Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
странственной среды
Известно, что музыкальное становление дошкольника может быть обеспе- чено не только занятием с педагогом, но и умением самостоятельно играть, про- водить эксперименты с музыкальной игрушкой, своевольно заниматься творче- ством и музицированием.
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее вос- приятие и анализ [30, с.52].
Слушание музыки – один из лучших методов работы для развития способ- ностей активно воспринимать музыку и развивать общий кругозор детей. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более слож- ной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполните- лей и композиторов [29, с.55].
Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформ-
лять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято раз- личать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выра- жено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более
ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, дей- ствительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей, а в первую очередь будет развиваться музыкальный кругозор детей [23, с.73].
Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы, и методы. Среди них важную роль иг- рают сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения [10, с.32].
Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или кар- точку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого за- дания можно более точно контролировать работу детей, заставляет активно вслу- шиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе пре- подавания [14, с.77].
Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный от- клик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
-
специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; -
использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования; -
использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы. Такие приемы подни- мают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки [7, с.53]. При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высо- кой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошколь- ников методы и приемы музыкального воспитания можно определить, как спо- собы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры [2, с.106].
Для характеристики методов музыкального воспитания можно избрать од- новременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практи- ческий методы в сочетании с проблемными. Чтобы воспитание и обучение но- сило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться нарастанием про- блемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) че- рез закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поиско- вых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспита- нию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ре- бята выполняют самостоятельно, возрастает. Педагогические методы тесно свя- заны между собой, взаимодополняют друг друга, зависят от конкретных видов музыкальной деятельности, способов информации, возрастных особенностей де- тей. Цель учебных заданий сводится к разучиванию репертуара (песен, игр, хо- роводов и т. д.) и усвоению элементарных музыкальных знаний, навыков и уме-
ний [20, с.78].
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или ис-
пользование ТСО — основное содержание этого метода.
Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. В некоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его. Но возможно и создание про- блемных ситуаций. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравне- ниям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сравнение двух (трех) про- изведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравни- вают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т. д. [11, с.67].
Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомога- тельное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (кар- тины, рисунки, цветные карточки и т. д.) применяется для того, чтобы конкрети- зировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей. До прослушивания музыкального произведения зрительная наглядность привлекается лишь тогда, когда надо что-то разъяснить. Использо- вание зрительной наглядности более оправданно лишь после нескольких прослу- шиваний произведения, когда у детей уже сложились свои представления о му- зыкальном образе. Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер (педагог может иллюстрировать, конкретизировать сказанное им). Бо- лее эффективно их применение в проблемной
ситуации (в сочетании с другими
методами и приемами) [29, с.55].
Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музы- кальном воспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, му- зыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творче- ские умения и навыки.
Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение — таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Особенностью словесного метода в музы- кальном воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки. В. А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» [32]. Приём «Использование стихотворений». Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведе- ния, когда дети прочувствовали характер музыки [33]. Если в стихотворении со- держатся поэтические выражения и образные слова, близкие музыке, можно вос-
пользоваться ими для характеристики музыкального произведения.
Приём «Использование сказочных сюжетов». Применение сказочного сю- жета — знакомого детям, незнакомого, сочиненного ими самостоятельно — объ- единяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вносит ощущение необычно-