ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ
6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ
7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА
БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ
15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ
ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ
24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бессознательные роли
В большинстве случаев роли в игре и сама игра не осознается, и подтекст игры выявляется только при осознании парадоксальных эмоций в конце.
Игра в «Нарушителя». Треугольник Карпмана
26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ
Жизненные позиции в транзактном анализе (ОК-структура)
Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет представление о себе и окружающих, кторые сводятся к следующим вариантам:
-
Я – ОК или я – НЕ ОК. -
Ты – ОК или Ты – НЕ ОК.
Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, получается следующая матрица:
Я не ОК, Ты ОК | Я Ок, Ты ОК |
Я не ОК, Ты не ОК | Я ОК, Ты не ОК |
Выбор одной из таких позиций становится основой формирования жизненного сценария.
Варианты взаимодействия людей с различными жизненными позициями
КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ
Когнитивный диссонанс – понятие и примеры
Когнитивный диссонанс – состояние дискомфорта (фрустрации), вызванное одновременной актуализацией в сознании человека противоречащих друг другу ценностей, установок, идей и вариантов поведения.
Категория, предложенная психологом Леоном Фестингером в 1957 году.
Реакции личности на когнитивный диссонанс
Личность старается избежать когнитивного диссонанса либо каким-то образом выйти из состояния фрустрации. Для этого есть 3 традиционных варианта:
-
Принять реальность в ее противоречивости -
Изменить реальность -
Включить те или иные психологические защиты.
Негативные реакции – психологическая защита, самообман и индульгирование Психологическая защита – способ изменить свою картину мира таким образом, чтобы противречие исчезло. (Подробнее – «Психоаналитический подход в коммуникации».
Индульгирование – рациональное объяснение правомерности своих неправомерных поступков, самооправдание. В основе лежат такие защиты, как рационализация.
Модели «справедливого» и «несправедливого» мира, «синдром обвинения жертвы»
Концепция «справедливого мира» выдвинул социальный психолог Мелвин Лернер (Melvin Lerner). Она объясняет, почему люди склонны в произошедшем несчастье обвинять не злодея, а жертву злодеяния: «раз мир справедлив – значит, каждый в нем заслуживает своей участи».
В одном из экспериментов испытуемые наделяли позитивными чертами тех, кто выиграл в лотерею. Многие люди просто не могут поверить в случайную удачу и выдвигают разные фантастические гипотезы, включая и мои заслуги, за которые «выбрали» именно меня (интересно, что даже если эти заслуги и впрямь существуют, то устроителям лотереи о них никак не могло быть известно – эти сведения не включались в пункты анекты, а подозревать их в том, что они нанимали частных детективов для их выявления, будет наверное занадто даже для тех, кто верит в справедливый мир :)).
В другом эсперименте Лернера участникам показывали видеозапись (фальшивую, с актёрами, но испытуемые об этом не знали) процесса обучения, при котором за ошибки людей довольно жестоко наказывали -- били током. Оказалось, что если у обучаемого таким способом человека не было возможности прервать урок и уйти, отношение к нему наблюдателей было гораздо хуже, чем когда такая возможность была и обучаемый ею воспользовался. Как написал сам Лернер: "один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу."
Опросы, проведённые исследователями по имени Зик Рабин и Летиция Энн Пеплау (Zick Rubin and Letitia Anne Peplau) , показали, что те люди, у которых вера в справедливый мир особенно сильна, бывают обычно более религиозными, авторитарными и консервативными. Они же склонны поклоняться политическим вождям и одобрять существующие социальные институции, а вот на дискриминируемых, бедных и обездоленных смотрят свысока. Ну, и понятно, не очень стремятся к изменению существующих порядков или облегчению участи социальных изгоев.
Групповые защиты, «огруппление мышления»
Психологические защиты, искажающие реальность, могут быть не только индивидуальными, но и групповыми. В этом случае люди склонны отказываться от своего мнения и принимать мнение группы, чтобы снизить силу когнитивного диссонанса.
Групповое мышл́ ение́ (англ.Groupthink) — психологический феномен, возникающий в группе людей, внутри которой желание социальной гармонии приводят к некорректному или нерациональному принятию решений. Члены группы пытаются минимизировать конфликт и достичь единого решения без достаточной критической оценки альтернативных точек зрения, активно пресекая отклоняющиеся мнения и изолируя себя от внешнего влияния. В такой ситуации единомыслие приобретает большую ценность, чем следование ́ логике и рациональному мышлению.
Автор этой теории Ирвинг Джейнис идентифицировал 8 симптомов, которые могут свидетельствовать о групповом мышлении:
Тип I: Преувеличение полномочий группы и уровня её морали
-
Иллюзия непогрешимости, создающая неоправданный оптимизм и побуждающая к принятию высокого уровня риска -
Не подвергающаяся сомнению вера в высокий морально-нравственный уровень группы, и как следствие игнорирование членами группы последствий своих действий
Тип II: Закрытость от внешней среды
-
Игнорирование сигналов извне, которые могут поставить под сомнение заключения, сделанные группой -
Негативная стереотипизация оппонентов группы как слабых, предвзятых, злобных и глупых
Тип III: Стремление к единогласию
-
Самоцензура каждым членом группы своих собственных идей, которые могут противоречить общему мнению группы -
Иллюзия единогласия, молчание принимается как знак согласия -
Прямое давление группы, обвинение в нелояльности любого члена группы, который подвергает сомнению её решения -
«Контролеры мышления» — само-назначенные члены группы, которые ограждают группу от информации, противоречащей общему мнению группы
ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА
Изображение как отражение субъективной реальности
1. Любое изображение – это символическая проекция субъективной реальности человека на ограниченную двухмерную плоскость. Другими словами – отражение реальности человека на бумаге. Соответственно,
-
по этому отражению можно до определенной степени судить о реальности создателя изображения -
знания о семантике изображения можно использовать для повышения эффективности визуальной коммуникации
Семантический перенос – основной механизм формирования смысловой
нагруженности знака
-
Семантический перенос – это механизм формирования смысла, подразумевающий передачу смысла с известного процесса или объекта на новый. -
Пример 1. В нашей культуре мы читаем и пишем слева направо. Соответственно, в этих базовых процессах левая сторона символизирует начало, а правая – окончание. Привыкнув к этому, мы бессознательно связываем смысл «начало» с левой стороной пространства, а смысл «конец» - с правой стороной. И любое изображение слева будет восприниматься как более раннее, чем справа. Таким образом, базовый процесс (письмо, чтение) связывает смысл (начало) со знаковой формой-носителем (левая сторона). Происходит процесс семантического связывания: знаковая форма как бы «заряжается», «инфицируется» этим смыслом. Теперь эта знаковая форма будет восприниматься вместе со смыслом, которым она заряжена/инфицирована. Возникает символическое значение знаковой формы («левая сторона означает начало»). Теперь на любой объект, расположенный слева, перенесётся смысл, которым заряжена/инфицирована эта область пространства, и он будет восприниматься как более ранний, чем тот, что расположен справа. Это и есть семантический перенос. -
Пример 2. Каждый цвет для нас прежде всего ассоциируется с неким базовым объектом. Например, красный цвет ассоциируется с кровью и огнем. Огонь для нас одновременно красный (знаковая форма) и опасный (смысл). Происходит семантическое связывание этих двух понятий. Возникает символическое значение красного цвета: опасность. И всякий раз, когда мы увидим красный цвет, объект, им окрашенный, будет восприниматься как опасный. Произойдет семантический перенос: цвет переносит связанный с ним смысл на новый объект.