Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 299

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Учение Эриугены оказывало влияние как на ученых (школа в Шартре), так и на

некоторые еретические религиозные движения.

УКРЕПЛЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XI И XII ВВ.

В XI и XII вв. в Западной Европе происходит интенсивное развитие

феодализма. Наблюдается рост сельскохозяйственного производства, развивается

городская жизнь, расцветают ремесла, расширяются торговые отношения.

Социальная структура заметно усложняется, рядом с основными классами

феодалов и крепостных появляются мещанские и ремесленнические прослойки. Это

динамичное развитие феодального общества является одновременно процессом

углублениями обострения социальных и классовых противоречии.

Продолжала возрастать роль церкви, которая представляла собой основное

звено феодального строя как в экономической (как собственник), так и в

идеологической области. Происходит возрастание мощи папства. Этот процесс

шел не гладко: церковь должна была бороться с целым рядом еретических

движений; это время и крестовых походов.

В этой динамичной экономической, социально-политической и

идеологической обстановке происходит обновление культурной жизни. Изменяются

системы образования, научного познания, развивается искусство. Церковь

выступает как решающий инструмент, прямо или косвенно контролирующий и

культурную, и духовную область.

Наряду с церковными возникают школы, над которыми прямой надзор

осуществляют городские власти и в которых существует более свободное

отношение к церкви. В этих центрах возрастает интерес прежде всего к

юридическим знаниям, что обусловлено потребностями решать новые

экономические вопросы. Римское право начинает интенсивно разрабатываться и в

итальянских городах Равенна и Болонья. Центром медицинских наук становится

южноитальянский город Салерно и монастырь Монте Кассино. Наряду с правом и

медициной проявляется интерес к философским вопросам логики. Весь этот

период характеризуется новым интеллектуальным подъемом, оживлением в научной

и культурной областях, но еще нельзя говорить о возрождении философии;

мышление носит эклектический и компилятивный характер, еще не созданы

оригинальные философские труды. В различных школах и центрах переводятся


античные, арабские и еврейские философские тексты. Bедущеe положение в XII

в. имела французская культура, хотя культурными центрами были и испанский

город Толедо, где работал выдающийся переводчик и компилятор Доминик

Гундисальви, и итальянский город Салерно.

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ

Схоластическое философское мышление сосредоточивалось в сущности на

двух проблемах: с одной стороны на споре номинализма и реализма, с другой-

на доказательстве существования бога.

В период ранней схоластики вновь вспыхнул спор, содержанием которого

был вопрос: существуют ли реально универсалии или нет. Эта проблема, будучи

главной темой философии ранней схоластики, не исчезает в период расцвета

схоластики, а через позднюю схоластику переходит и в философию Нового

времени. Проблема универсалий уходит корнями в философию Платона и

Аристотеля. Аристотель критиковал учение Платона об идеях как особом мире,

реальность которого состояла в неизменности и неподвижности идей, являющихся

истинной причиной всех вещей, их свойств и отношений и одновременно их

целью. По Аристотелю. идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым

предметам не являются причинами вещей, но зависят от них Невозможно, чтобы

идеи как сущности вещей были отделены от того, сущностью чего они являются.

В средневековье вопрос об универсалиях приходит не прямо от великих

философов древности, а от их комментаторов, в частности от ученика Плотина

Порфирия. Последний в работе "Сведения к категориям Аристотеля" поставил

вопросы о характере родов и видов, о том существуют они в природе или только

в разуме, в интеллекте, в мысли; если существуют, то телесны они или

бестелесны, отделены ли от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся в

них.

Порфирий не ответил на поставленные вопросы. Боэций в своих

комментариях в связи с вопросами, поставленными Порфирием, подошел к новой

проблеме: являются категории Аристотеля видами реальных вещей или лишь

знаками языка? Под влиянием стоицизма он склонялся к выводу, что они

являются знаками языка.

Философской основой спора между реализмом и универсализмом был вопрос

об отношении общего и единичного, индивидуального. Реализм (от лат. realis -

реальный, действительный) \ Позже в истории философии термин реализм

встречается в ином смысле. Например, материализм в противоположность


идеализму определялся как реализм. \ приписывал существование лишь

общему. Он проявился в ряде концепций, в которых излагалось отношение к

реальности общих понятий и единичных вещей. Крайние реалисты придерживались

платоновского учения об идеях; общее - это идеи, которые существуют до

единичных вещей ( ante res) и вне их. Сторонники умеренного реализма

исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно которому общее

реально существует в вещах (in rebus), но ни в коем случае не вне их.

Номиналисты (от лат. nomen - имя), напротив, не допускали реального

существования универсалий, общее существует лишь после вещей (post res).

Приверженцы крайнего крыла номинализма считали общее лишь пустым, ничего не

содержащим "выдохом голоса", звуковой стороной слова. Более умеренные также

отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысли, понятия,

имена, играющие важную роль в познании (концептуализм).

В споре средневекового номинализма и реализма намечаются элементы,

тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было

"чистого" материализма и "чистого" идеализма. Номинализм был идеализмом, но

содержал материалистические тенденции, ибо исходил из реальности

чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал "единство" науки

и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для

нового естествознания.

Ортодоксальному католицизму, с одной стороны, теоретически был ближе

реализм, но, с другой стороны, он практически представлял католицизму

угрозу- в частности, в том, что вел к пантеизму, т. е. к отрицанию личного

бога, и к некоторым другим атеистическим следствиям.

Теологический рационализм, обусловленный реализмом, также был

источником рационалистической критики схоластики.

Период после Эриугены вплоть до выхода на историческую арену следующего

из отцов схоластики - Ансельма Кентерберийского (1033-1109)-был в

философском отношении малоплодотворным. Лишь в некоторых городах и центрах

сохранились труды античных авторов и трактаты первых "отцов церкви".

Жизнь Ансельма характеризуется двумя фазами. Во Франции он вел тихую

жизнь ученого и учителя, в Англии, как архиепископ, воевал с английским

королем за права церкви. В средние века его называли "вторым Августином".

Взял он от Августина многое, прежде всего принципы отношения веры и разума,


а также понятие бога. Среди его произведений - "Монологиум" и "Прослогион",

трактаты о главных вопросах теологии, о реальности и характере бога. Ансельм

пишет от первого лица, в духе схоластики.

Так же как Эриугена, он тесно связывал философскую истину-разум и

истину откровения - веру. Мышление должно быть подчинено вере, которая

является его предпосылкой и должна ему предшествовать. Без веры нет

подлинного познания. Ансельм в словах "верю, чтобы понимать" (credo, ut


Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

точкой и целью рационального мышления, но вера должна быть исключена из

операций мышления, она не может служить аргументом. Святое писание

указывает, что является истиной, но не объясняет, почему оно является

истиной. Разум свободен и самостоятелен - но в границах догматов. Девизом

Ансельма было "вера ищет разум", что характерно для всего периода древней

схоластики. Ансельм, таким образом, впервые сформулировал задачи теологии и

философии. Многие историки средневековой философии называют его первым

схоластом.

В понимании мира он близок к Платону: реальны только понятия (единичные

и общие). "Истина" содержится не только в мышлении; она самостоятельна,

реально существует. Суждения истинны, так как они входят в "истину" вообще,

поэтому, например, и справедливые действия совершаются на основе их

причастия к понятию справедливости вообще.

В этом проявляются отношения Ансельма к универсалиям: общие понятия

имеют собственное, независимое от единичных вещей существование, но связаны

с ними. Единичное участвует в существовании абсолютного, независимую

реальность которого Ансельм выводит путем обобщения общих черт единичных

вещей. Его подход является умеренным реализмом. Ансельм получил известность

также и приводимыми им доказательствами бытия бога. Он приводит такие

аргументы: если существуют вещи, которые имеют некоторое свойство по

отношению к некоей иной вещи, то и эта иная вещь должна существовать.

Полезность некоей вещи предполагает абсолютную полезность и добро - а этим и

определяется бог. Существование релятивных вещей предполагает абсолютное

бытие - бога.

Основа этого доказательства идет от Августина, Ансельм его лишь

интеллектуализирует: сотворенные вещи несовершенны, они образуют ряд

возрастающего совершенства, но этот ряд, как каждый реальный ряд не может

быть бесконечным. Должна существовав сущность, совершеннее которой ничего

нет, ею и является бог.

Кроме этого относящегося к миру доказательства бытия бога Ансельм

является автором метафизических доказательств бытия бога как общего принципа

бытия всего сущего, всех видов бытия: если бы бог существовал лишь в нашей

мысли, он был бы лишен абсолютного совершенства, был бы чем-то