Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 523

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



кандидат юридических наук, доцент

Александр Дмитриевич Сафронов,

кандидат педагогических наук, доцент

Наталья Владимировна Сердюк,

доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор

Алексей Михайлович Столяренко,

доктор педагогических наук, профессор

Маргарита Павловна Стурова,

кандидат педагогических наук, доцент

Сергей Николаевич Тихомиров,

кандидат педагогических наук, доцент

Александр Алексеевич Федотов,

доктор юридических наук, профессор

Вячеслав Матвеевич Шамаров,

кандидат педагогических наук, доцент

Александр Васильевич Щеглов,

кандидат юридических наук, доцент

Иван Васильевич Якушев
Воспитательная работа с личным составом в системе
Министерства внутренних дел Российской Федерации

Учебник
Компьютерная верстка: И. В. Будило, Б. Ю. Дерешко


Подписано в печать 07.09.2009 г.

Формат 60 х 90 1/16




Бумага офсетная

Объем – 30 п.л.

Тираж 5000 экз.

Заказ №




1 Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р.Г. Нургалиева перед участниками учебно-методических сборов руководителей кадровых и воспитательных аппаратов МВД, ГУВД. УВД, УВДТ, образовательных учреждений, военно-врачебных комиссий, центров психодиагностики ОВД Центрального и Северо-Западного федеральных округов / Москва. 23–26 мая 2006.

1 См.: Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 3. — М., 1983. — С. 125.

2 Выступление министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р.Г. Нургалиева перед участниками учебно-методических сборов … Москва. 23-26 мая 2006.

1 Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. — М., 1969. — С. 74.

2 Ковалев Н. Е, Райский Б. Ф., Сорокин К. А. Введение в педагогику. — М., 1975. — С. 28.

1 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995. — С. 86.

1 Кравчун Н. С. Методы воспитания. — М., 1981.

2 Юридическая педагогика в МВД: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. А. М. Столяренко. — М., 1997. (Название «юридическая педагогика» предложено А.М. Столяренко).


1 Столяренко А. М. Юридическая педагогика в МВД: методология, теория, практика: Дис. … докт. пед. наук. — М., 1999; его же. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории. — М. 1999.; его же. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М.: Изд. Экмос, 2000.

2 Юридическая педагогика / Под ред. проф. В.Я. Кикотя и проф. A.M. Столяренко. — М.: Изд. ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3 Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел.

4 Кукушин В. М. Полицейская деонтология: социологический анализ зарубежных концепций. — М., 1994. (2003 г. — второе издание).

5 Шамаров В. М., Лойт Х. Х., Никифоров А. В. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел: основные направления воспитательной работы по их укреплению. — М., 1997;

Шамаров В. М., Лойт Х. Х. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. — М., 2000; Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел / Под ред. В. М. Бурыкина и В. М. Шамарова. — М., 2002.

6 Кобозев А. А. Профессиональная подготовка кадров органов внутренних дел России: исторический и организационно-правовой аспекты. — М., 2005.

7 Иваницкий А. Т. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: Автореф. дис…. докт. юрид. наук. — СПб., 1998; Иваницкий А. Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: Автореф. дис. … докт. пед. наук. — СПб., 2000; Лазукин А. Д. Развитие теории и практики профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. … докт. пед. наук. — М., 2001; Александров И. М. Концептуальные и технологические основы педагогической диагностики и ее реализация в высших учебных заведениях: Автореф. дис. … докт. пед. наук. — М., 2002; Толкачев А. В. Теория и практика воспитания сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. … докт. пед. наук. — М., 2002; Ким Н. П. Теория и практика формирования умений саморазвития слушателей юридических институтов МВД: Автореф. дис. … докт. пед. наук. — М., 2002; Мещерякова Е. И. Формирование культуры самостоятельной деятельности курсантов в креативно-акцентных системах обучения (на примере образовательных учреждений МВД России): Автореф. дис. … докт. пед. наук. — Воронеж, 2003; Ганченко И. О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования: Автореф. дис. … докт. пед. наук. — Ставрополь, 2004; Бородавко Л. Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов: Автореф. дис. … докт. пед. наук. — СПб., 2005; Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза (на материале вузов МВД России): Автореф. дис. … докт. пед. наук. — Белгород, 2005; Бочаров В. М. Система формирования социальной компетентности специалиста органов внутренних дел: Автореф. дис. … докт. пед. наук. — Ставрополь, 2005; Северенков И. В. Профилактика нравственно-правовой деформации сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — СПб., 1998; Ярцев В. В. Формирование личостно-смысловых аспектов деятельности у курсантов вузов МВД России в процессе личностно-ориентированного подхода: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Владикавказ, 2004 и др.


1 См.: О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120.

1 Абзац 2 пункта 2 приказа МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».

1 См.: Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Утверждено приказом МВД России от 29 июня 2009 г. № 490.

2 См.: О повышении ответственности руководителей органов, подразделений системы МВД России за состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава: Распоряжение МВД России от 18 декабря 2007 г. № 1/9976c, п. 1.9.

1 См. приказ МВД России от 10 апреля 2006 г. № 246 «Об информационно-пропагандистской работе».

1 Конституция Российской Федерации. Ст. 15 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2 О милиции: Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 (с изм. и доп.), ст. 19 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, № 16, ст. 503.

3 О концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федерации на период до 2005 года: Приказ МВД России от 20 марта 1996 г. № 145.

1 См., например: О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России: Решение коллегии МВД России от 23 декабря 1998 г. № 6 км/1. Объявлено приказом МВД РФ от 11 января 1999 г. № 12.

2 Приложение к приказу МВД России от 19 ноября 1993 г. № 501.

3 Об использовании пенсионеров правоохранительных органов в качестве специалистов в системе МВД России: Приказ МВД России от 29 марта 1993 г. № 137. В настоящее время действует приказ МВД России от 30 июля 1997 г. № 859 «О привлечении пенсионеров к работе в системе МВД России».

4 Об утверждении Положения о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 30 июня 1994 г. № 221.

5 О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Директива МВД России от 19 июня 1996 г. № 1.

1 См.: О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войск МВД России: Решение коллегии МВД России от 23 июля 1996 г. № 3 км/1. Объявлено приказом МВД России от 2 августа 1996 г. № 426.

2 О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам: Приказ МВД России от 7 января 1998 г. № 170 дсп.


3 Приказ МВД России от 25 сентября 2000 г. № 995. П. 1.2.

1 Кикоть В. Опираясь на прошлое, строим будущее // Щит и меч. 2008. № 6 (1118). 14 февраля.

2 Утвержден приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.

3 Утверждено приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1139.

4 Утверждена приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140.

5 Утверждено приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1141.

6 Утверждена приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1142.

7 Утверждено приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1145.

8 Утверждено приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1146.

9 Утверждено приказом МВД России от 27 июля 2009 г. № 579.

10 Пункт 1 ст. 2; ч. 1 ст. 12; п. 5 ч. 3 ст. 32 и др. Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (и изм. и доп.) // ВСНД РФ и ВС РФ, 1992, № 30; пункты 4, 5 ч. 2 ст. 8; п. 3 ч.5 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» (и изм. и доп.) // СЗ РФ, 1996, № 36. Ст. 4135.

11 Приказ МВД России от 10декабря 1996 г. № 651 «Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России».

1 Материалы расширенного заседания коллегии МВД России от 17 февраля 2006 г. // Щит и меч. 2006. № 8 (1024). 23 февраля.

1 Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева на Всероссийском совещании руководителей аппаратов по работе с личным составом 2 октября 2007 года // Профессионал. − 2007. − № 6. − С. 4.

2 Кубышко В. Л. Воспитательная работа в органах внутренних дел и пути ее комплексного реформирования // Профессионал. − 2007. − № 6. − С. 8–9.

1 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федеральных законов от 30.06.2002 № 78-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 01.04.2005 № 27-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 01.12.2007 № 311-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 17.07.1999 № 177-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ) от 25.07.2002 № 116-ФЗ). Ст. 35.

2 Макаренко А. С. Соч. Т. 5. − М., 1951. − С. 114.

1 Лебедев Г. П., Акимова М. А. Организация индивидуально-воспитательной работы в органах внутренних дел: Лекция. 3-е изд., перераб. и доп. − Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. − С. 9.

1 Суслов Н. В. Совершенствование организации воспитания курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений внутренних войск МВД России: Дис. … канд. пед. наук. − М.: Военный университет, 2001. − С. 152.