ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ
6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ
7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА
БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ
15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ
ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ
24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ
27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Категория транзакции ....................................................................................................................... 45
Виды транзакций: параллельные и непараллельные, открытые и скрытые, внешние и
внутренние ........................................................................................................................................... 46
«Восьмерка конфликта»: внутренние транзакции и «вычеркивание» эго-состояния
взрослого .............................................................................................................................................. 46
-
Голод и структурирование времени .......................................................................................... 46
Категория «голода» как отражение идеи коммуникативных потребностей в транзактном анализе ................................................................................................................................................. 46 Виды голода ......................................................................................................................................... 47
Варианты структурирования времени .......................................................................................... 47
................................................................................................................................................................ 47
Идеал личности по Э. Берну ............................................................................................................ 47
-
Игры ..................................................................................................................................................... 47
Категория игры в транзактном анализе ........................................................................................ 47
Признаки игры ..................................................................................................................................... 47
«Формула» игры .................................................................................................................................. 48
Виды игр ................................................................................................................................................ 48
Бессознательные роли ..................................................................................................................... 48
Игра в «Нарушителя». Треугольник Карпмана ........................................................................... 49
-
Жизненные позиции ........................................................................................................................ 49
Жизненные позиции в транзактном анализе (ОК-структура) ................................................. 49
Варианты взаимодействия людей с различными жизненными позициями ........................ 49
Когнитивистский подход в коммуникации .......................................................................................... 50
-
Когнитивный диссонанс и групповые защиты .......................................................................... 50
Когнитивный диссонанс – понятие и примеры ........................................................................... 50
Реакции личности на когнитивный диссонанс ........................................................................... 50
Негативные реакции – психологическая защита, самообман и индульгирование ......... 50
Модели «справедливого» и «несправедливого» мира, «синдром обвинения жертвы» ... 50
Групповые защиты, «огруппление мышления» ............................................................................ 51 Изучение продуктов деятельности .........................................................................................................53
-
Семантика цвета .............................................................................................................................53
Изображение как отражение субъективной реальности .......................................................53
Семантический перенос – основной механизм формирования смысловой
нагруженности знака ........................................................................................................................ 53
Семантика цвета. Базовые объекты и семы для основных цветов ........................................ 53
-
Пространство и форма ................................................................................................................ 54
Изображение: семантика пространства .................................................................................... 54
Семантика направления .................................................................................................................. 54
Семантика формы ........................................................................................................................... 55
Семантика размера ......................................................................................................................... 55
Семантика отношений объектов ................................................................................................... 56
-
Семантика текста ........................................................................................................................... 56
Текст как отражение субъективной реальности ........................................................................ 56
Отражение субъективной реальности личности в лексико-грамматических категориях
текста .................................................................................................................................................... 56 Акценты: повторы, ключевые фразы .............................................................................................. 57
Выделение мета-структуры текста ................................................................................................ 57
Фоносемантика текста. ................................................................................................................... 57
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................................................. 60
-
РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ...................................................................................................... 60 -
Экзистенциализм – это гуманизм .............................................................................................. 67 -
Режимы подкрепления ..................................................................................................................... 69 -
Огруппление мышления. ................................................................................................................. 71
СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА
Когнитивная карта как субъективная модель реальности
Человек принимает решения и действует, реагируя не на реальный мир, а на его карту, модель, создаваемую его психикой. Такую карту\модель реальности мы будем называть субъективной реальностью личности.
Отличия карты от «территории»
-
Карта упрощает реальность => риск потери важной для принятия решения информации (см. «Фильтры восприятия») -
Карта отражает не только территорию, но и особенности картирующего субъекта-
Личный жизненный опыт -
Культурную среду, в которой воспитывался человек -
Собственные проекции -
Эмоциональные искажения -
Проблемы и противоречия
-
-
Карта устаревает в момент ее создания-
Мы строим отношения с прошлым, а не с настоящим (подробнее см. http://ig-romanov.livejournal.com/21833.html) -
Общение с прошлым основано на механизме иллюзий восприятия.
-
Первый принцип психотехнологии и следствия из него
Однако – и это первый принцип психотехнологии – карта не есть территория. Это означает, что субъективная модель реальности отличается от самой реальности – так же, как меню отличается от пищи, в нем обозначенной.
Из этого принципа существует как минимум 2 следствия:
-
Карты разных людей различаются между собой. -
Не бывает правильных и неправильных карт. Бывают более или менее эффективные.
Синдромы патологии коммуникации, связанные с неразличением «карты» и «территории».
Неразличение карты и территории приводит к синдромам патологии коммуникации:
-
Иллюзия «карт-клонов» («все карты такие же, как у меня») -
Иллюзия «правильной карты» («моя карта правильней твоей») -
Иллюзия «реальности номинализаций» («я вижу, что наша любовь ушла») -
Иллюзия «чтения мыслей» («ты меня не любишь, потому что поздно приходишь домой») -
Иллюзия «внешнего контроля» («ты меня расстраиваешь»)
2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ
Адекватное и иллюзорное восприятие действительности. Иллюзии восприятия.
Структура иллюзии.
-
Иллюзии восприятия – феномен восприятия человеком не реальности, а собственных выводов по поводу этой реальности. -
У каждого из нас в памяти (в когнитивной карте) содержатся осознанные или неосознанные эталоны образов восприятия, связанных с личным опытом. Мы знаем, что округлый механизм на руке человека называется «часы» и служит для измерения времени. Другими словами, у нас есть сенсорный эталон образа «часы», и всякий раз, когда мы видим в реальности нечто подобное, мы идентифицируем его как «часы».
-
Однако здесь может быть две принципиально разные ситуации.-
Адекватное восприятие. Мы воспринимаем некую картинку и говорим себе: «исходя из моего прошлого опыта и знаний о мире, наиболее вероятно, что это…». То есть мы понимаем, что наше восприятие – это наш вывод, и что он может быть ошибочным. Мы понимаем, что люди и вещи не всегда являются тем, чем кажутся. Мы относимся к воспринимаемой реальности как к наиболее вероятной гипотезе, всегда оставляя возможность иной интерпретации при появлении новых фактов. -
Иллюзорное восприятие. Мы воспринимаем некую картинку и говорим себе: «я вижу, что это…». То есть мы уверены, что наше восприятие – это настоящая реальность. Никаких гипотез, мы воспринимаем то, что есть на самом деле. -
В этом случае мы имеем дело с иллюзией восприятия, когда мы, не осознавая того, «видим» собственные выводы.
-
-
Иллюзии восприятия могут существенно искажать реальность, поскольку существующие у вас сенсорные эталоны сформировались в результате конкретного личного опыта и могут серьезно отличаться от опыта других людей (или, в конце концов, вашего нового опыта). -
Иллюзии восприятия часто можно устранить серией вопросов типа: «а что конкретно вы видите (слышите, обоняете, осязаете), чтобы сделать вывод о том, что…»
Соотношение понятий «субъективная» и «иллюзорная» реальность.