Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 451

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

считал разум определенным корректором чувственных данных (как, например,

Лейбниц), таким корректором он считал чувство. В его несколько

нигилистическом отношении к разуму и в подчеркивании роли чувства

проявляются и элементы определенной субъективной ориентации, которая

достигает вершины в последних, автобиографических работах ("Исповедь", "Думы

одинокого путника").

Видимо, Руссо первым постиг противоречивые стороны цивилизации и пришел

к выводу, что развитие производства, культуры и науки приносит и нечто иное,

чем выгода и польза. Эти важные наблюдения были импульсом для дальнейшего

развития социальной мысли.

Значение Руссо состоит в его социально-политическом радикализме. Именно

это провозглашали самые прогрессивные и радикальные течения Великой

французской революции. Для Робеспьера "Общественный договор" Руссо

становится библией. Воззрения Руссо стали официально признанной идеологией

якобинцев. Его радикализм импонировал всем прогрессивным мыслителям

последующих поколений. Философские и социальные воззрения Руссо значительно

повлияли на утопических социалистов XIX столетия (в частности, его суждения

о равенстве людей).

Французское Просвещение, подчеркивая момент активности человека,

обращало внимание на анализ социальной практики того времени и тем самым в

немалой степени способствовало познанию действительных закономерностей

развития общества.

Несколько под сенью Вольтера и Руссо, которые, бесспорно, представляют

вершину французского дореволюционного Просвещения, находится Жан Антуан

Кондорсе (1743-1794). Если Вольтер и Руссо своим творчеством идейно

прокладывали путь Великой французской революции, то Кондорсе непосредственно

активно участвовал в ней. Он основал первую послереволюционную газету

"Республика, или Защитник представительской власти". С 1790 г. он выполнял

различные функции в Законодательном собрании, кроме прочего был его

председателем. В 1793 г. вступил в конфликт с представителями партии

Робеспьера и был арестован. После краткого срока заключения якобы кончил

жизнь самоубийством в тюрьме.

Философские взгляды Кондорсе наиболее существенно характеризует его

последняя работа - "Эскиз исторической картины прогресса человеческого

разума". В ней он попытался представить развитие человечества не как простой


хронологический ряд событий, но как процесс, пронизанный

взаимопереплетающимися причинными взаимосвязями. Сам он характеризует свою

попытку так: "Этот образ является историческим, ибо он подвержен постоянным

изменениям и возникает благодаря последовательному изучению человеческих

обществ на различных этапах, которые они прошли. Он должен отразить

закономерность изменений, зарегистрировать влияние, с которым каждый миг

воздействует на миг последующий, и показать на различных модификациях, через

которые прошел род человеческий при постоянном самообновлении в ходе

бесчисленных столетий, какими шагами он приближался к истине или счастью".

Кондорсе, понятно, не мог обнаружить движущие силы человеческого

развития и прогресса. Его подход к истории в сущности является

идеалистическим. Однако он близко подходит к наиболее ярко выраженным

прогрессивным идеям французского Просвещения. Он резко выступает против

религии, возвышает разум. Разум, согласно его взглядам, является движущей

силой человеческого прогресса.

В своих политических воззрениях, как и в практической политической

деятельности, Кондорсе - решительный сторонник республики, однако он считает

социальное неравенство естественным и неизбежным в развитии общества. Он

рекомендует ограничивать его определенным минимумом, в частности гарантируя

одинаковые возможности торговли и предпринимательства. Эти воззрения

отражают интересы революционной буржуазии начала 90-х годов XIX столетия.

Творчество Кондорсе проникнуто идеей прогресса. Его вера в способности

и возможности человечества определяет и заметную оптимистическую ориентацию

его взглядов. Оптимизм отражает успехи, которых достигла французская

буржуазия в начале 90-х годов.

Кондорсе сам говорит, что "природа не определила никаких границ

совершенствованию человеческих способностей; что совершенствование человека

является действительно неограниченным; что прогресс этого совершенствования

независимо ни от каких сил, которые хотели бы его задержать, является

ограниченным лишь существованием нашей земли, куда забросила нас природа".

Оптимизм Кондорсе исходит из его веры в разум и является органическим

завершением понимания общества, характерного для Просвещения.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ

Проект создания "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и


ремесел" представляет собой одну из выдающихся попыток философского и

научного характера, с которыми можно встретиться в XVIII в. Вместе с тем

"Энциклопедия" является первым трудом, в котором предметом научного интереса

становится не только то, что было традиционной сферой науки, но и описание

ремесел и человеческого труда как такового. В написании отдельных статей

участвовали ряд ведущих французских философов и ученых эпохи Просвещения,

работающих в области естественных и общественных наук. Среди энциклопедистов

мы находим наиболее известных представителей механистического материализма -

Кондильяка, Гольбаха, а также Монтескье, Вольтера и Руссо. Идейным вождем

энциклопедистов был Д. Дидро. Со своим ближайшим сотрудником Д'Аламбером он

составил план "Энциклопедии" и определил ее концепцию.

"Энциклопедия" должна была содержать сведения из всех областей. Дидро

исходил из идеи, что вещи нельзя познавать без выяснения взаимосвязи и

отношений. Создание "Энциклопедии" было основано на просветительском

энтузиазме, на убеждении в силе человеческого разума, в необходимости все

надежно познать и объяснить. Согласно намерениям составителей,

"Энциклопедия" не должна быть лишь обзором достигнутого уровня человеческого

познания, но наиболее систематической разработкой новейших научных подходов,

опирающихся на прогрессивные философские концепции. Именно по этому поводу

организаторы создания "Энциклопедии" столкнулись с рядом трудностей.

Трудности были вызваны не только официальным вмешательством правящих кругов

тогдашней Франции, но весьма часто нерешительностью и перестраховкой

буржуазных предпринимательских и политических кругов, которые материально

обеспечивали организацию этого обширного издания.

Энциклопедисты полагали, что "идеи" воздействуют на реальный

общественный прогресс. Поэтому такое большое внимание они уделяли проблемам

образования и воспитания, подчеркивали определяющее значение "хороших

законов". Значение, которое они придавали "Энциклопедии", было поэтому

гораздо шире, чем эта работа на самом деле могла иметь. Они считали, что уже

сам факт систематически представленного прогрессивного знания "приведет к

изменениям общественной действительности". На самом деле они пришли лишь к

образованию идейных предпосылок этих изменений. Это, однако, ничуть не


умаляет заслуг, которые энциклопедисты имели в деле развития прогрессивного

философского и научного мышления своего времени.

Дени Дидро (1713-1784) был одним из наиболее всесторонне образованных

французских мыслителей в эпоху, предшествующую Великой французской

буржуазной революции. Кроме подготовительной и организационной работы над

проектом "Энциклопедии" он написал для нее ряд статей. Дидро является также

автором ряда литературных произведений. Наиболее известны среди них романы

"Жак-фаталист и его хозяин" и "Племянник Рамо". Важнейшие философские идеи

Дидро содержатся в работах "Мысли об объяснении природы", "Разговор

Д'Аламбера с Дидро" и "Философские принципы материи и движения".

Основные философские воззрения Дидро перекликаются с воззрениями

механистических материалистов своего времени. Он считает мир объективным и

материальным. Материя и движение, согласно ему, являются единственной

существующей реальностью. Почти во всех его философских трактатах

присутствует идея о материальном единстве и бесконечности мира.

Важнейшим элементом материализма Дидро является концепция постоянного

развития. Как и другие материалисты этого периода, он отвергает любые

вмешательства "извне" в развитие материального мира. В единый процесс

развития мира он помещает и человека.

Дидро был знаком не только с философией Декарта и Локка, но и с

философским наследием Спинозы, Лейбница и Бэкона. Глубокая философская

эрудиция позволяет ему преодолеть некоторые упрощения, которые встречаются в

трудах других механистических материалистов, например Гельвеция. Дидро четко

различает чувственное восприятие и мышление. Мышление, согласно его

взглядам, не является свойством всей материи. Материя наделена лишь общим

свойством "чувствовать".

В связи с работой над "Энциклопедией" Дидро занимается и

методологическими вопросами, и проблематикой систематизации наук. И хотя он

исходным источником познания считает чувства, но признает значение работы

ума, т. е. мышления, и подчеркивает их взаимосвязь. Мышление, которое

отрывается от фактов, легко впадает в пустые спекуляции, так же как и

накопление фактов без их рациональной обработки ведет скорее к хаосу, чем к

углублению познания.

В своей классификации наук Дидро во многом близок к идеям Бэкона. При


этом он учитывает и возможности практического использования научного знания.

С позиций механистически понимаемого детерминизма Дидро выступает с

критикой теологии и фатализма (в художественно-популярной форме в своем

"Жаке-фаталисте").

Ближайший помощник Д. Дидро по подготовке "Энциклопедии"-Жан Батист

Д'Аламбер (1717- 1783). Главной сферой его интересов была математика, затем

физика и астрономия. Как философ он не достигает глубины Дидро или

систематичности Гольбаха. В наиболее цельной форме его философские взгляды

выражены в работе "Основы философии", а также во "Введении к Энциклопедии".

За исходный пункт своей философии он берет сенсуализм Локка. С этих позиций

он выступает против картезианской философии, в частности против ее дуализма.

Однако сам он не может преодолеть его в ряде моментов.

Сотрудничество с Д. Дидро при выработке концепции и подготовке текста

"Энциклопедии" во многом ускорило и философскую эволюцию Д'Аламбера (это

видно при сравнении философских идей, которые содержатся в его статьях и

исследованиях, написанных до участия в работе над "Энциклопедией", с

"Введением к Энциклопедии", которое было написано под влиянием

сотрудничества с Дидро).

Во "Введении к Энциклопедии" выражены идеи, которые совершенно

однозначно свидетельствуют о материалистической ориентации Д'Аламбера. Все

знания, которые человек приобретает, Д'Аламбер делит на непосредственные

(полученные непосредственно восприятием, без вмешательства воли) и

приобретенные путем рассуждений, мышления. Он подчеркивает, что "все наше

познание прямо ограничено познаниями, которые мы приобретаем посредством

чувств" (в этом тезисе полностью проецируется принятие сенсуалистского

принципа Локка). "Познания, полученные рассуждением,- это те, которых дух

достигает, воздействуя на познания прямые, соединяя их и комбинируя"

[18] (в этом можно усмотреть признание роли разума). В

соответствии с уровнем развития тогдашнего естествознания и

материалистической философии Д'Аламбер подчеркивает главную роль

чувственного познания. Как непосредственные знания, так и знания,

приобретенные размышлением, информируют нас, согласно его взглядам, о двух

вещах: о существовании нас самих и о существовании вещей внешнего

(объективного) мира. Признание существования объективного мира (включая