Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 342

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

представителем Плотин (205-270) \ Аммоний Саккас не разрешал своим

ученикам издавать в письменном виде его взгляды. Поэтому и Плотин, как его

ученик, начинает писать только в позднейшие годы. Его труды в большинстве

были изданы после его смерти одним из его учеников - Порфием. \.

Плотин считал, что основой всего существующего является

сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. От

него зависят все формы бытия. Этот принцип Плотин объявляет абсолютным

бытием и говорит о нем, что он непознаваем. "Это бытие есть и остается

богом, не существует вне его, а есть именно сама его тождественность". Это

единственно истинное бытие постижимо лишь путем проникновения в самый центр

чистого созерцания к чистого мышления, что становится возможным лишь при

"отторжении" мысли-экстаза (extasis). Все остальное, что существует в мире,

производно от этого единственно истинного бытия. Природа, по Плотину,

сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный принцип

(свет). Плотин создает даже определенную градацию существовании от внешнего

(настоящего, истинного) к самым низшим, подчиненным (неподлинным). На

вершинах этой градаций стоит божественный принцип, далее - божественная

душа, а ниже всего - природа.

Несколько упрощая, можно сказать, что божественный принцип Плотина

является абсолютизацией и некоторой деформацией мира идей Платона. Много

внимания Плотин посвящает душе. Она является для него определенным переходом

от божественного к материальному. Душа - это нечто чуждое материальному,

телесному и внешнее по отношению к ним. Такое понимание души отличает

воззрения Плотина от воззрений не только эпикурейцев, но и греческих и

римских стоиков. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с телом

органически. Она является частью общей души. Телесное - это привязь души,

достойное лишь преодоления. "Плотин как бы отодвигает в сторону телесное,

чувственное и не интересуется объяснением его существования, а хочет лишь

очищать от него, дабы всеобщая душа и наша душа не терпели ущерба". Акцент

на "духовном" (благе) ведет его к полному подавлению всего телесного и

материального (зла). Это выливается в проповедь аскетизма. Когда Плотин

говорит о материальном и чувственном мире, он характеризует его как

неподлинное бытие, как не-сущее, "имеющее в себе некий образ сущего". По


своему характеру неподлинное сущее не имеет формы, свойств и каких бы то ни

было признаков. Этим решением основной философской проблематики у Плотина

знаменуется и его этика. Принцип добра соединен с единственным подлинно

сущим - с божественным разумом, или душой. Напротив, противоположность добра

- зло связывается и отождествляется с неподлинным бытием, т. е. с

чувственным миром. С этих позиций Плотин приступает и к проблематике теории

познания. Для него единственным подлинным познанием является познание

подлинного бытия, т. е. божественного принципа. Последний, понятно, не может

быть постигнут чувственным познанием, не познаваем он также и рациональным

путем. Единственным способом приближения к божественному принципу Плотин

считает (как уже говорилось) экстаз, который достигается лишь духовным

усилием - душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.

Философия Плотина специфически выражает безысходность и неразрешимость

противоречий, которые становятся всеохватывающими. Это самый выразительный

предвестник конца античной культуры.

Непосредственным учеником Плотина и продолжателем его учения стал

Порфирий (ок. 232-304). Он проявлял большое внимание к изучению произведений

Плотина, издавал и комментировал их, составил биографию Плотина. Занимался

Порфирий и изучением проблем логики, о чем свидетельствует его "Введение к

категориям Аристотеля", которое положило начало спору о реальном

существовании общего.

Мистическое учение Плотина продолжают две другие неоплатонические

школы. Одна из них - сирийская школа, основателем и виднейшим

представителем" которой был Ямвлих (конец III - начало IV в. н. э.). По

сохранившейся части его большого творческого наследия можно судить, что

кроме традиционного круга проблем неоплатонической философии его занимали и

другие проблемы, такие, как математика, астрономия, теория музыки и т. д.

В философии он развивает мысли Плотина, касающиеся божественного

принципа, разума и души. Среди этих плотиновских сущностей он различает и

другие, переходные.

Заслуживает внимания и его попытка в духе философии Плотина обосновать

античный политеизм. Одновременно с божественным принципом как единственным

подлинно сущим он признает и ряд других божеств (12 небесных богов, число

которых он затем увеличивает до 36 и далее до 360; потом идут 72 земных бога


и 42 бога природы). Это по сути мистико-спекулятивная попытка сохранить

античный образ мира перед лицом грядущего христианства.

Другую школу неоплатонизма - афинскую - представляет Прокл (412-485).

Его творчество в определенном смысле является завершением и систематизацией

неоплатонической философии. Он полностью принимает философию Плотина, но

помимо этого издает и интерпретирует диалоги Платона, в комментариях к

которым высказывает оригинальные наблюдения и выводы.

Следует отметить, что Прокл дает наиболее четкое объяснение и изложение

принципа диалектической триады, в которой он различает три основных момента

развития:

1. Содержание сотворенного в творящем.

2. Выделение уже сотворенного из творящего.

3. Возврат сотворенного к творящему.

Понятийная диалектика античного неоплатонизма знаменуется мистикой,

достигающей вершины в этой концепции.

Обе неоплатонические школы углубляют и систематически разрабатывают

основные идеи мистицизма Плотина. Эта философия своим иррационализмом,

отвращением ко всему телесному, упором на аскетизм и учением об экстазе

оказала значительное влияние не только на раннюю христианскую философию, но

и на средневековое теологическое мышление.

* * * * *

Мы проследили возникновение и развитие античной философии. В ней

впервые выкристаллизовались практически все главные философские проблемы,

сформированы и основные представления о предмете философии и, хотя и не

явно, поставлена проблема, которую Ф. Энгельс сформулировал как основной

вопрос философии. В античных философских системах уже выражены философский

материализм и идеализм, которые во многом повлияли на последующие

философские концепции. В. И. Ленин заявил, что история философии всегда была

ареной борьбы двух основных направлений - материализма и идеализма.

Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность философского,

мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче понять

сущность важнейших проблем, которые сопровождают развитие философии от ее

зарождения до нынешних дней. В философском мышлении античности в гораздо

более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются мировоззренческие

столкновения и борьба.

Первоначальное единство философии и расширяющихся специальных научных


познаний, их системное выделение объясняют весьма наглядно взаимосвязь

философии и специальных (частных) наук.

Философия пронизывает всю духовную жизнь античного общества, она была

интегральным фактором античной культуры. Богатство античного философского

мышления, постановка проблем и их решение были источником, из которого

черпала философская мысль последующих тысячелетий.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение

Период патристики

Возникновение схоластической философии в Западной Европе

Арабская и еврейская философия средневековья

Период расцвета схоластики

Поздняя схоластика

ВВЕДЕНИЕ

Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в

истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской

религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции

христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко

определенным содержанием и направленностью средневековая философия

отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.

Христианство возникает в I-II столетиях, нашего летосчисления в

восточных провинциях Римской империи и распространяется на Средиземном

побережье. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом

рабовладельческого строя, сопровождавшимся усиленной эксплуатацией народов в

Римской империи, в частности рабов и свободной бедноты. Многочисленные

восстания рабов подавлялись, их сопротивление было бесполезным - они не

могли стать революционным носителем новых общественных отношений. Все

попытки изменить реальные общественные условия терпели поражение, оставалось

лишь верить и надеяться на чудо, на помощь "божьего спасителя" и его

сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия - христианство,

которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям, без различия их

национальности и сословий, как к равным перед богом,;

Официальная римская религия не могла предложить утешение массам, ибо

она была слишком тесно связана с римским деспотическим государством. Росло

влияние различных культов восточных религий (культа египетских Изиды и

Осириса, иранского бога Митры и т.д.), в которых подчеркнуты были именно те

элементы, которые позже заимствовало у них христианство,- страдания


умирающего бога и его воскрешение, надежда на загробную жизнь. Так, в

произведениях римского философа-стоика Сенеки, названного Ф. Энгельсом

"дядей христианства", содержатся некоторые общие с ранним христианством

воззрения, согласно которым земная жизнь преходяща и праведно живущих

ожидает блаженство. Он провозглашал также и равенство всех люден перед

силами судьба

Основным источником христианства была иудейская религия, самая

монотеистическая из всех религий античности (культ бога Яхве). Христиане

полностью приняли еврейский Старый завет. Например слово "Христос" является

греческим переводом староеврейского "машиах" (мессия), что значит

"помазанный". Одним из источников христианского учения Христе стали

философские воззрения "отца христианства", как назвал Ф. Энгельс Филона

Александрийского.

Первоначально христианство формировалось как движение недовольных масс,

рабов, вольноотпущенников и свободной бедноты. Оно выражало протест

угнетенных и одновременно давало им иллюзорно утешение - надежду на лучшее

будущее в посмертно жизни. К христианству, однако, постепенно приходят и

состоятельные слои римского общества из рядов римской и провинциальной

аристократии, богачи, купцы, владельцы ремесленных мастерских, положений

которых вследствие политического бесправия также стало весьма тяжелым.

Социальная структура христианских общин, состоявших сначала лишь из рабов и

свободной бедноты, начала меняться. Возникает клир (епископы, священники), в

котором решающее слово имеют именно имущие. Формируется церковная

организация, возглавленная монархическим епископатом. В то же время начинают

преобладать призывы к смирению с социальным злом, что показывало признание

имперской властью политического и идеологического значения христианства. Во

время правления императора Константина Великого (306-337) христианство было

признано официальной государственной религией. Оно окончательно побеждает

после того, как были запрещены языческие культы (391-392). Халкидонский

собор в 451 г. закрепил положение христианства как государственной религии и

в восточной, и в западной части Римской империи.

Распространение христианства и начала христианской философии приходятся

на период, когда с разложением Римской империи развиваются