Файл: Психотехнологии коммуникации 20191.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА

2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ

6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

8. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

10. РЕФЛЕКС

11. ЯКОРЕНИЕ

12. ПОДКРЕПЛЕНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

16. БИХЕВИОРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

17. ИДЕИ ФРЕЙДА

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА

20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА

21. АРХЕТИПЫ

ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ

22. ЭГО-СТОРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

23. ТРАНЗАКЦИИ

24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

25. ИГРЫ

26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА

29. ПРОСТРАНСТВО И ФОРМА

30. СЕМАНТИКА ТЕКСТА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ1

2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ

3. РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ



Значит ли это, что достаточно заставить человека осознать то, что он держит в бессознательном, и проблема исчезнет? Конечно нет. Информация вытесняется не просто так, а именно потому, что она вызывает напряжение, фрустрацию и внутренний конфликт. Эго человека слишком слабое, чтобы принять реальность, как она есть, и человек пытается исказить реальность, чтобы снять противоречия. Выход – укрепление эго, воспитание силы личности, способной переживать фрустрацию, не вытесняя породившую ее информацию.


19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА

Альфред Адлер


Альфред Адлер — выдающийся австрийский врач, невропатолог, психиатр и психолог.

Работал вместе с Зигмундом Фрейдом над основами психоанализа. Человека Адлер рассматривал с точки зрения его индивидуальности, считая личность цельной системой, потому-то его подход и получил название индивидуальной психологии. Биография: https://ru.wikipedia.org/wiki/Адлер,_Альфред

«Чувство недостаточности» как источник развития личности


Основная идея Адлера заключается в том, что человек в течение жизни испытывает чувство недостаточности, сравнивая себя с требованиями родителей, окружением, эталонами культуры. Это чувство по сути и является источником мотивации к развитию (человек, который полностью собой доволен, останавливается в своем пути).

Компенсация и гиперкомпенсация как реакция на собственную недостаточность


Для преодоления чувства недостаточности импользуются 2 механизма:

  1. Гиперкомпенсация – когда упорным трудом человек совершенствуется именно в той области, в которой он чувствует недостаточность. Так, физические недостатки зачастую стараются компенсировать усиленными тренировками. Например, Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из великих ораторов; Александр Суворов, который в детсве был слабым болезненным ребенком, стал великим полководцем, делавшим вместе со своими солдатами, казалось бы, невозможное (переход через зимние Альпы).

  2. Компенсация – когда человек совершенствуется в другой области, не там, где чувствует неполноценность (Диана Гурцкая – слепая певица и т.п.).

Адлер предположил, что великие люди добивались своих результатов
, в том числе в творчестве, в процессе преодоления собственного чувства недостаточности. .

Однако, иногда человек преодолевает чувство недостаточности с помощью патологических механизмов. Например, мнимой компенсации, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, ложившимися обстоятельствами или другими факторами, независящими от субъектов. В этом случае чувство недостаточности фиксируется и превращается в комплекс неполноценности, который становится основным мотивом его личности.

«Отцовский» и «материнский» типы любви


Это разделение ввел в психологию еще один последователь Фрейда Эрих Фромм.

Все эти переживания кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим. Я любим, потому что я – ребенок своей матери. Я любим потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть, или по возможности еще более точно: Я любим, потому что это я. Это переживание любимости матерью –пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым – материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, это быть – быть ее ребенком. Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Ее не только не нужно заслуживать – ее еще и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни – и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.

Отцовская любовь - это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны. Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание – главным грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу чтото сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля, как любовь материнская.


Эрих Фромм «Искусство любить»

Развитие в отсутствии чувства недостаточности


Отсутствие чувства недостаточности – это отсутствие мотивации к развитию. Избыточность материнского типа любви («я прекрасен уже потому, что живу») приводит к разным вариантам выученной беспомощности при спокойном отношении к собственным неудачам («да, я ничего не достиг, но так ли это важно, если я и так себя люблю?»)

«Комплекс неполноценности»


Когда человек фиксируется на переживании своей недостаточности, оно превращается в комплекс неполноценности. Человек постоянно погружен в свои компенсации и гиперкомпенсации, но, сколько бы ни старался, ничего не может изменить.

В качестве примера – т.н. «комплекс Наполеона»

(https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплекс_Наполеона)

20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА

Карл Густав Юнг, личность и вехи жизни


Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог ифилософ. Был поначалу соратником Фрейда, позже их дороги разошлись, и Юнг разработал собственное учение, которое назвал аналитической психологией, в противовес психоанализу.

Чуть подробнее: https://ru.wikipedia.org/wiki/Юнг,_Карл_Густав

Основную известность получил как создатель концепции коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей.

Основное содержание коллективного бессознательного – архетипы психики. В какой-то степени коллективное бессознательное Юнга соответствует «миру идей» Платона, но для Юнга это все-таки проявление психики, внутреннего мира человека.

Суть развития личности по Юнгу – процесс индивидуации, принятия своего внутреннего мира, идентификация с Самостью – своей истинной сущностью и получение доступа к ресурсам коллективного бессознательного, где сосредоточен творческий потенциал всего человечества

Трехуровневая структура личности в юнгианской традиции. Основные

структурные элементы личности


Айра Прогофф предложил метафору, которая описывает представления Юнга о личности. Личность – это колодец. Видимая часть (сруб) – это Персона, основное содержание сознания человека. Дальше идет сам колодец – индивидуальное бессознательное человека, которое содержит комплексы и Тень. И в конце концов – вода коллективного бессознательного, которая питает, связывает между собой все колодцы.


«Персона» и «Тень», их соотношение


Персона – все, что человек про себя знает и хочет показать другим. Подробнее:

https://www.psysovet.ru/threads/3772/

Тень – наоборот, все, что человек не принимает, все, что он вытесняет в себе, все, чего боится. Очень хорошо написано здесь:
https://www.psysovet.ru/threads/3773/

«Анима», «Анимус» и «Самость» в юнгианской концепции


Анима – женское начало в мужчине, анимус – мужское начало в женщине. Представляют собой архетипы, которые находятся на границе индивидуального и коллективного бессознательного. Подробно: https://www.psysovet.ru/threads/3774/

Самость – ключевой архетип человеческой личности. Интеграция с Самостью – цель личностного роста и развития по Юнгу. Подробно: https://www.psysovet.ru/threads/3781/

21. АРХЕТИПЫ


Категория архетипа. Три вида архетипических структур Вот подробное (слишком) описание концепции архетипа: https://www.psysovet.ru/threads/3770/

Архетип – структура психики, которая позволяет человеку формировать ее содержание. Юнг, объясняя идею архетипа, использовал метафору магнита и железных стружек. Если рассыпать стружки по столу и поднести под столешницу магнит, стружки выстроятся по определенным линиям. Эти линии нам видны, хотя сам магнит – нет. Магнит – архетип, он не виден в глубинах коллективного бессознательного. А линии, которые выстраиваются под его структурирующим воздействием – это архетипические идеи, образы и сценарии, которые мы можем осознать.



Эти идеи, образы и сценарии повторяются у всех людей и народов: https://www.psysovet.ru/threads/3771/

Например, вот некоторые женские образы, которые проявляются во всех культурах:



Архетип – одна из основных идей в коммуникации. Вот как, например, идея архетипических образов реализуется в рекламе и маркетинге:

ВАЖНО!http://art-pobeda.com/arhetipyi-brendov-segmentatsiya-biznesa

А здесь без картинок, но подробно:http://nekele.ru/forum/index.php?topic=1768.0

Архетипы и сценарии жизни. Типология личностных сценариев. Влияние сценария

на жизненный путь личности


Как уже говорилось, Архетипы проявляются не только в общих для всех идеях и образах, но и в архетипических сценариях. Эти сценарии проявляются как в культурных текстах всех народов (сказках, историях, мифах), так и в форме жизненных сценариев людей. И если мы говорим, что человек реализует сценарий Золушки или Спящей Красавицы – вовсе не обязательно, что на него повлияла сказка, прочитанная в детстве.