Файл: Психотехнологии коммуникации 20191.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА

2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ

6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

8. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

10. РЕФЛЕКС

11. ЯКОРЕНИЕ

12. ПОДКРЕПЛЕНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

16. БИХЕВИОРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

17. ИДЕИ ФРЕЙДА

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА

20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА

21. АРХЕТИПЫ

ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ

22. ЭГО-СТОРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

23. ТРАНЗАКЦИИ

24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

25. ИГРЫ

26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА

29. ПРОСТРАНСТВО И ФОРМА

30. СЕМАНТИКА ТЕКСТА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ1

2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ

3. РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ


Категория транзакции ....................................................................................................................... 45

Виды транзакций: параллельные и непараллельные, открытые и скрытые, внешние и

внутренние ........................................................................................................................................... 46

«Восьмерка конфликта»: внутренние транзакции и «вычеркивание» эго-состояния

взрослого .............................................................................................................................................. 46

  1. Голод и структурирование времени .......................................................................................... 46

Категория «голода» как отражение идеи коммуникативных потребностей в транзактном анализе ................................................................................................................................................. 46 Виды голода ......................................................................................................................................... 47

Варианты структурирования времени .......................................................................................... 47

................................................................................................................................................................ 47

Идеал личности по Э. Берну ............................................................................................................ 47

  1. Игры ..................................................................................................................................................... 47

Категория игры в транзактном анализе ........................................................................................ 47

Признаки игры ..................................................................................................................................... 47

«Формула» игры .................................................................................................................................. 48

Виды игр ................................................................................................................................................ 48

Бессознательные роли ..................................................................................................................... 48

Игра в «Нарушителя». Треугольник Карпмана ........................................................................... 49

  1. Жизненные позиции ........................................................................................................................ 49

Жизненные позиции в транзактном анализе (ОК-структура) ................................................. 49

Варианты взаимодействия людей с различными жизненными позициями ........................ 49

Когнитивистский подход в коммуникации .......................................................................................... 50

  1. Когнитивный диссонанс и групповые защиты .......................................................................... 50

Когнитивный диссонанс – понятие и примеры ........................................................................... 50

Реакции личности на когнитивный диссонанс ........................................................................... 50


Негативные реакции – психологическая защита, самообман и индульгирование ......... 50

Модели «справедливого» и «несправедливого» мира, «синдром обвинения жертвы» ... 50

Групповые защиты, «огруппление мышления» ............................................................................ 51 Изучение продуктов деятельности .........................................................................................................53

  1. Семантика цвета .............................................................................................................................53

Изображение как отражение субъективной реальности .......................................................53

Семантический перенос – основной механизм формирования смысловой

нагруженности знака ........................................................................................................................ 53

Семантика цвета. Базовые объекты и семы для основных цветов ........................................ 53

  1. Пространство и форма ................................................................................................................ 54

Изображение: семантика пространства .................................................................................... 54

Семантика направления .................................................................................................................. 54

Семантика формы ........................................................................................................................... 55

Семантика размера ......................................................................................................................... 55

Семантика отношений объектов ................................................................................................... 56

  1. Семантика текста ........................................................................................................................... 56

Текст как отражение субъективной реальности ........................................................................ 56

Отражение субъективной реальности личности в лексико-грамматических категориях

текста .................................................................................................................................................... 56 Акценты: повторы, ключевые фразы .............................................................................................. 57

Выделение мета-структуры текста ................................................................................................ 57

Фоносемантика текста. ................................................................................................................... 57

ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................................................. 60

  1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ...................................................................................................... 60

  2. Экзистенциализм – это гуманизм .............................................................................................. 67

  3. Режимы подкрепления ..................................................................................................................... 69

  4. Огруппление мышления. ................................................................................................................. 71


СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА

Когнитивная карта как субъективная модель реальности


Человек принимает решения и действует, реагируя не на реальный мир, а на его карту, модель, создаваемую его психикой. Такую карту\модель реальности мы будем называть субъективной реальностью личности.

Отличия карты от «территории»


  1. Карта упрощает реальность => риск потери важной для принятия решения информации (см. «Фильтры восприятия»)

  2. Карта отражает не только территорию, но и особенности картирующего субъекта

    1. Личный жизненный опыт

    2. Культурную среду, в которой воспитывался человек

    3. Собственные проекции

    4. Эмоциональные искажения

    5. Проблемы и противоречия

  3. Карта устаревает в момент ее создания

    1. Мы строим отношения с прошлым, а не с настоящим (подробнее см. http://ig-romanov.livejournal.com/21833.html)

    2. Общение с прошлым основано на механизме иллюзий восприятия.

Первый принцип психотехнологии и следствия из него


Однако – и это первый принцип психотехнологии – карта не есть территория. Это означает, что субъективная модель реальности отличается от самой реальности – так же, как меню отличается от пищи, в нем обозначенной.

Из этого принципа существует как минимум 2 следствия:

  1. Карты разных людей различаются между собой.

  2. Не бывает правильных и неправильных карт. Бывают более или менее эффективные.

Синдромы патологии коммуникации, связанные с неразличением «карты» и «территории».

Неразличение карты и территории приводит к синдромам патологии коммуникации:

  1. Иллюзия «карт-клонов» («все карты такие же, как у меня»)

  2. Иллюзия «правильной карты» («моя карта правильней твоей»)

  3. Иллюзия «реальности номинализаций» («я вижу, что наша любовь ушла»)

  4. Иллюзия «чтения мыслей» («ты меня не любишь, потому что поздно приходишь домой»)

  5. Иллюзия «внешнего контроля» («ты меня расстраиваешь»)

2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ


Адекватное и иллюзорное восприятие действительности. Иллюзии восприятия.

Структура иллюзии.

  1. Иллюзии восприятия – феномен восприятия человеком не реальности, а собственных выводов по поводу этой реальности.

  2. У каждого из нас в памяти (в когнитивной карте) содержатся осознанные или неосознанные эталоны образов восприятия, связанных с личным опытом. Мы знаем, что округлый механизм на руке человека называется «часы» и служит для измерения времени. Другими словами, у нас есть сенсорный эталон образа «часы», и всякий раз, когда мы видим в реальности нечто подобное, мы идентифицируем его как «часы».





  1. Однако здесь может быть две принципиально разные ситуации.

    1. Адекватное восприятие. Мы воспринимаем некую картинку и говорим себе: «исходя из моего прошлого опыта и знаний о мире, наиболее вероятно, что это…». То есть мы понимаем, что наше восприятие – это наш вывод, и что он может быть ошибочным. Мы понимаем, что люди и вещи не всегда являются тем, чем кажутся. Мы относимся к воспринимаемой реальности как к наиболее вероятной гипотезе, всегда оставляя возможность иной интерпретации при появлении новых фактов.

    2. Иллюзорное восприятие. Мы воспринимаем некую картинку и говорим себе: «я вижу, что это…». То есть мы уверены, что наше восприятие – это настоящая реальность. Никаких гипотез, мы воспринимаем то, что есть на самом деле.

    3. В этом случае мы имеем дело с иллюзией восприятия, когда мы, не осознавая того, «видим» собственные выводы.

  2. Иллюзии восприятия могут существенно искажать реальность, поскольку существующие у вас сенсорные эталоны сформировались в результате конкретного личного опыта и могут серьезно отличаться от опыта других людей (или, в конце концов, вашего нового опыта).

  3. Иллюзии восприятия часто можно устранить серией вопросов типа: «а что конкретно вы видите (слышите, обоняете, осязаете), чтобы сделать вывод о том, что…»

Соотношение понятий «субъективная» и «иллюзорная» реальность.