Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 309

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом;

- совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы

быть уверенным в том, что ты ничего не обошел.

Первое из правил Декарта является концентрированным выражением его

методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический

характер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты

ее не познал как истинную с очевидностью,- опирается на условия

"достоверности" и "очевидности" познания, о которых уже говорилось выше.

Это правило также можно считать главной предпосылкой для использования

следующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются, остальные

правила не могут гарантировать разуму, что он придет к истинному познанию.

Следующее правило является выражением требования аналитичности. При

этом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большей степени

методический характер.

Третье правило относится к собственно выводам из мыслей. Условия,

которые оно содержит, становятся в ходе развития новой философии и науки

неотделимой и эффективной составной частью основных методологических

принципов.

Заключительное же правило подчеркивает необходимость определенной

систематизации как познанного, так и познаваемого.

Правила Декарта, как и все его "Рассуждения о методе", имели

исключительное значение для развития философии и науки Нового времени.

Условие "очевидности" и "интуитивной ясности" исходных утверждении научной

теории является одним из основных характеристик научного познания в нашу

эпоху.

В отличие от Ф. Бэкона, который в "Новом Органоне" считал индукцию (в

современных терминах можно сказать "эмпирическую индукцию") основным методом

получения истинных (и практически полезных) фактов, Декарт таким методом

считает рациональную дедукцию. Формулирует он этот метод в прямой

противоположности по отношению к созерцательной и спекулятивной

средневековой схоластической философии.

Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно.

Кроме того, что он утвердил "новые принципы философии", он способствовал

развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он

является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды,

посвященные проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к


области естественных наук, серьезнейшим образом повлияли на развитие

французского, в частности механистическо-материалистического, философского и

естественнонаучного мышления.

Дуализм Декарта сделал возможным двойственное, взаимоисключающее

толкование его учения, которое в Западной Европе быстро распространилось и

нашло много приверженцев. В то же самое время его взгляды были враждебно

встречены церковью \ В 1663 г. труды Декарта были внесены в Список

запрещенных церковью книг. \.

Картезианство \ Этот термин происходит от латинской транскрипции

имени Декарта - Renatus Cartesius. \ представляет собой начиная с

середины XVII в. ряд различных направлений и течений, среди которых можно

найти и взаимоисключающие. Одну из наиболее значительных линий представляет

окказионализм \ В общем окказионализм определяется как исключение из мира

всяческой активности - и духовной, и телесной. Духовное не может быть

источником и причиной материального, и наоборот. Любая активность

сохраняется лишь за богом, который в особых случаях (occasio) реализует

взаимное соединение и влияние обеих субстанций. Согласие духовного и

физического (объясняет, например, Арнольд Гейлингс) заключается в том, что

оба они являются произведением одного и того же творца. \, который

выделил прежде всего идеалистические элементы философского мышления Декарта.

Определенные тенденции к углублению пропасти между субстанциями - телесной и

духовной - с акцентом на приоритет духовной можно найти в работе "Защита

Декарта", написанной Иоганном Клаубергом (1622-1665).

Вероятно, наиболее видным представителем этой линии картезианства был

Никола Мальбранш (1638- 1715). На него оказало сильное влияние философское

творчество Декарта.

В своем основном труде "Разыскания истины" он исходит из дуализма.

Однако он четко выделяет приоритет души, сущностью которой является

мышление. Вопрос сосуществования духовного и материального он разрешает тем,

что их единство находит в боге. Подобно Декарту, он указывает на недостатки

чувственного познания, скептически относится и к рациональному познанию.

Согласно его воззрениям, разум говорит о вещах, существующих вне нас (вне

нашего сознания), почти так же мало, как и чувства. Единственной гарантией

достоверности и одновременно причиной как познания, так и существования


окружающего мира является бог. Лишь благодаря его воздействию человек

получает знание о мире, а значит, и о материальных вещах.

Творчество Мальбранша представляет определенное завершение

окказионализма. Декартовский дуализм у него преодолен однозначно в смысле

религиозно ориентированного идеализма.

Несколько иным способом, чем окказионализм, овладевает философским

наследием Декарта янсенизм \ Янсенизм - реформационное движение,

возникшее в рамках католической церкви Голландии в начале XVII в. Наиболее

выдающимся его представителем был епископ К. Янсен. Это движение стремилось

реформировать католическую церковь путем обновления и развития идей

апостольского христианства и наследия ранней христианской патристики, в

частности учения Августина. Янсеиизм распространился во Франции, Италии,

Испании, а также в Германии и Австрии. \. К наиболее выразительным его

представителям принадлежит Блез Паскаль (1623-1662). В молодости он

занимался интенсивным изучением естественных наук, в частности физики и

математики. В этот период он по сути разделял картезианскую концепцию

рационалистического механистического естественнонаучного образа мира,

созданного Декартом.

В более поздние годы он сосредоточился на фило-софско-теологической

проблематике, к которой подходил со спекулятивных позиций. Он отвергает

ок-казионалистические тенденции рационалистического обоснования христианской

веры и приходит к скептической позиции относительно возможностей

человеческого разума и рационализма вообще.

Совершенно иначе к философскому наследию Декарта подходил другой видный

представитель французского янсенизма - Антуан Арно (1612- 1694) \ Местом

деятельности Арно (так же как и Паскаля) был монастырь Пор-Рояль,- в то

время главный центр французского янсенизма. \. И хотя он выступал с

критикой философии Декарта, он стал одним из главнейших защитников

картезианского дуализма. В одной из своих основных работ - "Логика, или

Искусство мыслить", которую он написал совместно с П. Николем \ Эта

работа занимает помимо прочего видное место в истории логики. Она более

известна под названием "Логика Пор-Рояля". В свое время эта работа служила

для пропаганды традиционной логики. \, Арно отсаивает мысль о двойном

пути познания истины. Разум, согласно ему, является верховным судьей и


орудием познания истины в вещах, относящихся к материальному миру или к

человеческой деятельности. Истина веры относится лишь исключительно к сфере

теологии.

Арно, очевидно, осознавал недостатки этой дуалистической концепции.

Поэтому он усиленно пропагандировал идею возможности согласия этих двух

истин, возможности примирения разума и веры.

Арно весьма критически выступал против однозначно идеалистической

интерпретации творчества Декарта. В этом смысле написан и его "Трактат об

истинных и ложных идеях", направленный, в частности, против Мальбранша и

сыгравший выдающуюся роль в дискуссиях о характере познания.

Более однозначно, чем Арно, с философским и научным наследием Декарта

были связаны мыслители, которые основу его идейных концепций видели в

механистически понимаемом естествознании. К этим мыслителям принадлежали Жак

Роо (1620-1672), который в "Лекции о физике" пропагандировал по сути

картезианскую концепцию физики, его ученик Пьер Сильвиан Режи (1632-1707) и

др. Написанный Режи "Полный курс философии, или Всеобщая система, согласно

принципам Декарта", который вышел в 1690 г., сыграл выдающуюся роль в

пропаганде и защите формирующегося механистического естествознания. Видимо,

под влиянием Гассенди и Гоббса Режи в области теории познания склонялся к

сенсуалистской позиции. И хотя его взгляды были по преимуществу

материалистическими, он, в частности в вопросах взаимосвязи тела и души,

стоял в сущности на дуалистической позиции.

Значительное место среди сторонников картезианства занимает и Бернар де

Фонтенель (1657-1757). В основе он принимает картезианскую концепцию

познания, однако отмежевывается от четкого рационализма Декарта. Видимо, под

влиянием Бэкона и Гоббса он большое значение придает чувственному познанию.

Фонтенель весьма резко выступает против окказионализма. В этом отношении

значительную роль сыграла его работа "Сомнения о физикальной системе

окказиональных причин" (1686), которая была направлена против

окказионалистической интерпретации философии Декарта, в частности против

Мальбранша.

Видимо, наиболее четкая материалистическая тенденция в интерпретации

философского наследия Декарта обнаруживается у голландского врача Хендрика

Jle Pya (1598-1679). Так же как Режи и Фонтенель, его привлекает Декартова


механистическая концепция естествознания. Однако в отличие от них он в

материалистическом смысле преодолевает дуализм Декарта. Он считает материю

(распространенную субстанцию) единственно существующей. Духовную (мыслящую

субстанцию) он полагает производной от материи, вторичной. Свой материализм

Ле Pya четко связывал с сенсуализмом в области теории познания. Классики

марксизма называли его наиболее выразительным представителем материализма во

французском философском мышлении второй половины XVII столетия.

Видным представителем нарождающегося нового философского мышления был и

современник Декарта Пьер Гассенди (1592-1655). Его философская мысль

формировалась примерно в тех же условиях, что и мышление Декарта. Однако

воззрения Гассенди во многом отличались от Декартовых, а в некоторых случаях

и противостояли им.

Гассенди получил по тем временам обширное философское образование.

Сначала он преподавал риторику и философию, интенсивно занимался изучением

естественных наук, в частности астрономии. В лекциях по философии критиковал

искаженную схоластикой аристотелевскую философию. В 40-х годах развивал

полемику с Декартом. Его критические выступления против картезианства

содержатся, в частности, в двух работах: "Метафизическое исследование против

Декарта" и "Метафизическое исследование, или Сомнения и возражения против

метафизики Декарта". В них он подвергает критике ряд воззрений Декарта,

между прочим и переход его методологического скепсиса в первичную

достоверность - мыслящее Я. Он указывает на факт, что не только мышление, но

и любое иное действие может быть принято в качестве такой же исходной

достоверности. Возражения Гассенди. против Декарта вытекают во многом из

сенсуалистских позиций (Гассенди кроме прочего поддерживал относительно

теплую переписку с Т. Гоббсом).

Очевидно, наибольшая заслуга Гассенди состоит в том, что для

развивающегося нового философского и научного мышления он вновь открыл

атомистическую философию, в частности Эпикура. Этим вопросам посвящены его

труды "Комментарий о жизни, нравах и учении Эпикура" и "Система философии

Эпикура". Наиболее цельно свои философские взгляды Гассенди излагает в

работе "Система философии".

Стремление очистить и отстоять атомистическую философию связано во

многом с критикой схоластического аристотелизма. Гассенди подчеркивает, что