (источником является социум и культура) -
Личностные (источником является уникальный личностный опыт человека)
Формирование субъективной реальности в результате действия фильтров
-
Фильтры не просто определяют, какую информацию будет, а какую не будет воспринимать человек. По сути, они определяют, что существует, а что не существует в реальности человека («не воспринимаю – следовательно, не существует»). -
Таким образом, правила фильтрации определяют структуру и содержание когнитивной карты человека.
Биологический фильтр – структура и результаты действия
-
Большая часть информации не воспринимается, потому что человек не имеет органов чувств для восприятия энергии такого типа (или за счет ее недосягаемости для восприятия) -
Энергия/материя, которую способен воспринять человек, воспринимается в определенном диапазоне. За границами диапазона энергия/материя не воспринимается. -
Даже та энергия/материя, которую находят наши органы чувств, перекодируется мозгом посредством знаковых форм, не имеющих отношения к реальности (цвет – феномен, порождаемый нашим мозгом и не существующий нигде, кроме нашего мозга).
4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР
-
Социальный фильтр – механизм, определяющий восприятие человеком окружающей действительности, источником которого является культура и социум. -
В социальной фильтрации участвуют множество продуктов культуры: культурные нормы, традиции, ценности. Но особое значение имеют такие механизмы, как язык и культурные тексты.
Язык как один из механизмов «социальной фильтрации».
-
Язык – это набор знаков и правил их использования для описания реальности. Это строительный материал для создания когнитивной карты. -
Язык может быть-
Естественным (созданным спонтанно в процессе эволюции человеческого сообщества для коммуникации в рамках этого сообщества) -
Искусственным (созданным специально для описания реальности в какойто области деятельности)
-
-
Язык содержит не только знаки и правила их использования, но и имплицитную (скрытую) модель реальности, которую он предназначен описывать. -
Все, что выходит за границы этой модели, не описывается языком, а соответственно, не существует для его носителя. Людвиг Витгенштейн: "Границы моего языка означают границы моего мира". -
Таким образом, язык становится фильтром, определяющим, что будет, а что не будет воспринимать человек в окружающей реальности. -
Разные субкультуры пользуются разными языками описания реальности => находятся в разных воспринимаемых реальностях (например, людям ортодоксально верующим и атеистам во многом поэтому сложно понимать друг друга). -
Примеры-
В начале двадцатого века антрополог Franz Boas писал, что у эскимосов есть четыре корня, обозначающих снег, и, в сочетании со всякими приставками и окончаниями, это количество огромно (плюс к этому в этом языке прилагательные и существительные сливаются в цельное слово). А в 1997 году Phil James опубликовал сотню слов, которые означают «снег» в языке эскимосов. -
В английском языке нет разделения местоимений «ты» и «вы». Причем в английском языке до XVII века было слово ты - thou. Сегодня его можно встретить в поэзии, молитвах и другой литературе, но не в обиходном общении.
-
Культурные тексты (сказки, мифы, продукты массовой культуры) как фильтры восприятия.
-
Базовые культурные тексты (сказки, мифы, легенды) содержат информацию, определяющую жизненный сценарий человека. -
В основе трансляции сценария лежит механизм структурного инварианта текстов. -
Структурный инвариант – то, что объединяет структуру разных сообщений. Другими словами, это сообщение, изложенное на более высоком уровне абстракции. -
Пример структурного инварианта для мифов об Илье Муромце, сказки про Емелю и им подобных: герой мужского пола – долгая неподвижность – чудесный подарок/угроза – превращение/открывающиеся возможности – успех/победа.
(привести другие примеры сказок и историй с выделением инварианта).
-
Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии. -
Дополнительно: способность выделять структурные инварианты (закономерности) и переносить их на новый материал является одной из главных способностей, на оценке которой строятся задания для тестов интеллекта.
5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ
Личностный фильтр
Личностный фильтр – это механизм восприятия, источником которого является уникальный личностный опыт человека. Даже братья, растущие в одной семье, имеют принципиально разный личностный опыт: один – опыт старшего, а другой – младшего брата.
Личностный опыт как источник развития
-
Соответственно, когнитивные карты у разных людей разные еще и из-за специфики личностного опыта каждого. Например, ребенок, которого глубоко и искренне любили в семье, будет иметь в своей карте совершенно иное значение категории «любовь», чем ребенок, выросший в рамках холодных и неприязненных отношений. -
В последнем случае ребенок может знать слово «любовь», но не иметь личностного опыта – что это такое. И, соответственно, в его когнитивной карте любовь принципиально отсутствует. -
На каждом этапе развития личности личностный опыт создает ключевые новообразования личности ребенка, такие как границы «Я», гендерную идентичность и т.п. Рассмотрим все это подробнее.
Формирование позитивных и негативных эталонов
-
Самые первые новообразования, которые получает ребенок в результате переживания личностного опыта – это формирование позитивного и негативного эталонов. Когнитивная карта получает «+» и «-» полюса. -
Существование ребенка во внутриутробном периоде, когда полностью и автоматически удовлетворяются все его потребности, создает у человека «абсолютный позитивный эталон», образец спокойствия и умиротворенности. -
В процессе рождения ребенок получает не только физическую, но и эмоциональную травму, которая впоследствии может восприниматься как абсолютный негативный эталон, образец запредельного переживания отрицательных эмоций. -
В случае, если страх, возникающий во время рождения, не вытеснен в бессознательное, он может служить основой для различных невротических реакций и расстройств характера.
Формирование границ «Я»
-
У новорожденного ребенка в картине мира еще не различаются «Я» и «не-Я». Мир для него = мама, «отдельность» от которой он осознает не сразу. -
Для того, чтобы произошел процесс «сепарации» (отделения), прежде всего необходим позитивный физический и эмоциональный контакт с матерью. Телесный контакт с матерью. В этом случае формируется первоначальное физическое ощущение границы собственного тела и собственной личности. -
Нет рядом мамы – нет позитивного телесного взаимодействия – граница «Я не формируется = склонность к симбиотическим отношениям.