Файл: Психотехнологии коммуникации 20191.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА

2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ

6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

8. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

10. РЕФЛЕКС

11. ЯКОРЕНИЕ

12. ПОДКРЕПЛЕНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

16. БИХЕВИОРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

17. ИДЕИ ФРЕЙДА

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА

20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА

21. АРХЕТИПЫ

ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ

22. ЭГО-СТОРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

23. ТРАНЗАКЦИИ

24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

25. ИГРЫ

26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА

29. ПРОСТРАНСТВО И ФОРМА

30. СЕМАНТИКА ТЕКСТА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ1

2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ

3. РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ



  1. Понятия, которые мы используем: субъективная реальность, иллюзорная реальность, когнитивная карта и т.п. являются почти синонимами и обозначают примерно одно и то же: знаковую систему первого рода (см. «Знаковая система»), отражение психикой человека окружающей реальности в виде когнитивной модели.

  2. Однако существует и некоторое отличие. Понятия «субъективная реальность» и «когнитивная карта» просто подчеркивают факт отличия такой модели от объективной реальности. «Иллюзорная реальность» возникает тогда, когда человек не разделяет объективный мир и свои представления о нем («не отличает карту от местности» со всеми вытекающими последствиями).

Уровни сенсорной культуры личности


  1. В зависимости от степени различения карты и местности выделяют разные уровни сенсорной культуры:

    1. Закрытая когнитивная карта («closed map»). Моё восприятие = реальности, поэтому все есть так, как есть, и если новая информация не соответствует моим представлениям – эта информация неверна.

    2. Открытая когнитивная карта(«open map»). Моё восприятие – это модель реальности, она может быть верна или не верна, и я пересматриваю ее всякий раз, когда новая информация не соответствует моим представлениям.

  2. Открытая карта совершенно не требует отказываться от своих представлений, как только получена идущая вразрез с ними информация. Информация может быть неверна, или неправильно интерпретирована, а наша гипотеза будет верной. Важно просто помнить, что это, тем не менее, просто гипотеза, а не сама реальность.

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

Фильтры восприятия


  1. Реальность представляет собой бесконечный объем взаимно трансформирующихся материи и энергии. Чтобы описать эту бесконечность, нужно бесконечное количество информации.

  2. Человеческий мозг не может вместить бесконечность информации и вынужден фильтровать ее, оставляя для моделирования реальности только самую важную с точки зрения эволюции.

  3. Фильтры – это механизмы восприятия, позволяющие выборочно сократить количество информации до объема, который способен переработать мозг человека.

1. Фильтры формируются в течение исторически долгого времени, и не успевают за изменениями, происходящими быстро.

Виды фильтров


2. Выделяются три вида фильтров:

  1. Биологические (источником являются особенности организма человека)

  2. Социальные (источником является социум и культура)

  3. Личностные (источником является уникальный личностный опыт человека)

Формирование субъективной реальности в результате действия фильтров


  1. Фильтры не просто определяют, какую информацию будет, а какую не будет воспринимать человек. По сути, они определяют, что существует, а что не существует в реальности человека («не воспринимаю – следовательно, не существует»).

  2. Таким образом, правила фильтрации определяют структуру и содержание когнитивной карты человека.

Биологический фильтр – структура и результаты действия


  1. Большая часть информации не воспринимается, потому что человек не имеет органов чувств для восприятия энергии такого типа (или за счет ее недосягаемости для восприятия)

  2. Энергия/материя, которую способен воспринять человек, воспринимается в определенном диапазоне. За границами диапазона энергия/материя не воспринимается.

  3. Даже та энергия/материя, которую находят наши органы чувств, перекодируется мозгом посредством знаковых форм, не имеющих отношения к реальности (цвет – феномен, порождаемый нашим мозгом и не существующий нигде, кроме нашего мозга).

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР


  1. Социальный фильтр – механизм, определяющий восприятие человеком окружающей действительности, источником которого является культура и социум.

  2. В социальной фильтрации участвуют множество продуктов культуры: культурные нормы, традиции, ценности. Но особое значение имеют такие механизмы, как язык и культурные тексты.


Язык как один из механизмов «социальной фильтрации».

  1. Язык – это набор знаков и правил их использования для описания реальности. Это строительный материал для создания когнитивной карты.

  2. Язык может быть

    1. Естественным (созданным спонтанно в процессе эволюции человеческого сообщества для коммуникации в рамках этого сообщества)

    2. Искусственным (созданным специально для описания реальности в какойто области деятельности)

  3. Язык содержит не только знаки и правила их использования, но и имплицитную (скрытую) модель реальности, которую он предназначен описывать.

  4. Все, что выходит за границы этой модели, не описывается языком, а соответственно, не существует для его носителя. Людвиг Витгенштейн: "Границы моего языка означают границы моего мира".

  5. Таким образом, язык становится фильтром, определяющим, что будет, а что не будет воспринимать человек в окружающей реальности.

  6. Разные субкультуры пользуются разными языками описания реальности => находятся в разных воспринимаемых реальностях (например, людям ортодоксально верующим и атеистам во многом поэтому сложно понимать друг друга).

  7. Примеры

    1. В начале двадцатого века антрополог Franz Boas писал, что у эскимосов есть четыре корня, обозначающих снег, и, в сочетании со всякими приставками и окончаниями, это количество огромно (плюс к этому в этом языке прилагательные и существительные сливаются в цельное слово). А в 1997 году Phil James опубликовал сотню слов, которые означают «снег» в языке эскимосов.

    2. В английском языке нет разделения местоимений «ты» и «вы». Причем в английском языке до XVII века было слово ты - thou. Сегодня его можно встретить в поэзии, молитвах и другой литературе, но не в обиходном общении.

Культурные тексты (сказки, мифы, продукты массовой культуры) как фильтры восприятия.

  1. Базовые культурные тексты (сказки, мифы, легенды) содержат информацию, определяющую жизненный сценарий человека.

  2. В основе трансляции сценария лежит механизм структурного инварианта текстов.

  3. Структурный инвариант – то, что объединяет структуру разных сообщений. Другими словами, это сообщение, изложенное на более высоком уровне абстракции.

  4. Пример структурного инварианта для мифов об Илье Муромце, сказки про Емелю и им подобных: герой мужского пола – долгая неподвижность – чудесный подарок/угроза – превращение/открывающиеся возможности – успех/победа.


(привести другие примеры сказок и историй с выделением инварианта).





  1. Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

  2. Дополнительно: способность выделять структурные инварианты (закономерности) и переносить их на новый материал является одной из главных способностей, на оценке которой строятся задания для тестов интеллекта.



5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ

Личностный фильтр


Личностный фильтр – это механизм восприятия, источником которого является уникальный личностный опыт человека. Даже братья, растущие в одной семье, имеют принципиально разный личностный опыт: один – опыт старшего, а другой – младшего брата.

Личностный опыт как источник развития


  1. Соответственно, когнитивные карты у разных людей разные еще и из-за специфики личностного опыта каждого. Например, ребенок, которого глубоко и искренне любили в семье, будет иметь в своей карте совершенно иное значение категории «любовь», чем ребенок, выросший в рамках холодных и неприязненных отношений.

  2. В последнем случае ребенок может знать слово «любовь», но не иметь личностного опыта – что это такое. И, соответственно, в его когнитивной карте любовь принципиально отсутствует.

  3. На каждом этапе развития личности личностный опыт создает ключевые новообразования личности ребенка, такие как границы «Я», гендерную идентичность и т.п. Рассмотрим все это подробнее.

Формирование позитивных и негативных эталонов


  1. Самые первые новообразования, которые получает ребенок в результате переживания личностного опыта – это формирование позитивного и негативного эталонов. Когнитивная карта получает «+» и «-» полюса.

  2. Существование ребенка во внутриутробном периоде, когда полностью и автоматически удовлетворяются все его потребности, создает у человека «абсолютный позитивный эталон», образец спокойствия и умиротворенности.

  3. В процессе рождения ребенок получает не только физическую, но и эмоциональную травму, которая впоследствии может восприниматься как абсолютный негативный эталон, образец запредельного переживания отрицательных эмоций.

  4. В случае, если страх, возникающий во время рождения, не вытеснен в бессознательное, он может служить основой для различных невротических реакций и расстройств характера.

Формирование границ «Я»


  1. У новорожденного ребенка в картине мира еще не различаются «Я» и «не-Я». Мир для него = мама, «отдельность» от которой он осознает не сразу.

  2. Для того, чтобы произошел процесс «сепарации» (отделения), прежде всего необходим позитивный физический и эмоциональный контакт с матерью. Телесный контакт с матерью. В этом случае формируется первоначальное физическое ощущение границы собственного тела и собственной личности.

  3. Нет рядом мамы – нет позитивного телесного взаимодействия – граница «Я не формируется = склонность к симбиотическим отношениям.