Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
сти обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художе- ственной деятельности.
Приём «Использование эмоциональной окраски речи». Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и му- зыкальной деятельности. Тон речи педагога может усилить впечатление необыч-
ности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность.
Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмо- циональные проявления, усиливая или ослабляя их [34].
Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движе- ниях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).
Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми. Показ способов и приемов игры на музыкаль- ных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваи- вают по подражанию. Например, подражая действиям педагога (конечно, сопро- вождаемым объяснением), ребенок учится правильно держать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучше ударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можно выразительно выполнить музыкально-ритмическое движение, спеть мелодию [29, с.60].
Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог по- казывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько.
Приём «Вариативный показ». Проблемная ситуация может быть услож- нена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантов движе- ний, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки [21, с.4]. Процесс формирования навыков и умений требует вариативности приемов, сочетания различных методов. Важно помнить, что овладение навыками и умениями явля- ется не самоцелью занятий, а одним из средств формирования основ музыкаль- ной культуры, развития музыкальных способностей.
Следовательно, прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующими интерес детей к музыкальной деятельности, — с образным словом, наглядностью, проблемностью, игровыми приемами [35].
Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным, старается предложить товарищам наиболее интересные движения, найденные им, выполнить их красиво. Такой прием взаимообогащает детей [32]. Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочета- ние практических приемов, основанных на подражании, с проблемными задани- ями.
Готовясь к занятию, педагог отбирает методы и приемы, с помощью кото- рых он предполагает решить поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким. По ходу занятия педагог следит за деятельностью детей, оценивает их реакции, учитывает степень заинтересованности, внимания. Если прием не достигает цели, нужно вовремя заменить его другим. В этом проявля- ется мастерство педагога, умение видеть своих воспитанников и управлять ситу- ацией. Угасание у детей интереса к деятельности — это
сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельно- сти или другой репертуар [6, с.50].
В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление са- мостоятельности и творчества [34]. Независимая и свободная музыкальная дея- тельность дошкольников предусматривает необходимость формирования в груп- пах предметно-пространственной среды, обеспечивающей необходимые условия для осуществления деятельности детей в разных типах музыкальной деятельно- сти [7, с.55].
Задача педагога – познакомить детей с тем, чтобы они прониклись эмоци- ональным содержанием музыки, пережили ее. На занятиях музыки, а также во время самостоятельной деятельности в музыкальных уголках группы детей учат определять ее характер, передаваемые чувства и настроение [9, с.96]. Чтобы от- крыть ребенку дверь в мир музыки, необходимо сформировать у него способно-
сти, позволяющие ему успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. По- этому необходимо воспитывать у ребенка два важнейших компонента музыкаль- ности – музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Без них невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, а также невозможно развить пол- ноценную личность [26, с.84].
В социальной составляющей среды необходимо выделить такой важный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание такого фона, создание комфортных условий для ребенка и разви- тие его музыкального образования – важная задача педагога
[5, с.102].
Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в группах организована в три основных блока:
В процессе музыкального воспитания в музыкально развивающейся пред- метно-пространственной среде воспитатель формирует у детей приемы мысли- тельной деятельности, в данном случае – умение анализировать музыку в уста- новленном порядке (по мере ознакомления со средствами выразительности) [22, с.40].
Во время прослушивания музыки важно почувствовать изменение настро- ения, которое выражается в музыке. Затем сосредоточьте внимание детей на наиболее выразительных средствах, с помощью которых эти переживания пере- даются. Дети хорошо воспринимают классическую танцевальную музыку, от танцевальных сюит Баха до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта и балетной музыки П. Чайковского [23, с.72].
Через организацию работы в музыкальном уголке педагог может достичь следующих целей: усвоение и закрепление образовательной деятельности, полу-
ченных на музыкальных занятиях; эффективность индивидуальных занятий с от- стающими дошкольниками, испытывающими трудности в любом виде музы- кальной деятельности; степень развития музыкальных способностей, творче- ского самовыражения у детей.
Воспитатель продумывает и оформляет музыкальный уголок так, чтобы он был востребован детьми, берет на себя второстепенную роль в организации са- мостоятельных игр [26, с.84]. Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию у детей интереса к миру му- зыки, развивается музыкальный кругозор детей. Они более ярко чувствуют эмо- циональную сторону мелодий и песен, выражают свое настроение в танцеваль- ных
импровизациях. Основной задачей музыкального воспитания в детском саду является формирование у ребенка культуры слушания и восприятия звучащих образов [28, с.37].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУ- ЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРО-
СТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Приём «Использование эмоциональной окраски речи». Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и му- зыкальной деятельности. Тон речи педагога может усилить впечатление необыч-
ности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность.
Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмо- циональные проявления, усиливая или ослабляя их [34].
Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движе- ниях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).
Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми. Показ способов и приемов игры на музыкаль- ных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваи- вают по подражанию. Например, подражая действиям педагога (конечно, сопро- вождаемым объяснением), ребенок учится правильно держать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучше ударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можно выразительно выполнить музыкально-ритмическое движение, спеть мелодию [29, с.60].
Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог по- казывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько.
Приём «Вариативный показ». Проблемная ситуация может быть услож- нена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантов движе- ний, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки [21, с.4]. Процесс формирования навыков и умений требует вариативности приемов, сочетания различных методов. Важно помнить, что овладение навыками и умениями явля- ется не самоцелью занятий, а одним из средств формирования основ музыкаль- ной культуры, развития музыкальных способностей.
Следовательно, прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующими интерес детей к музыкальной деятельности, — с образным словом, наглядностью, проблемностью, игровыми приемами [35].
Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным, старается предложить товарищам наиболее интересные движения, найденные им, выполнить их красиво. Такой прием взаимообогащает детей [32]. Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочета- ние практических приемов, основанных на подражании, с проблемными задани- ями.
Готовясь к занятию, педагог отбирает методы и приемы, с помощью кото- рых он предполагает решить поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким. По ходу занятия педагог следит за деятельностью детей, оценивает их реакции, учитывает степень заинтересованности, внимания. Если прием не достигает цели, нужно вовремя заменить его другим. В этом проявля- ется мастерство педагога, умение видеть своих воспитанников и управлять ситу- ацией. Угасание у детей интереса к деятельности — это
сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельно- сти или другой репертуар [6, с.50].
В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление са- мостоятельности и творчества [34]. Независимая и свободная музыкальная дея- тельность дошкольников предусматривает необходимость формирования в груп- пах предметно-пространственной среды, обеспечивающей необходимые условия для осуществления деятельности детей в разных типах музыкальной деятельно- сти [7, с.55].
Задача педагога – познакомить детей с тем, чтобы они прониклись эмоци- ональным содержанием музыки, пережили ее. На занятиях музыки, а также во время самостоятельной деятельности в музыкальных уголках группы детей учат определять ее характер, передаваемые чувства и настроение [9, с.96]. Чтобы от- крыть ребенку дверь в мир музыки, необходимо сформировать у него способно-
сти, позволяющие ему успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. По- этому необходимо воспитывать у ребенка два важнейших компонента музыкаль- ности – музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Без них невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, а также невозможно развить пол- ноценную личность [26, с.84].
В социальной составляющей среды необходимо выделить такой важный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание такого фона, создание комфортных условий для ребенка и разви- тие его музыкального образования – важная задача педагога
[5, с.102].
Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в группах организована в три основных блока:
-
восприятие музыки; -
воспроизведение музыки; -
музыкально-творческая деятельность [15, с.95].
В процессе музыкального воспитания в музыкально развивающейся пред- метно-пространственной среде воспитатель формирует у детей приемы мысли- тельной деятельности, в данном случае – умение анализировать музыку в уста- новленном порядке (по мере ознакомления со средствами выразительности) [22, с.40].
Во время прослушивания музыки важно почувствовать изменение настро- ения, которое выражается в музыке. Затем сосредоточьте внимание детей на наиболее выразительных средствах, с помощью которых эти переживания пере- даются. Дети хорошо воспринимают классическую танцевальную музыку, от танцевальных сюит Баха до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта и балетной музыки П. Чайковского [23, с.72].
Через организацию работы в музыкальном уголке педагог может достичь следующих целей: усвоение и закрепление образовательной деятельности, полу-
ченных на музыкальных занятиях; эффективность индивидуальных занятий с от- стающими дошкольниками, испытывающими трудности в любом виде музы- кальной деятельности; степень развития музыкальных способностей, творче- ского самовыражения у детей.
Воспитатель продумывает и оформляет музыкальный уголок так, чтобы он был востребован детьми, берет на себя второстепенную роль в организации са- мостоятельных игр [26, с.84]. Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию у детей интереса к миру му- зыки, развивается музыкальный кругозор детей. Они более ярко чувствуют эмо- циональную сторону мелодий и песен, выражают свое настроение в танцеваль- ных
импровизациях. Основной задачей музыкального воспитания в детском саду является формирование у ребенка культуры слушания и восприятия звучащих образов [28, с.37].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУ- ЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРО-
СТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14