Файл: Психотехнологии коммуникации 20191.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА

2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ

6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

8. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

10. РЕФЛЕКС

11. ЯКОРЕНИЕ

12. ПОДКРЕПЛЕНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

16. БИХЕВИОРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

17. ИДЕИ ФРЕЙДА

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА

20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА

21. АРХЕТИПЫ

ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ

22. ЭГО-СТОРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

23. ТРАНЗАКЦИИ

24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

25. ИГРЫ

26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА

29. ПРОСТРАНСТВО И ФОРМА

30. СЕМАНТИКА ТЕКСТА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ1

2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ

3. РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

Просто он выбрал сценарий жизни, который в этой сказке представлен лучше всего.

Существует огромное количество классификаций сценариев, но проще всего делить их на Победителя, Непобедителя и Неудачника (забегаем вперед, в Транзактный анализ).

Подробнее здесь: http://www.transactional-analysis.ru/script/261-lifescript

Коллективные сценарии. Концепция и этапы «пути героя» по Д. Кемпбелу Джоозеф Джон Кэммпбелл — американский исследователь мифологии, наиболее известный благодаря своим трудам посравнительной мифологииирелигиоведению.

Джозеф Кэмпбелл приобрёл большую популярность благодаря тому, что именно он со своей книгой «Герой с тысячью лицами», по словамДжорджа Лукаса, явился вдохновителем фильма «Звёздные войны».

В этой книге он доказал, что среди мифов всех культур, континентов и времен есть свои мифы о героях, и все они укладываются в одну и ту же схему. В ней 17 элементов, умещающихся в трёх фазах. Выглядят эти фазы примерно так:

  • Сепарация (отделение) — герой покидает родной дом и добирается до границы обычного и неизведанного мира;

  • Инициация — преодолев сопротивление «привратников» на границе миров, герой путешествует по «волшебному» миру, побеждает всех врагов, отгадывает все загадки и завладевает главным сокровищем;

  • Возвращение — герой решает вернуться в родной дом, чтобы поделиться сокровищем с родными.

Интересно написано здесь: https://www.mirf.ru/book/tysyachelikij-geroj-campbell





ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ

22. ЭГО-СТОРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Э. Берн, личность и вехи жизни


Э́рик Ле́ннард Берн (англ.Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая1910, Монреаль,Канада—15 июля1970) —американскийпсихологи психиатр. Известен прежде всего, как разработчик трансакционногоанализаи сценарного анализа.

Подробнее http://www.transactional-analysis.ru/founders/4-eric-berne

Концепция эго-состояний. Виды эго-состояний и структура личности Согласно трансактному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния:

Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  • Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.

  • Эго-состояние Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

  • Эго-состояние Ребёнка содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.


В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.


Источники формирования эго-состояний


Эго-состояния Родителя и Дитя формируются в детстве и являются фактически

«поведенческой матрицей» того, как вели себя с нами наши родители и как вели себя мы сами в этом возрасте. Эго-состояние Взрослого

Структура личности с доминирующими и «вычеркнутыми» эго-состояниями


Личность находится в гармонии, когда в ней представлены все эго-состояния. Если какое-то возникает редко, то человек теряет все ресурсы, связанные с этим состоянием. Если «вычеркивается» состояние родителя, человек начинает обращать мало внимания на этические нормы, Взрослого – поведение становится слишком эмоциональным, Ребенка – наоборот, человек теряет непосредственность, эмоциональность и способность радоваться жизни.


23. ТРАНЗАКЦИИ

Категория транзакции


Транзакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена транзакциями) наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению.


Виды транзакций: параллельные и непараллельные, открытые и скрытые, внешние и внутренние


Транзакции бывают трёх видов:

  1. Дополняющие, или параллельные, ( reciprocal/complementary) — это транзакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).

  2. Пересекающиеся (crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

  3. Скрытые (duplex/covert) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр.


«Восьмерка конфликта»: внутренние транзакции и «вычеркивание» эго-состояния

взрослого






24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ


Категория «голода» как отражение идеи коммуникативных потребностей в

транзактном анализе


Для Э.Берна «голод» был метафорой неудовлетворенного стремления человека к чемулибо.

Виды голода


С точки зрения коммуникации Э.Берн выделял следующие три вида голода:

  1. Голод по телесным стимулам (желание получать телесную стимуляцию)

  2. Голод по признанию (желания получать поглаживания в разных формах)

  3. Голод по структуре (желание структурировать своё время и жизнь в целом)

  4. Голод по позиции (желание подтвердить свою позицию в мире и отношениях)

Варианты структурирования времени





Идеал личности по Э. Берну


Идеал личности по Э.Берну представлен несколькими категориями:

  1. Спонтанность

  2. Осознанность

  3. Способность к интимности

25. ИГРЫ

Категория игры в транзактном анализе


Игра – это серия двухуровневых транзакций, с тенденцией к повторяемости и четко определенным психологическим платежом

Признаки игры


  1. Игроки обмениваются скрытыми транзакциями

  2. Постоянно повторяется

  3. Проигрывается вне сознания взрослого

  4. Заканчиваются двойственными чувствами

  5. Момент удивления и смущения по поводу внезапной смены ролей

«Формула» игры





Виды игр


Вариантов игр – бесконечное множество. На экзамене можно приводить любые примеры отношении, если в них присутствуют признаки игры и они основываются на игровой формуле.

В качестве примера – несколько вариантов:

ИГРА Контекст

Схема

«Динамо»

Эротический

Попросить помощи/внимания – дождаться реакции – обесценить

«Калека»

Терапевтический

Попросить совета – не соглашаться ни с каким вариантом, пока советчик не «опустит

руки» - «ну вот, я так и знал, что вы не

сможете!»

Подарок

Ухаживание

«Мой подарок тебя ни к чему не обязывает» -

«Я вложил в тебя столько, а ты!..»