Файл: Психотехнологии коммуникации 20191.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА

2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ

6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

8. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

10. РЕФЛЕКС

11. ЯКОРЕНИЕ

12. ПОДКРЕПЛЕНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

16. БИХЕВИОРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

17. ИДЕИ ФРЕЙДА

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА

20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА

21. АРХЕТИПЫ

ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ

22. ЭГО-СТОРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

23. ТРАНЗАКЦИИ

24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

25. ИГРЫ

26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА

29. ПРОСТРАНСТВО И ФОРМА

30. СЕМАНТИКА ТЕКСТА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ1

2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ

3. РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

11. ЯКОРЕНИЕ


Якорь как одна из форм условного рефлекса. Категория якоря. Якорение как техника воздействия. Алгоритм якорения. Виды якорей. Использование якорения в практике коммуникации.



Виды якорей:

  1. Визуальные (зрение)

  2. Аудиальные (слух)

  3. Тактильные (осязание, обоняние, вкус)

  4. Дискретные (мысли, образы)

Подробнее: http://nlp.trenings.ru/blog/06-yakorya

12. ПОДКРЕПЛЕНИЕ

Понятие подкрепления


Подкрепление – любой стимул, полученный в процессе или сразу после поведенческого акта и изменяющий вероятность повторения этого акта в будущем.


Положительное и отрицательное подкрепление


Положительное подкрепление – любой стимул, полученные в процессе или сразу после поведенческого акта и повышающий вероятность повторения этого акта в будущем.

Отрицательное подкрепление – любой стимул, полученные в процессе или сразу после поведенческого акта и понижающий вероятность повторения этого акта в будущем

Подкрепление как основа формирования поведения


Идея оперантного научения заключается в том, что сначала поведенческий акт возникает как случайный («поведенческая мутация»), но, совпадая по времени с положительным подкреплением – закрепляется и повторяется чаще. Собака выполняет команду «сидеть» и получает вкусняшку. Дальше это поведение закрепляется и становится постоянным. Человек берется за горячую ручку сковородки и обжигается. После такого отрицательного подкрепления такое поведение больше не повторяется.

В целом любое сформированное поведение с точки зрения бихевиоризма – результат работы подкрепления. Такое подкрепление может быть неосознанным. Например, ребенок не хочет есть кашу, но родители заставляют. В какой-то момент у него заболевает живот, и «за это» мама разрешает не есть кашу. Разрешение не есть кашу становится положительным подкреплением для поведения «болит живот». Таким образом, формируется привычные боли перед едой. Никто этого не хотел, никто этого не замечает, но новое поведение сформировано с помощью подкрепления.


Относительность подкрепления. Три фактора, определяющие относительность

подкрепления



Отличие подкрепления от поощрения и наказания


Подкрепление имеет два отличия от поощрения и наказания:

  1. Поощрение и наказание может быть и через много времени после поведенческого акта, а подкрепление только во время или сразу после.

  2. Поощрение и наказание имеют прежде всего социальный смысл, значение для окружающих (поставить ребенка в угол – это наказание, даже если ребенок этим гордится и будет после этого нарушать правила чаще).

13. ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ


Принципы использования подкрепления для изменения поведения: объективность, своевременность и минимальная достаточность. Последствия нарушения каждого принципа.

В целом есть несколько главных принципов использования подкрепления для формирования поведения.

  1. Принцип объективности (подкрепляется только поведение, но не ваши галлюцинации на его счет)

  2. Принцип своевременности (подкрепляется именно то, что происходит в момент подкрепления или сразу перед этим)

  3. Принцип минимальной достаточности (подкрепление должно быть сигналом, а не полным удовлетворением потребности)

  4. Принцип одного критерия (в один промежуток времени нужно формировать только один аспект поведения)

  5. Принцип «малого шага» ((не нужно ждать больших изменений, чтобы подкрепить их, подкрепляется любая, даже малая подвижка в нужном направлении)

  6. Принцип «один шаг вперед, два шага назад» (пока формируется один навык, нужно ослабить требования к остальным)

14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

Отрицательное подкрепление, проблемы использования


Использование отрицательного подкрепления приводит к двум проблемам:

  1. Отрицательно подкрепляется не только нежелательное поведение, но и все, что делает человек в этот момент (не только то, что он достает шпаргалку, но и то, что пришел на экзамен). В результате с помощью отрицательного подкрепления человек отучается от чего-то реально важного (ходить в школу, общаться с родителями и т.д.)

  2. Отрицательное подкрепление может быть субъективно выгодным для человека


(накричав на ребенка, можно вызвать у него искреннюю радость «мама обратила

на меня внимание»). Тогда «якобы отрицательное» подкрепление на самом деле становится положительным и фиксирует нежелательное поведение.

«Синдром Герострата»


«Синдром Герострата» - культурное явление, когда негативное поведение фиксируется от повышенного отрицательного внимания. Герострат – гипотетический исторический персонаж, который в стремлении к славе и для того, чтобы остаться в памяти потомков, сжег храм Артемиде в Эфесе (https://ru.wikipedia.org/wiki/Герострат).

В более простых вариантах, например, мама приучает детей громко орать, потому что только громкий крик позволяет им привлечь ее внимание. Её возмущение и даже наказания становятся для них положительным подкреплением («нас заметили»)

Эффективный механизм использования отрицательного подкрепления Одно из положений бихевиоризма заключается в том, что эффективная форма отрицательного подкрепления – это временное снижение уровня положительного (рассказать подробно).

15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Постоянное и вариабельное подкрепление


Постоянное подкрепление – механизм научения, когда подкрепляется каждое действие, соответствующее критерию. Например, тренер по теннису говорит вам «молодец» всякий раз, когда вы удачно попадаете по мячу.

Вариабельное подкрепление используется каждый второй, каждый третий или каждый случайный раз. (Подробнее - Приложение 3).

Алгоритмы формирования поведения с использованием подкрепления: простой и

развернутый


Простой алгоритм выглядит просто: дождаться поведения и подкрепить.

Чтобы закрепить поведение Чтобы устранить поведение

Дождаться поведенческого акта и подкрепить положительно

Дождаться поведенческого акта и подкрепить отрицательно



В отличие от него, развернутый алгоритм – это система повторяющихся циклов:

  1. Сформулировать цель в терминах поведения

  2. Выбрать адекватное подкрепление

  3. Разбить путь к цели на отдельные отрезки (задачи)

  4. Подкреплять постоянно решение первой задачи (пока поведение не сформируется)

  5. Перейти на вариабельный режим подачи подкрепления (пока поведение не закрепится)

  6. Начать подкреплять в постоянном режиме решение задачи №2 (и так далее)

Использование сформированных якорей как формы подкрепления


В технике якорения можно с помощью незаметного внешнего стимула привести человека практически в любое состояние (страха, доверия, веселья, уныния). Соответственно, используя эти состояния как позитивное или негативное подкрепление, можно формировать у человека любые поведенческие реакции.

В одной супружеской паре весь жизненный опыт мужа состоял в том, что он создавал сконструированные образы некоторых возможностей, функция же жены состояла в том, что она вызывала эйдетические образы чего-то подобного, а потом говорила мужу, как это плохо. Например, он говорит: «Хорошо бы сделать в нашей спальни дневной свет», а она отвечает: «Помнишь мы были в гостях у таких-то, и у них лампы дневного света постоянно ломались». В другого рода коммуникацию они никогда не вступали! Я проводил терапию с этой парой в моей гостиной. Я зашел, сел и сказал: «Знаете, я вырос в городе, поэтому здесь в деревне меня многое простое поражает. Представляете, вчера я обнаружил в доме гремучую змею, вот здесь она проползла, прямо через ту гостиную! Ужасно!» Сказав это, я посмотрел на пол за их креслами и медленно проследил глазами, как она ползет.


Затем начали беседовать. Когда супруги начали спорить, я всякий раз смотрел в пол, и они спорить переставали. Я начал прикреплять их ужас перед змеями к данному разговору. По истечению часа времени они перестали разговаривать таким образом, так как это было неприятно потому, что их чувства к змеям ассоциировались со спором. Если вы собираетесь с кем-то разговаривать, и существует возможность еще того, что вам понадобится собеседника прервать, вы должны обеспечить себе эту возможность еще до начала сеанса.

Вы можете прервать бихевиорально, как в этом приеме со змеями или вербально:

«Ой, подождите! Что же… „ или: «Страдаете ли вы аллергией на укусы пчел? « (посмотрев на ее руку) Это повлечет внимание. Или: «Стоп. Я вспомнил кое о чем, что забыл записать“.

Р.Бендлер, Дж. Гриндер «Из лягушек в принцы»

Подробнее: http://zigmund.ru/biografiya.html

16. БИХЕВИОРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

Оценка и подкрепление в практике современного образования


С точки зрения бихевиоризма, современное российское образование имеет две основные проблемы:

  1. Ориентация на награду и наказание вместо положительного и отрицательного подкрепления.

  2. Ориентация на поиск и исправление ошибок, а не на культивирование успеха.

Позитивные модели оценивания учащихся на основе бихевиорального подхода:

модель равномерного движения и модель поиска успешных решений


Модель равномерного движения – оценка выставляется путем сравнения результатов ученика с его собственным предыдущим результатом. Таким образом, мотивируется рост результатов даже самых малоуспевающих.

Модель поиска успешных решений – оценка выставляется, опираясь на количество успешно выполненных заданий, без учета ошибочных.

Самоподкрепление и его использование в самообразовании и саморазвитии Одним из наиболее полезных практических применений подкрепления является самоподкрепление. Мы им часто пренебрегаем, отчасти потому, что это не приходит нам в голову, отчасти, потому что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других. Как сказал один мой знакомый министр: «Немногие имеют столь низкие критерии, что по ним легко жить». В результате мы часто по несколько дней не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, не замеченные и неотблагодаренные даже самими собой. Не говоря уже о подкреплении себя за изменение какой-либо привычки или приобретение нового навыка, какое-либо подкрепление необходимо и просто для будничной жизни; лишение себя подкреплений, мне кажется, — один из факторов повышения нервозности и депрессий.