Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 461

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и

единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской

республики и затем в период начинающегося распада Римской империи.

Скептицизм. В конце IV в. до н. э. в греческой философии формируется

еще одно, менее распространенное по сравнению с предшествующими философское

направление - скептицизм. Его основателем был Пиррон из Элиды (ок. 360-270

до н. э.). Он, так же как и Сократ, излагал свои идеи лишь в устной форме и,

не оставил после себя ни одного произведения. Поэтому сведения о его идеях

мы черпаем прежде всего из работ его наиболее выдающегося ученика - Тимона

(ок. 320-230 до н. э.).

Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В эллинистическую

эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими

установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности

дойти до истины. И этот отказ становится программой.

Скептицизм отрицал истинность любого познания. Удержаться от суждения

(эпохэ) - основной его тезис. Поэтому "цель свою скептики полагали в

опровержении догматов всех школ, но сами... они ничего не определяли, не

определяли и того, что они делали", отвергая в конце концов, как

свидетельствует Диоген Лаэртский, и само утверждение "ничего не утверждать".

Принятие этого утверждения в качестве принципа философии также значило бы

"нечто утверждать". Гегель в "Истории философии" оценивает эту позицию как

завершение субъективизации всего познания.

Доводы против правильности как чувственных восприятии, так и "познаний

мысли", т. е. доводы, объясняющие, почему нужно удерживаться от суждений

скептики объединили в десять тезисов-тропов. Вероятно, их автором является

Энесидем. В первом из этих тезисов подвергаются сомнению положения о

действительности различия физиологической структуры видов животных, в

частности их чувственных органов. Во втором подчеркиваются индивидуальные

различия людей с точки зрения физиологии и психики. В третьем говорится о

различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают разные

ощущения (например, вино зрению представляется красным, вкусу-терпким и т.

д.). Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют различные

состояния (телесные и душевные) воспринимающего субъекта (болезнь, здоровье,


сон, бодрствование, радость, грусть и т. д.). Пятый тезис отражает влияние

расстояния, положений и пространственных отношений на восприятие (то, что

издалека кажется малым, вблизи оказывается большим). В шестом говорится, что

ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без примеси

других факторов. Следующий троп указывает на различные воздействия разного

количества одного и того же вещества или материи (что в малом количестве

полезно, а в большом может быть вредно). Восьмой опирается на тот факт, что

определение взаимоотношений между вещами является релятивным (например, что

является относительно одной вещи "вправо", может быть по отношению к другой

"влево"). Предпоследний троп отражает тот факт, что "привычные и непривычные

вещи" вызывают различные чувства (яапример, затмение солнца как необычное

явление, закат солнца- как привычное). Десятый троп поддерживает убеждение в

том, что ничего нельзя утверждать позитивно - ни существование различных

прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.

К этим десяти тезисам (которые Гегель называет ранними) Агриппа (I в.

н. э.) \ Агриппа был одним из видных представителей скептической

философии второй половины I столетия, т. е. римского периода. \ и его

ученики прибавили еще пять. Первый из новых тропов аргументирует различие

видов или мнений. Второй критикует бесконечную цепь доказательств. Третий

подчеркивает, что любое ограничение относится всегда лишь к чему-либо

конкретному. Четвертый критикует принятие предпосылок, которые впоследствии

не. доказываются. Пятый троп предостерегает от доказательства по кругу. Он

указывает на то, что каждое доказательство в свою очередь требует

доказательства, это доказательство требует своего доказательства и так по

кругу до исходной точки. И хотя эти новые тропы более абстрактны, некоторые

из них можно редуцировать к ранним тропам, так же как некоторые ранние тропы

основаны на более или менее аналогичных принципах.

Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами,

скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые

доказательства. В отличие от эпикурейской и стоической философии, в которых

достижение счастья необходимо предполагало познание явлений и законов

природы т. е. познание вещей, философия скептицизма в прямом смысле слова


отказывается от этого познания.

Достижение счастья, по Пиррону, означает достижение атараксии

(спокойствия, невозмутимости).

Подобное положение вещей является результата ответа на три основных

вопроса. Первый: "Из чего состоят вещи?" На него невозможно ответить потом

что ни одна вещь не суть "это больше, чем другое". Из этого положения

вытекает и ответ на другой вопрос: "Как мы должны относиться к этим вещам?"

На основе предыдущего ответа единственным достойным отношением к вещам

считалось "воздержание от каких-либо суждений". Воздержание от суждений не

означает, однако, отрицания существа их истины или правоты. Пиррон и Тимон

признают лишь непосредственные восприятия, если о них говорится как о

восприятиях. В этом можно усмотреть определение субъективно-идеалистическое

измерение античного скептицизма. Третий вопрос: "Какую пользу мы получим из

такого отношения к вещам?" Ответ Пиррон вытекает из предыдущих положений и

направлен на этические последствия этой проблематики. Если мы воздержимся от

всяких суждений о вещах, то мы достигнем устойчивого и невозмутимого покоя.

Именно в этом скептики и видят высшую ступень возможно блаженства.

Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику

сложности развития познания, его основной чертой были, однако, безнадежность

и отказ, ведущие к агностицизму.

Эклектицизм. С начала II в. до н. э. упадок греческого философского

мышления становится все более очевидным. Одним из его отчетливых проявлении

служит эклектицизм - механистическое соединение отдельных, часто весьма

неорганически вырванных частей из различных философских систем. Он

развивается на основе как академической, так и перипатетической и стоической

философии. Часто эклектики стремятся к цельному, систематическому

упорядочению возрастающего количества эмпирических знаний и к их соединению.

К наиболее видным представителям академического эклектицизма принадлежат

Филон (150-79 до н. э.) и Антиох (последняя треть II и первая треть I в. до

н. э.). Эклектицизм на основе стоической философии представляют Боэций из

Сидона (первые две трети II в. до н. э.), Панэтий (ок. 185-110 до н. э.) и

Посидоний (135-51 до н. э.). Видимо, меньше всего эклектицизм проявлялся в

школе перипатетиков. Доказательством может быть не только постоянное издание

трудов Аристотеля, но и ориентация на эмпирическое естествознание. Можно


упомянуть Боэция из Сидона (не путать с Боэцием-стоиком) и Ксенарха (оба

работали в I в. до н. э.), которые в большей или меньшей степени

придерживались традиций аристотелизма, дополняя его в отдельных случаях

воззрениями других философов.

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно

усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной

державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под

его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной

Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры,

составной частью которой была философия. Римская культура и образование

развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько

столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все стороны

известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых цивилизаций

древнего мира, а с другой - на территорию "варварских" племен), образуют

широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно развивались

естественные и технические науки, небывалого размаха достигают политические

и юридические.

Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из того,

с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным поэтому

является то, что и римская философия формируется под решающим влиянием

греческого, в частности эллинистического, философского мышление Определенным

импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его

афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители

существовавших в то время греческие философских школ (середина II в. до н.

э.).

Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских

направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,- стоицизм,

эпикуреизм и скептицизм.

Стоицизм. Наибольшее распространение как в республиканском, так и позже

в императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают единственным

философским направлением, которое в римский период приобрело новое звучание.

Его начала можно увидеть уже во влиянии Диогена из Селевкии и Антипатра из

Тарса (которые прибыли в Рим с упомянутым афинским посольством). Заметную

роль в развитии стоицизма в Риме сыграли также представители средней стои -


Панэтий из Родоса и Посидоний,[ ]которые сравнительно

продолжительный период работали в Риме. Их заслуга состоит в том, что они

способствовали широкому распространению стоицизма в средних и высших классах

римского общества. Среди учеников Панэтия были такие выдающиеся личности

Древнего Рима, как Сципион Младший и Цицерон.

Панэтий в основных положениях своего учения в значительной мере

придерживался старого стоицизма. Так, у него встречается понятие логоса,

аналогичное понятию, например, у Хрисиппа, который придерживался сходных

онтологических воззрений. В области этики он несколько приблизил к

практической жизни идеал стоического мудреца.

На дальнейшее развитие римского стоицизма большое влияние оказал

Посидоний. В области онтологии он развивает основную философскую

проблематику учения Аристотеля, а также вопросы, граничащие с

естественнонаучной проблематикой и космологией. Исходные философские и

этические воззрения греческого стоицизма он соединяет с элементами учений

Платона, а в некоторых случаях и с пифагорейским мистицизмом. (В этом

проявляется определенный

эклектицизм, который был типичен для римской философии того периода.)

Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои) были

Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) происходил из сословия

"всадников" \ Сословие "всадников" было вторым привилегированным

сословием после сословия сенаторов. \, получил всестороннее

естественнонаучное, юридическое и философское образование, сравнительно

длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится

воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на трон

он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год власти

Нерона он посвящает ему трактат "О милосердии", в котором призывает Нерона

как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа.

По мере роста престижа и богатства Сенека входит в конфликт со своим

окружением. После пожара в 64 г. н. э. ненависть к Сенеке в Риме растет. Он

покидает город и живет в своем близлежащем имении. Обвиненный в подготовке

заговора, он был вынужден покончить самоубийством.

Наследие Сенеки весьма обширно. К его наиболее выдающимся работам