Файл: Voprosy_i_Otvety_k_ekzamenu_po_nevrologii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 493

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Синдромы нарушения чувствительности (периферический, сегментарный, проводниковый). Методы исследования. Диагностическое значение. Особенности исследования чувствительности у детей.

3. Синдром поражения нервов ноги (седалищного, малоберцового, большеберцового, бедренного). Методы исследования.

4. Синдром агнозии и апраксии. Методы исследования. Диагностическая значимость.

5. Гипофизарно-гипоталамическая область. Строение. Основные проявления диэнцефального синдрома.

7. Основные неврологические типы нарушения походки и их диагностическое значение.

8. Синдром Броун-Секара. Методы исследования. Диагностическая значимость.

9. Особенности клинического исследования функций черепно-мозговых нервов у детей раннего возраста.

10. Синдром поражения внутренней капсулы головного мозга. Методы исследования. Диагностическая значимость.

11.Синдромы поражения экстрапирамидной системы. Методы исследования. Диагностическое значение

12.Симптомы поражения сегментарного отдела вегетативной нервной системы. Методы исследования. Синдром Горнера

13. Синдромы чувствительных расстройств при поражении задних и боковых канатиков спинного мозга. Методы исследования. Диагностическое значение.

14.Синдромы поражения зрительного анализатора на различных уровнях. Методы исследования. Диагностическое значение.

15.Синдромы поражения спинного мозга на различных уровнях. Типы нарушения мочеиспускания при спинальных поражениях.

16. Синдромы речевых расстройств у детей (афазия, алалия, дизартрия, мутизм). Развитие речи у ребенка. Методы исследования. Диагностическое значение.

17. Синдромы поражения червя и полушарий мозжечка. Методы исследования. Диагностическая значимость.

18. Синдромы поражения периферических нервов и сплетений. Методы исследования. Диагностическая значимость.

19. Синдромы повышенного внутричерепного давления. Особенности исследования. Диагностическая значимость.

20. Синдромы поражения чувствительности и двигательной частей тройничного нерва. Методы исследования. Особенности у детей. Диагностическое значение.

21.Альтернирующие параличи. Их характеристика на отдельных примерах (параличи Джексона, Мийяар-Гублера, Вебера)

22. Симптомы поражения 3, 4,6 пар черепно-мозговых нервов. Параличи и парезы взора. Методика исследования. Диагностическое значение.

23.Синдромы поражения двигательных порции 9, 10, 12 пар черепно-мозговых нервов. Бульбарные и псевдобульбарные синдромы. Сходство и различия. Методика исследования. Диагностическое значение.

24. Особенности развития двигательной системы у детей ( рефлексы новорожденного). Методика исследования. Диагностическое значение.

I группа.

II группа.

25. Синдромы поражения пирамидного пути на разных уровнях. Методика исследования. Диагностическое значение.

26. Синдром атаксии. Виды атаксий. Их отличия.

27.Синдромы полинейропатии и полирадикулонейропатии.

28.Синдромы чувствительных расстройств при поражении задних корешков, рогов и серой спайки спинного мозга.

30.Поражения периферической нервной системы у новорожденных

31. Полиомиелит.

32. Туберкулезный менингит.

34. Нейрогенный мочевой пузырь.

35. Неврологические расстройства при сахарном диабете.

36. Нейропатия лицевого нерва.

37.Неврологические расстройства при заболеваниях дыхательной системы.

38. Джексоновские эпилептические приступы.

39.Вторичные гнойные менингиты у детей.

40. Вакцинальные энцефалиты.

41. Поражение нервной системы при вич-инфекции. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

42. Врожденный сифилис. Классификация, Этиология, патогенез, патоморфология. Особенности современного течения. Диагностика, лечение, профилактика.

43. Субарохноидальное кровоизлияние. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика.

44. Неврозы и астенические состояния. Основные виды неврозов, их клиническая характеристика и принципы лечения.

45. Менингококковая инфекция. Менингококковый менингит. Этиология, эпидемиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Клинические особенности у детей раннего возраста.

46. Детские церебральные параличи. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

47. Эпилептический статус. Этиология, патогенез, лечение, профилактика.

48. Ишемический инсульт. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Особенности у детей.

49. Поражение нс при ревматизме. Инфекционная хорея. Этиология,

50. Острый миелит. Этиология, классификация, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

51. Рассеянный энцефаломиелит у детей.

52. Геморрагический инсульт.

53. Особенности кровоснабжения головного мозга. Переходящие нарушения мозгового кровообращения.

54. Эпилепсия.

55. Дифференциальная диагностика приступов эпилепсии с судорожными состояниями неэпилептического характера.

56. Эпидемический энцефалит.

57. Синдром Клайнфельтера.

58. Спинальная мышечная атрофия детского возраста, тип III (болезнь

59. Лицелопаточная_плечевая прогрессирующая мышечная дистрофия Ландузи-Дежерина.

60. Конечностно-поясничная прогрессирующая мышечная дистрофия, лопаточно-бедренный тип Эрба (тип 2а).

61. Болезнь Фридрейха.

62Наследственные мотосенсорные невропатии.

63 Спинальная мышечная дистрофия Верднига-Гоффмана

64 Атаксия-Телеангиоэктазия луи-бара.

66. Прогрессирующая мышечная дистрофия Дюшенна. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

67. Определение и различия понятий наследственного заболевания, фенокопии, наследственной отягощенности и врожденного заболевания.

68. Нейрофиброматоз 1 и 2 типа. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

69. Гепатоцеребральная дистрофия. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

70.Принципы лечения и профилактики наследсвенных болезней нервной системы.

71. Генерализованная торсионная дистония.

72. Тики. Синдром Туретта.

73. Фенилкетонурия

75. Синдром Шерешевского-Тернера.

78. Болезнь Гентингтона.

79. Энцефалотригеминальный ангиоматоз (болезнь Стерджа — Вебера).

81. Методы диагностики наследственных заболеваний. Задачи медико-генетического консультирования.

82. Миастения.

84. Классификация наследственных нервно-мышечных заболеваний.

85. Ангиография головного мозга. Виды, показания, противопоказания, методика, диагностическое значение.

86. Паразитарные заболевания головного мозга у детей. Клиника, диагностика, хирургическое лечение.

87. Краниостеноз этиология, патогенез, диагностика, хирургическое лечение.

90. Ликворея.

91. Гидроцефалия.

92. Люмбальная, субокципетальная, вентриколопункция.

93.Пороки развития нервной системы у детей.

96. Внутричерепная гипотензия. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

97. Рентгенография черепа (краниография), позвоночника (спондилография).

99. Травматические повреждения черепа и головного мозга. Современная классификация. Особенности у детей.

100. Ушиб головного мозга.

101.Краниофарингиомы.

102. П.И. Эмдин - основоположник Ростовской школы неврологов и нейрохирургов. Особенности Ростовской школы.

103. Рентгенкомпьютерная и магнитно-резонансная томография. Показания, противопоказания, методика и диагностическое значение.

104. Травматическое поражение позвоночника и спинного мозга. Классификация, клиника, патоморфология, патогенез, диагностика, лечение, профилактика

105. Абсцессы головного мозга у детей. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

106. Травматические повреждения периферических нернвных стволов и сплетений.

107. Краниотомия.

108. Родовая травма черепа и головного мозга и ее последствия.

109. Стереотоксические операции

110. Сотрясение мозга. Этиология, патоморфология, клиника, патогнез,

111. Допплерография сосудов шеи и головного мозга. Показания,

112. Классификация наследственных заболеваний нервно-мышечной

Купирование головной боли проводят при помощи обезболивающих. При головокружении назначают эрготоксин, экстракт белладонны, экстракт гинкго билоба, платифиллин. В качестве успокоительных средств используют пустырник, фенобарбитал, валериану; при инсомнии — зопиклон или доксиламин на ночь; по показаниям — медазепам, фенозепам, оксазепам.

Сотрясение головного мозга 3 степени является показанием для проведения курсовой сосудисто-нейрометаболической терапии, которая предусматривает комбинацию одного из сосудистых средств (ницерголина, циннаризина, винпоцетина) и ноотропа (ноопепта, глицина, пирацетама). Эффективно включение в схему лечения антиоксидантов (мельдония, мексидола, цитофлавина) и препаратов магния (магния лактата с пиридоксином, калия и магния аспарагината). При астении рекомендован прием поливитаминов, элеутерококка, лимонника.

Особенности детского организма приводят к тому, что нередко сразу после травмы ребенок чувствует себя удовлетворительно, а через некоторое время ему резко становится хуже.

У детей до 1 года сотрясение головного мозга, как правило, протекает малосимптомно, потери сознания не бывает. Чаще всего у грудничков, переживших СМ, наблюдаются:

• однократная или многократная рвота

• частые срыгивания при кормлении

• бледный цвет кожи

• плохой аппетит

• беспокойный сон при повышенной сонливости

• повышенная возбудимость, частый плач

• набухание родничка

У детей дошкольного возраста чаще удается установить факт потери сознания, тошноты и рвоты после травмы. Родители могут предположить, что у ребенка была потеря сознания, если он начинает плакать не сразу после удара головой.

Дети постарше могут жаловаться на головную боль.

Иногда у детей наблюдается такой симптом, как посттравматическая слепота.

Она развивается сразу после травмы или немного позже, сохраняется в течение

нескольких минут или часов, а затем самостоятельно исчезает.

Итак, родителям после травмы ребенка стоит обратить внимание на:

•нежелание есть, тошноту, рвоту

•головокружение, головную боль

•бледность кожи

•общую слабость, сонливость, плохой сон, плаксивость

•замедление пульса

•повышение температуры тела

•потливость


Гипертензионный ликворный синдром - повышение гидростатического внутричерепного давления.


111. Допплерография сосудов шеи и головного мозга. Показания,

противопоказания, методика, диагностическое значение у детей.

Методика основывается на использовании ультразвука с эффектом Допплера – иными словами, ультразвуковые волны, отражающиеся от кровяных телец, выводит на экран аппарата изображение сосудов с кровотоком. В зависимости от того, какие вены и артерии необходимо осмотреть, исследование может проводиться двумя способами: Транскраниальное УЗДГ - датчик аппарата устанавливается на кости черепа там, где они имеют наименьшую толщину, что позволяет провести оценку состояния вен и артерий, расположенных непосредственно в головном мозге; Допплерография экстракраниальных сосудов — метод применяется для осмотра крупных сосудов, проходящих в области шеи (яремные вены, сонные, позвоночные и подключичные артерии). В число показаний для проведения исследования входят: неврологические симптомы, которые могут говорить о нарушении питания головного мозга (головокружения, нарушение координации, шум в ушах, бессонница и т.д.); нарушения сердечного ритма; наличие факторов, которые повышают риск развития (повышенный холестерин в крови, интенсивное курение, избыточный вес и т.д.), или первые признаки атеросклероза сосудов головного мозга; хроническая гипертония; транзиторная ишемическая атака; вегетососудистая дистония; инсульт или инфаркт в анамнезе; сахарный диабет; остеохондроз шейного отдела; планируемая операция на сердце; пульсирующие образования в районе шеи; тромбозы вен и артерий; сосудистые нарушения (стеноз, атеросклероз, аневризмы); повышенная утомляемость; сколиоз и нарушения психического развития у детей.

Специальная подготовка к исследованию УЗДГ не требуется.

Единственное, что нужно больному – это исключить курение, алкоголь и прием сосудистых препаратов накануне процедуры, так как изменение тонуса сосудов может повлиять на точность результата. Во время проведения допплерографии пациент лежит на спине, а врач наносит на определенные области специальный гель и проводит по ним ультразвуковым датчиком. В ходе процедуры может возникнуть необходимость дышать чаще, задержать дыхание или определенным образом повернуть голову. При этом человек не испытывает каких-либо болезненных ощущений, и единственное, что может доставить небольшой дискомфорт – небольшое нажатие на область шеи или головы. УЗДГ экстракраниальных сосудов начинается со сканирования нижнего сегмента общей сонной артерии с правой стороны, после чего датчик переводится вверх по шее до угла нижней челюсти. Это позволяет оценить ход и глубину артерии, определить место, где она делится на внутреннюю и наружную, а также выявить атеросклеротические бляшки. После этого аппарат переключается в цветной режим, чтобы исследовать область на наличие участков с нарушенным кровотоком, аномалий структуры сосудистых стенок, тромбов или бляшек. Далее осуществляется осмотр позвоночных артерий и измерение основных


Диагностических параметров (систолическая и диастолическая скорость кровотока, их соотношение и т.д.). Транскраниальное УЗ-допплерография сосудов головного мозга и шеи проводится через переднее и среднее темпоральные окна, расположенные соответственно спереди ушной раковины и над ней. Таким способом визуализируются основные артерии мозга (задние, передние, средние), вены Галена и Розенталя, задняя соединительная артерия и прямой синус. Чтобы осмотреть глазную артерию и сифон внутренней сонной датчик устанавливают на закрытом глазном веке.

При проведении процедуры оцениваются следующие показатели: толщина стенки сосуда и его диаметр; характер и фазность кровотока, а также его симметричность по одноименным артериям; минимальная (диастолическая) и максимальная (систолическая) скорость кровотока, а также соотношение между ними; пульсационный и резистивный индекс. Противопоказаний нет.


112. Классификация наследственных заболеваний нервно-мышечной

системы. Диференциальная диагностика миогенных и неврогенных форм.

Нервно-мышечные заболевания характеризуются нарушением функции произвольной мускулатуры, утраты или снижения двигательного контроля, которое может наступать в результате поражения как собственно мышц, так иметь вторичный характер – вследствие дисфункции нервно-мышечного соединения, поражения периферических нервов или мотонейронов спинного мозга.

Классификация наследственных нервно-мышечных заболеваний

1. Прогрессирующие мышечные дистрофии

2. Миотонии

3. Миастения

4. Пароксизмальные миоплегии

5. Вторичные амиотрофии

Исключительно важными, а нередко решающими в диагностике нервномышечных заболеваний являются результаты электрофизиологических и биохимических исследований. Столь же велико значение патоморфологических находок. Изучение мышечного биоптата в световом микроскопе помогает дифференцировать миогенную атрофию от неврогенной.