ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ
6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ
7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА
БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ
15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ
ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ
24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Значит ли это, что достаточно заставить человека осознать то, что он держит в бессознательном, и проблема исчезнет? Конечно нет. Информация вытесняется не просто так, а именно потому, что она вызывает напряжение, фрустрацию и внутренний конфликт. Эго человека слишком слабое, чтобы принять реальность, как она есть, и человек пытается исказить реальность, чтобы снять противоречия. Выход – укрепление эго, воспитание силы личности, способной переживать фрустрацию, не вытесняя породившую ее информацию.
19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА
Альфред Адлер
Альфред Адлер — выдающийся австрийский врач, невропатолог, психиатр и психолог.
Работал вместе с Зигмундом Фрейдом над основами психоанализа. Человека Адлер рассматривал с точки зрения его индивидуальности, считая личность цельной системой, потому-то его подход и получил название индивидуальной психологии. Биография: https://ru.wikipedia.org/wiki/Адлер,_Альфред
«Чувство недостаточности» как источник развития личности
Основная идея Адлера заключается в том, что человек в течение жизни испытывает чувство недостаточности, сравнивая себя с требованиями родителей, окружением, эталонами культуры. Это чувство по сути и является источником мотивации к развитию (человек, который полностью собой доволен, останавливается в своем пути).
Компенсация и гиперкомпенсация как реакция на собственную недостаточность
Для преодоления чувства недостаточности импользуются 2 механизма:
-
Гиперкомпенсация – когда упорным трудом человек совершенствуется именно в той области, в которой он чувствует недостаточность. Так, физические недостатки зачастую стараются компенсировать усиленными тренировками. Например, Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из великих ораторов; Александр Суворов, который в детсве был слабым болезненным ребенком, стал великим полководцем, делавшим вместе со своими солдатами, казалось бы, невозможное (переход через зимние Альпы). -
Компенсация – когда человек совершенствуется в другой области, не там, где чувствует неполноценность (Диана Гурцкая – слепая певица и т.п.).
Адлер предположил, что великие люди добивались своих результатов
, в том числе в творчестве, в процессе преодоления собственного чувства недостаточности. .
Однако, иногда человек преодолевает чувство недостаточности с помощью патологических механизмов. Например, мнимой компенсации, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, ложившимися обстоятельствами или другими факторами, независящими от субъектов. В этом случае чувство недостаточности фиксируется и превращается в комплекс неполноценности, который становится основным мотивом его личности.
«Отцовский» и «материнский» типы любви
Это разделение ввел в психологию еще один последователь Фрейда Эрих Фромм.
… Все эти переживания кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим. Я любим, потому что я – ребенок своей матери. Я любим потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть, или по возможности еще более точно: Я любим, потому что это я. Это переживание любимости матерью –пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым – материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, это быть – быть ее ребенком. Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Ее не только не нужно заслуживать – ее еще и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни – и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.
…Отцовская любовь - это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны. Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание – главным грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу чтото сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля, как любовь материнская.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Развитие в отсутствии чувства недостаточности
Отсутствие чувства недостаточности – это отсутствие мотивации к развитию. Избыточность материнского типа любви («я прекрасен уже потому, что живу») приводит к разным вариантам выученной беспомощности при спокойном отношении к собственным неудачам («да, я ничего не достиг, но так ли это важно, если я и так себя люблю?»)
«Комплекс неполноценности»
Когда человек фиксируется на переживании своей недостаточности, оно превращается в комплекс неполноценности. Человек постоянно погружен в свои компенсации и гиперкомпенсации, но, сколько бы ни старался, ничего не может изменить.
В качестве примера – т.н. «комплекс Наполеона»
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплекс_Наполеона)
20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА
Карл Густав Юнг, личность и вехи жизни
Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог ифилософ. Был поначалу соратником Фрейда, позже их дороги разошлись, и Юнг разработал собственное учение, которое назвал аналитической психологией, в противовес психоанализу.
Чуть подробнее: https://ru.wikipedia.org/wiki/Юнг,_Карл_Густав
Основную известность получил как создатель концепции коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей.
Основное содержание коллективного бессознательного – архетипы психики. В какой-то степени коллективное бессознательное Юнга соответствует «миру идей» Платона, но для Юнга это все-таки проявление психики, внутреннего мира человека.
Суть развития личности по Юнгу – процесс индивидуации, принятия своего внутреннего мира, идентификация с Самостью – своей истинной сущностью и получение доступа к ресурсам коллективного бессознательного, где сосредоточен творческий потенциал всего человечества
Трехуровневая структура личности в юнгианской традиции. Основные
структурные элементы личности
Айра Прогофф предложил метафору, которая описывает представления Юнга о личности. Личность – это колодец. Видимая часть (сруб) – это Персона, основное содержание сознания человека. Дальше идет сам колодец – индивидуальное бессознательное человека, которое содержит комплексы и Тень. И в конце концов – вода коллективного бессознательного, которая питает, связывает между собой все колодцы.
«Персона» и «Тень», их соотношение
Персона – все, что человек про себя знает и хочет показать другим. Подробнее:
https://www.psysovet.ru/threads/3772/
Тень – наоборот, все, что человек не принимает, все, что он вытесняет в себе, все, чего боится. Очень хорошо написано здесь:
https://www.psysovet.ru/threads/3773/
«Анима», «Анимус» и «Самость» в юнгианской концепции
Анима – женское начало в мужчине, анимус – мужское начало в женщине. Представляют собой архетипы, которые находятся на границе индивидуального и коллективного бессознательного. Подробно: https://www.psysovet.ru/threads/3774/
Самость – ключевой архетип человеческой личности. Интеграция с Самостью – цель личностного роста и развития по Юнгу. Подробно: https://www.psysovet.ru/threads/3781/
21. АРХЕТИПЫ
Категория архетипа. Три вида архетипических структур Вот подробное (слишком) описание концепции архетипа: https://www.psysovet.ru/threads/3770/
Архетип – структура психики, которая позволяет человеку формировать ее содержание. Юнг, объясняя идею архетипа, использовал метафору магнита и железных стружек. Если рассыпать стружки по столу и поднести под столешницу магнит, стружки выстроятся по определенным линиям. Эти линии нам видны, хотя сам магнит – нет. Магнит – архетип, он не виден в глубинах коллективного бессознательного. А линии, которые выстраиваются под его структурирующим воздействием – это архетипические идеи, образы и сценарии, которые мы можем осознать.
Эти идеи, образы и сценарии повторяются у всех людей и народов: https://www.psysovet.ru/threads/3771/
Например, вот некоторые женские образы, которые проявляются во всех культурах:
Архетип – одна из основных идей в коммуникации. Вот как, например, идея архетипических образов реализуется в рекламе и маркетинге:
ВАЖНО!http://art-pobeda.com/arhetipyi-brendov-segmentatsiya-biznesa
А здесь без картинок, но подробно:http://nekele.ru/forum/index.php?topic=1768.0
Архетипы и сценарии жизни. Типология личностных сценариев. Влияние сценария
на жизненный путь личности
Как уже говорилось, Архетипы проявляются не только в общих для всех идеях и образах, но и в архетипических сценариях. Эти сценарии проявляются как в культурных текстах всех народов (сказках, историях, мифах), так и в форме жизненных сценариев людей. И если мы говорим, что человек реализует сценарий Золушки или Спящей Красавицы – вовсе не обязательно, что на него повлияла сказка, прочитанная в детстве.