Файл: Психотехнологии коммуникации 20191.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА

2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ

6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

8. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

10. РЕФЛЕКС

11. ЯКОРЕНИЕ

12. ПОДКРЕПЛЕНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

16. БИХЕВИОРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

17. ИДЕИ ФРЕЙДА

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА

20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА

21. АРХЕТИПЫ

ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ

22. ЭГО-СТОРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

23. ТРАНЗАКЦИИ

24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

25. ИГРЫ

26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА

29. ПРОСТРАНСТВО И ФОРМА

30. СЕМАНТИКА ТЕКСТА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ1

2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ

3. РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ



Вы можете подкрепить себя здоровыми способами — часом досуга, прогулкой, разговором с друзьями или хорошей книгой; или нездоровыми — сигаретами, виски, пищей, от которой толстеют, наркотиками, сидением допоздна и т. д. Мне нравится высказывание актера Рута Гордона: «Актер должен получать комплименты. Если мне приходится долго обходиться без комплиментов, я хвалю себя сам, и это хорошо хотя бы потому, что при этом я уверен в искренности».

Карен Прайор «Не рычите на собаку»



ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ



17. ИДЕИ ФРЕЙДА

Психоаналитический подход в коммуникации


Психоанализ – одно из самых значительных направлений в развити психологии, в том числе психологии коммуникации. Основными идеями психоянализа являются:

  1. Наличие у человека бессознательного уровня психики, на котором информация хранится и влияет на поведение человека, но не осознается

  2. Важность базовых инстинктов в психической жизни

  3. Важность формирования личности в детском возрасте

З. Фрейд, вехи жизни и представления о личности человека


Основателем и идеологом психоанализа был Зигмунд Фрейд (https://ru.wikipedia.org/wiki/Фрейд,_Зигмунд).

Топографическая модель личности


В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации (рис.1). Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаёте в данный момент. Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, в результате минимального усилия. Это своеобразный мостик между сознанием и бессознательным. Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного.




«Барьер вытеснения»


Барьер вытеснения – условная граница, отделяющая сознательный уровень личности от бессознательного. Все, что находится за барьером вытеснения, может влиять на поведение человека и принимаемые им решения, но не осознается.

Структурная модель личности, основные элементы, их содержание и принципы

функционирования


Структурная модель личности по З. Фрейду представлена тремя составляющими: ид, эго и суперэго.

Ид (от лат. – «оно») – исключительно примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Ид целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид – нечто тёмное, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет своё центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Ид выражает первичный закон всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии – это есть принцип удовольствия. Ид подчиняется принципу удовольствия, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению.

Принцип удовольствия: ХОЧУ, ВСЕ И СРАЗУ

Эго (от лат. – «я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности даёт возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.

Принцип реальности: МОГУ, ЕСЛИ ЕСТЬ РЕСУРСЫ

Супер-эго (от лат. «сверх я») – система ценностей, норм и этики, принятых в обществе.

Этот компонент личности приобретается в процессе «социализации». С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Суперэго – это морально-этическая сила личности. Оно подчиняется принципу долженствования. Формально оно появляется тогда, когда ребёнок начинает различать «что такое хорошо, а что такое плохо» (примерно в возрасте от 3 до 5 лет). Первоначально каждый поступок ребёнок учится приводить в
соответствие с ограничениями общества, чтобы избежать конфликта и наказания (напряжения). По мере того, как социальный мир ребёнка начинает расширяться (благодаря школе, религии, группе сверстников), сфера суперэго увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать суперэго как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребёнком реальных ценностей общества может быть искажённым.

Принцип долженствования: ДОЛЖЕН, ПОТОМУ ЧТО ТАК ПРАВИЛЬНО



Функции разных структурных элементов представлены на рисунке.



18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

Типы внутриличностных конфликтов


В случае, если принципы, которые реализуются структурами личности, начинают противоречить друг другу, возникает состояние фрустрации.




Должен, но не могу


На фрустрацию человек может отреагировать двумя способами.

  1. Изменить внешнюю ситуацию, чтобы противоречие исчезло.

  2. Включить психологическую защиту личности.

Психологическая защита личности, понятие и сущность


Психологическая защита представляет собой сложный механизм реагирования личности на какой-либо внешний раздражитель. Психологическая защита как механизм всегда возникает в ответ на реальную или скрытую угрозу. Причем этот механизм, как правило, подключается у людей совершенно неосознанно. Мы не понимаем, почему вдруг начинаем вести себя агрессивно, уходим в себя или пытаемся всеми силами обидеть собеседника, задеть его за живое. Психологическая защита — это состояние личности, характеризующееся повышенной тревожностью, мнительностью и чувством скрытой обиды. Психологическая защита подразумевает под собой необходимость искать убежище внутри самих себя, опираясь на собственные представления о действительности.

Механизмы психологической защиты личности


В основе всех видов психологической защиты лежат три механизма:




Виды психологической защиты личности


На основе указанных трех механизмов ЭГО человека формирует множество видов психологической защиты, позволяющих ему избежать фрустрации.

Например:


Адекватная и неадекватная защиты


Естественно, психологическая защита личности – важный позитивный механизм сохранения психологического здоровья и благополучия личности. Если бы мы осознавали все свои личностные конфликты и фрустрации, жизнь превратилась бы в ад. Это – адекватный уровень защиты.

Однако, когда человек начинает вытеснять слишком много информации и включает слишком много защит, он начинает жить в полностью иллюзорном мире, и психологическая защита становится неадекватной.

Адекватность защиты и «сила эго»


Патология личности возникает в момент, когда мы вытесняем слишком много негативной информации. В результате включаются психологические защиты, искажая реальность и погружая человека в иллюзорный мир.