ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2024
Просмотров: 490
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
4. Синдром агнозии и апраксии. Методы исследования. Диагностическая значимость.
5. Гипофизарно-гипоталамическая область. Строение. Основные проявления диэнцефального синдрома.
7. Основные неврологические типы нарушения походки и их диагностическое значение.
8. Синдром Броун-Секара. Методы исследования. Диагностическая значимость.
9. Особенности клинического исследования функций черепно-мозговых нервов у детей раннего возраста.
11.Синдромы поражения экстрапирамидной системы. Методы исследования. Диагностическое значение
17. Синдромы поражения червя и полушарий мозжечка. Методы исследования. Диагностическая значимость.
26. Синдром атаксии. Виды атаксий. Их отличия.
27.Синдромы полинейропатии и полирадикулонейропатии.
30.Поражения периферической нервной системы у новорожденных
34. Нейрогенный мочевой пузырь.
35. Неврологические расстройства при сахарном диабете.
36. Нейропатия лицевого нерва.
37.Неврологические расстройства при заболеваниях дыхательной системы.
38. Джексоновские эпилептические приступы.
39.Вторичные гнойные менингиты у детей.
47. Эпилептический статус. Этиология, патогенез, лечение, профилактика.
49. Поражение нс при ревматизме. Инфекционная хорея. Этиология,
51. Рассеянный энцефаломиелит у детей.
53. Особенности кровоснабжения головного мозга. Переходящие нарушения мозгового кровообращения.
58. Спинальная мышечная атрофия детского возраста, тип III (болезнь
59. Лицелопаточная_плечевая прогрессирующая мышечная дистрофия Ландузи-Дежерина.
62Наследственные мотосенсорные невропатии.
63 Спинальная мышечная дистрофия Верднига-Гоффмана
64 Атаксия-Телеангиоэктазия луи-бара.
68. Нейрофиброматоз 1 и 2 типа. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.
70.Принципы лечения и профилактики наследсвенных болезней нервной системы.
71. Генерализованная торсионная дистония.
75. Синдром Шерешевского-Тернера.
79. Энцефалотригеминальный ангиоматоз (болезнь Стерджа — Вебера).
81. Методы диагностики наследственных заболеваний. Задачи медико-генетического консультирования.
84. Классификация наследственных нервно-мышечных заболеваний.
86. Паразитарные заболевания головного мозга у детей. Клиника, диагностика, хирургическое лечение.
87. Краниостеноз этиология, патогенез, диагностика, хирургическое лечение.
92. Люмбальная, субокципетальная, вентриколопункция.
93.Пороки развития нервной системы у детей.
97. Рентгенография черепа (краниография), позвоночника (спондилография).
106. Травматические повреждения периферических нернвных стволов и сплетений.
108. Родовая травма черепа и головного мозга и ее последствия.
109. Стереотоксические операции
110. Сотрясение мозга. Этиология, патоморфология, клиника, патогнез,
111. Допплерография сосудов шеи и головного мозга. Показания,
112. Классификация наследственных заболеваний нервно-мышечной
Наследственная отягощенность по медецинским показаниям-это ряд заболеваний, которые передаются по наследству.
68. Нейрофиброматоз 1 и 2 типа. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.
Нейрофиброматоз 1 типа (болезнь Реклингхаузена, переферический)
Наследственно-дегенеративное заболевание нервной системы, характеризующееся
поражением кожи и нервных стволов.
Частота: I на 2000—5000 населения. Мужчины болеют чаще.
Этиология и патогенез. Тип наследования аутосомно-доминантный с высокой
пенетрантностью, хотя встречаются спорадические случаи заболевания. Биохимический дефект неизвестен.
Патоморфология. Макроскопически на коже лица, шеи, туловища, конечностей выявляются различной величины светлокоричневые пятна, имеющие тенденцию к росту, гистологически представляющие собой отложение пигмента в базальном слое дермы. Под ними или независимо от них походу нервных стволов можно обнаружить опухолевые образования, не связанные с окружающими тканями, плотные на ощупь, 1-2 см в диаметре, безболезненные при пальпации. Опухоли периферических и черепных нервов по гистологической структуре являются невриномами, шванномами, внутричерепные опухоли - нейрофибромами, реже — глиомами, менингиомами, астроцитомами, эпендимомами. Число опухолей может варьировать от единичных до огромного количества. Наряду с этим довольно часто обнаруживаются аномалии развития костной системы: деформации скелета, незаращение дуг позвонков, асимметрии черепа и другие диспластические черты,аномалии развития внутренних органов.
Классификация. В зависимости от преобладающей локализации патологического процесса различают центральную и периферическую формы заболевания. При центральной форме опухоли локализуются на корешках черепных нервов и спинного мозга, в редких случаях — в полушариях или оболочках спинного мозга, мозжечке; при периферической форме — непосредственно в коже и на нервных стволах.
Клиническая картина симптомы могут проявляться уже при рождении или в раннем детском возрасте возникновением на коже пигментных пятен. Иногда заболевание впервые развивается в пубертатном периоде. Параллельно этому обнаруживаются единичные или многочисленные опухоли. Жалобы могут полностью отсутствовать или отмечаются боли, гиперестезии, парестезии по ходу нервных стволов. Неврологические симптомы зависят от локализации и размера опухолей. Из черепных нервов наиболее часто поражаются слуховые — двусторонняя невринома VI11 пары может быть иногда единственным признаком нейрофиброматоза. Часто поражаются зрительные нервы. Глазные симптомы встречаются примерно у 20% больных. Обнаруживаются плексиформные нейрофибромы склеры, радужной оболочки, конъюнктивы. Позднее могут возникнуть вторичная глаукома, застойный диск зрительного нерва, экзофтальм. Иногда глазные симптомы сочетаются с гипертрофией лица, век. Формирование неврином на черепных нервах может сочетаться с диффузным разрастанием пораженной части тела: половины языка, лица, шеи, гипертрофией внутренних органов. При центральных формах нейрофироматоза вследствие опухолевых разрастаний в головном и спинном мозге, мозжечке может наблюдаться клиническая картина обычных опухолей. Возможны эпилептиформные припадки. При периферических формах довольно часто возникают расстройства чувствительности. Двигательная функция обычно не нарушается.
Диагноз и дифференциальный диагноз. Диагноз ставится на основании клинических симптомов: пигментные пятна, опухоли в коже и по ходу периферических нервов, при церебральной форме — очаговые симптомы поражения нервной системы. Для диагностики могут иметь значение двустороннее нарушение слуха и нейрофиброматозные разрастания в сетчатке и на диске зрительного нерва.
Дифференцировать нейрофиброматоз следует с другими заболеваниями периферической нервной системы, опухолями глазниц, другими факоматозами, при центральной форме — с опухолями мозга другой этиологии.
Течение и прогноз. Заболевание имеет тенденцию к медленному прогрессированию.
Имеются указания на регресс клинических проявлений после достижения половой
зрелости. Прогноз для жизни благоприятный. Исключение составляют центральные формы нейрофиброматоза и случаи злокачественного перерождения опухолей.
Лечение и профилактика. Специфического лечения не существует. При единичных периферических, интракраниальных и спинальных опухолях возможно оперативное вмешательство. В ряде случаев хирургическим путем удаляют и множественные кожные новообразования для устранения косметического дефекта. Из симптоматических средств при выраженном болевом синдроме показаны анальгетики. Меры профилактики такие же, как при туберозном склерозе.
Нейрофиброматоз II (второго) типа (центральынй) — аутосомно-доминантное наследственное заболевание, которое наследуется или возникает спонтанно, характеризующееся образованием множественных доброкачественных опухолей, преимущественно шванном и менингиом, локализующихся в центральной нервной системе и по ходу периферических нервов. Несмотря на доброкачественную природу новообразований. Медикаментозного лечения этой болезни не существует, более того, пациенты вынуждены подвергаться многократным хирургическим вмешательствам по удалению опухолей, что рано или поздно приводит к глухоте и слепоте. Развитие заболевания связано с повреждением гена NF2. С мутациями в этом гене связано как образование спорадических шванном и менингиом по всему телу, так и развитие опухолей, на первый взгляд не связанных с нейрофиброматозом, например, злокачественных мезотелиом.
Нейрофиброматоз II типа встречается у 1 из 50 тысяч новорожденных.
Этиология. ген НФ2 локализуется на длинном плече 22 хромосомы (22q12) и кодирует синтез супрессора опухолевого роста — белка мерлина или шванномина. Свойства и структура мерлина очень близки к трём гомологичным белкам — эзрину, радиксину и моэзину (откуда он и получил своё название Moezin Ezrin Radixin Like proteIN). Все эти белки функционируют как мембранные организаторы и обеспечивают в первую очередь построение и функционирование клеточного скелета (системы микротрубочек). Наибольшее значение данные белки имеют в регулировании пролиферации клеток нейроэктодермального происхождения.
Мутация одного кодирующего синтез мерлина гена НФ2 на клеточном уровне не проявляется, так как аллельный ген производит РНК для синтеза достаточного для нужд клетки белка. При его повреждении (в «результате второго генетического события») синтез нормального мерлина в клетке прекращаеся, динамическое равновесие регуляции роста смещается в сторону пролиферации и возникает доброкачественный опухолевый рост.
Клиника. Возникающие при нейрофиброматозе II типа опухоли — доброкачественные, но более биологически агрессивные по сравнению с новообразованиями при нейрофиброматозе I типа. Вероятность развития ассоциированных злокачественных опухолей у больных с НФ2 увеличивается незначительно
Диагностика. Абсолютным диагностическим критерием НФ2 являются двусторонние невриномы VIII нерва. Также диагноз НФ2 устанавливается при определении у больного, имеющего прямого родственника с данным заболеванием, либо односторонней невриномы VIII нерва, либо сочетания двух или более следующих признаков:
• нейрофибромы
• менингиомы (одна или несколько)
• глиомы (одна или несколько)
• шванномы, включая спинальные (одна или несколько)
• ювенильная задняя субкапсулярная лентикулярная катаракта или помутнение хрусталика
Пятна цвета «кофе с молоком» наблюдаются примерно у 80 % больных НФ2, но диагностического значения не имеют
Лечение. см выше
Профилактика. см выше
69. Гепатоцеребральная дистрофия. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.
Гепатоцеребральная дистрофия (гепато-лентикулярная дегенерация, болезнь Вестфаля—Вильсона—Коновалова) — хроничес-кое прогрессирующее наследственно-дегенеративное заболевание, характеризующе-еся сочетанным поражением подкорковых узлов головного мозга и печени. Описано в 1883 г. Вестфалем и в 1912 г. Вильсоном.
Термин «гепатоцеребральная дистрофия» предложен Н.В.Коноваловым.
Этиология и патогенез. Тип наследования аутосомно-рецессивный. Ведущим патогенетическим звеном является генетически обусловленное нарушение синтеза белка церулоплазмина, входящего в состав а-глобулинов, транспортирующего медь. Вследствие этого создается высокая концентрация меди в крови и происходит ее отложение в органах и тканях, преимущественно в печени, мозге, роговице, а также в почках и других органах. Токсическое действие меди связано с блоком сульфгидрильных групп в окислительных ферментах, что приводит к нарушению окислительно-восстановительных процессов в клетке.
Патоморфология. В головном мозгу, ткани печени, почек, селезенки, роговице, радужке, хрусталике глаза определяются дегенеративные изменения, наиболее выраженные в подкорковых ядрах. Обнаруживаются также дистрофические изменения нервных клеток с очаговыми размягчениями, образованием микрокист, разрастанием глии. Выявляются изменения мелких сосудов мозговой ткани, кровоизлияния вокруг них, периваскулярный отек. Постоянным признаком заболевания является цирроз печени.
Клиническая картина. Складывается из симптомов поражения ЦНС и внутренних органов. У больных появляются и нарастают мышечная ригидность, разнообразные гиперкинезы, псевдобульбарные симптомы, прогрессирующее снижение интеллекта, изменения со стороны печени и радужки. Ведущим является синдром экстрапирамидных нарушений: ригидность мышц туловища, конечностей, лица, глотки и как следствие этого — нарушения походки, глотания, речи. Параллельно возникают гиперкинезы различного характера: тремор, атетоз, торсионная дистония, интенционное дрожание, усиливающиеся при попытке выполнения произвольных движений. Гиперкинезы имеют неритмичный характер. В зависимости от выраженности и сочетания клинических проявлений, возраста в котором возникло заболевание, и степени поражения печени выделяют четыре формы гепатоцеребральной дистрофии.
1. Ранняя ригидно-аритмогиперкинетическая форма, наиболее злокачественная по течению. Неврологические проявления развиваются в возрасте 7—15 лет. Этому, как правило, предшествуют признаки поражения печени. В клинической картине преобладают мышечная ригидность и гиперкинезы.
2. Дрожательно-ригидная и дрожательная формы, проявляющиеся в более позднем возрасте (17-20 лет). Характеризуются одновременным появлением ригидности и дрожания, которое часто бывает первым признаком заболевания; постепенно нарастая, оно может становиться общим, захватывая мышцы туловища, конечностей, лица, челюстей, мягкого неба, надгортанника, голосовых связок, дыхательную мускулатуру, диафрагму. Нарушается глотание, речь становится скандированной. Часто отмечаются выраженные изменения психики.
3. Экстрапирамидно-корковая форма, выделенная Н.В.Коноваловым, отличается расстройством высших мозговых функций, наличием параличей, часто эпилептических припадков, грубым снижением интеллекта с изменением личности.
4. Абдоминальная форма характеризуется преимущественным нарушением функции печени. Неврологические симптомы присоединяются в более поздних стадиях болезни.
Дифференциальный диагноз. Заболевание следует дифференцировать с летаргическим энцефалитом, малой хореей, дегенеративными подкорковыми заболеваниями, рассеянным склерозом. Выявление семейного анамнеза, характерной клинической картины, роговичного кольца Кайзера—Флейшера, низкого уровня церулоплазмина в крови и повышения экскреции меди с мочой у больных и их родственников позволяет поставить диагноз гепатоцеребральной дистрофии.
Лечение. Основным методом лечения является выведение из организма избытка меди. Для этого используют тиоловые препараты, к которым относятся унитиол и D-neницилламин. Дозы подбирают индивидуально: D -пеницилламин в среднем назначают в дозе от 0,45 до 2 г в сутки после еды. Препарат необходимо принимать в течение всей жизни. Наиболее эффективно лечение в ранних стадиях болезни. Унитиол назначают повторными курсами по 5 мл 5% раствора внутримышечно ежедневно или через день (на курс 25 инъекций с перерывом между курсами 5—6 мес.). Лечение сочетают с препаратами, улучшающими функции печени. Рекомендуется специальная диета с ограничением продуктов, богатых медью, животных жиров, белков. Пища должна быть богата витаминами и углеводами.
Течение и прогноз. Течение неуклонно прогрессирующее. Продолжительность жизни зависит от клинической формы заболевания, своевременности начатого лечения.