Файл: Психотехнологии коммуникации 20191.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА

2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ

6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

8. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

10. РЕФЛЕКС

11. ЯКОРЕНИЕ

12. ПОДКРЕПЛЕНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

16. БИХЕВИОРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

17. ИДЕИ ФРЕЙДА

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА

20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА

21. АРХЕТИПЫ

ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ

22. ЭГО-СТОРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

23. ТРАНЗАКЦИИ

24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

25. ИГРЫ

26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА

29. ПРОСТРАНСТВО И ФОРМА

30. СЕМАНТИКА ТЕКСТА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ1

2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ

3. РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

Бессознательные роли


В большинстве случаев роли в игре и сама игра не осознается, и подтекст игры выявляется только при осознании парадоксальных эмоций в конце.

Игра в «Нарушителя». Треугольник Карпмана





26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

Жизненные позиции в транзактном анализе (ОК-структура)


Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет представление о себе и окружающих, кторые сводятся к следующим вариантам:

  1. Я – ОК или я – НЕ ОК.

  2. Ты – ОК или Ты – НЕ ОК.

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, получается следующая матрица:

Я не ОК, Ты ОК

Я Ок, Ты ОК

Я не ОК, Ты не ОК

Я ОК, Ты не ОК

Выбор одной из таких позиций становится основой формирования жизненного сценария.

Варианты взаимодействия людей с различными жизненными позициями



КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

Когнитивный диссонанс – понятие и примеры


Когнитивный диссонанс – состояние дискомфорта (фрустрации), вызванное одновременной актуализацией в сознании человека противоречащих друг другу ценностей, установок, идей и вариантов поведения.

Категория, предложенная психологом Леоном Фестингером в 1957 году.

Реакции личности на когнитивный диссонанс


Личность старается избежать когнитивного диссонанса либо каким-то образом выйти из состояния фрустрации. Для этого есть 3 традиционных варианта:

  1. Принять реальность в ее противоречивости

  2. Изменить реальность

  3. Включить те или иные психологические защиты.

Негативные реакции – психологическая защита, самообман и индульгирование Психологическая защита – способ изменить свою картину мира таким образом, чтобы противречие исчезло. (Подробнее – «Психоаналитический подход в коммуникации».

Индульгирование – рациональное объяснение правомерности своих неправомерных поступков, самооправдание. В основе лежат такие защиты, как рационализация.

Модели «справедливого» и «несправедливого» мира, «синдром обвинения жертвы»


Концепция «справедливого мира» выдвинул социальный психолог Мелвин Лернер (Melvin Lerner). Она объясняет, почему люди склонны в произошедшем несчастье обвинять не злодея, а жертву злодеяния: «раз мир справедлив – значит, каждый в нем заслуживает своей участи».

В одном из экспериментов испытуемые наделяли позитивными чертами тех, кто выиграл в лотерею. Многие люди просто не могут поверить в случайную удачу и выдвигают разные фантастические гипотезы, включая и мои заслуги, за которые «выбрали» именно меня (интересно, что даже если эти заслуги и впрямь существуют, то устроителям лотереи о них никак не могло быть известно – эти сведения не включались в пункты анекты, а подозревать их в том, что они нанимали частных детективов для их выявления, будет наверное занадто даже для тех, кто верит в справедливый мир :)).


В другом эсперименте Лернера участникам показывали видеозапись (фальшивую, с актёрами, но испытуемые об этом не знали) процесса обучения, при котором за ошибки людей довольно жестоко наказывали -- били током. Оказалось, что если у обучаемого таким способом человека не было возможности прервать урок и уйти, отношение к нему наблюдателей было гораздо хуже, чем когда такая возможность была и обучаемый ею воспользовался. Как написал сам Лернер: "один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу."

Опросы, проведённые исследователями по имени Зик Рабин и Летиция Энн Пеплау (Zick Rubin and Letitia Anne Peplau) , показали, что те люди, у которых вера в справедливый мир особенно сильна, бывают обычно более религиозными, авторитарными и консервативными. Они же склонны поклоняться политическим вождям и одобрять существующие социальные институции, а вот на дискриминируемых, бедных и обездоленных смотрят свысока. Ну, и понятно, не очень стремятся к изменению существующих порядков или облегчению участи социальных изгоев.

Групповые защиты, «огруппление мышления»


Психологические защиты, искажающие реальность, могут быть не только индивидуальными, но и групповыми. В этом случае люди склонны отказываться от своего мнения и принимать мнение группы, чтобы снизить силу когнитивного диссонанса.

Групповое мышл́ ение́ (англ.Groupthink) — психологический феномен, возникающий в группе людей, внутри которой желание социальной гармонии приводят к некорректному или нерациональному принятию решений. Члены группы пытаются минимизировать конфликт и достичь единого решения без достаточной критической оценки альтернативных точек зрения, активно пресекая отклоняющиеся мнения и изолируя себя от внешнего влияния. В такой ситуации единомыслие приобретает большую ценность, чем следование ́ логике и рациональному мышлению.

Автор этой теории Ирвинг Джейнис идентифицировал 8 симптомов, которые могут свидетельствовать о групповом мышлении:

Тип I: Преувеличение полномочий группы и уровня её морали


  1. Иллюзия непогрешимости, создающая неоправданный оптимизм и побуждающая к принятию высокого уровня риска

  2. Не подвергающаяся сомнению вера в высокий морально-нравственный уровень группы, и как следствие игнорирование членами группы последствий своих действий

Тип II: Закрытость от внешней среды


  1. Игнорирование сигналов извне, которые могут поставить под сомнение заключения, сделанные группой

  2. Негативная стереотипизация оппонентов группы как слабых, предвзятых, злобных и глупых

Тип III: Стремление к единогласию


  1. Самоцензура каждым членом группы своих собственных идей, которые могут противоречить общему мнению группы

  2. Иллюзия единогласия, молчание принимается как знак согласия

  3. Прямое давление группы, обвинение в нелояльности любого члена группы, который подвергает сомнению её решения

  4. «Контролеры мышления» — само-назначенные члены группы, которые ограждают группу от информации, противоречащей общему мнению группы



ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА

Изображение как отражение субъективной реальности


1. Любое изображение – это символическая проекция субъективной реальности человека на ограниченную двухмерную плоскость. Другими словами – отражение реальности человека на бумаге. Соответственно,

  1. по этому отражению можно до определенной степени судить о реальности создателя изображения

  2. знания о семантике изображения можно использовать для повышения эффективности визуальной коммуникации

Семантический перенос – основной механизм формирования смысловой

нагруженности знака


  1. Семантический перенос – это механизм формирования смысла, подразумевающий передачу смысла с известного процесса или объекта на новый.

  2. Пример 1. В нашей культуре мы читаем и пишем слева направо. Соответственно, в этих базовых процессах левая сторона символизирует начало, а правая – окончание. Привыкнув к этому, мы бессознательно связываем смысл «начало» с левой стороной пространства, а смысл «конец» - с правой стороной. И любое изображение слева будет восприниматься как более раннее, чем справа. Таким образом, базовый процесс (письмо, чтение) связывает смысл (начало) со знаковой формой-носителем (левая сторона). Происходит процесс семантического связывания: знаковая форма как бы «заряжается», «инфицируется» этим смыслом. Теперь эта знаковая форма будет восприниматься вместе со смыслом, которым она заряжена/инфицирована. Возникает символическое значение знаковой формы («левая сторона означает начало»). Теперь на любой объект, расположенный слева, перенесётся смысл, которым заряжена/инфицирована эта область пространства, и он будет восприниматься как более ранний, чем тот, что расположен справа. Это и есть семантический перенос.

  3. Пример 2. Каждый цвет для нас прежде всего ассоциируется с неким базовым объектом. Например, красный цвет ассоциируется с кровью и огнем. Огонь для нас одновременно красный (знаковая форма) и опасный (смысл). Происходит семантическое связывание этих двух понятий. Возникает символическое значение красного цвета: опасность. И всякий раз, когда мы увидим красный цвет, объект, им окрашенный, будет восприниматься как опасный. Произойдет семантический перенос: цвет переносит связанный с ним смысл на новый объект.