Файл: Voprosy_i_Otvety_k_ekzamenu_po_nevrologii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 466

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Синдромы нарушения чувствительности (периферический, сегментарный, проводниковый). Методы исследования. Диагностическое значение. Особенности исследования чувствительности у детей.

3. Синдром поражения нервов ноги (седалищного, малоберцового, большеберцового, бедренного). Методы исследования.

4. Синдром агнозии и апраксии. Методы исследования. Диагностическая значимость.

5. Гипофизарно-гипоталамическая область. Строение. Основные проявления диэнцефального синдрома.

7. Основные неврологические типы нарушения походки и их диагностическое значение.

8. Синдром Броун-Секара. Методы исследования. Диагностическая значимость.

9. Особенности клинического исследования функций черепно-мозговых нервов у детей раннего возраста.

10. Синдром поражения внутренней капсулы головного мозга. Методы исследования. Диагностическая значимость.

11.Синдромы поражения экстрапирамидной системы. Методы исследования. Диагностическое значение

12.Симптомы поражения сегментарного отдела вегетативной нервной системы. Методы исследования. Синдром Горнера

13. Синдромы чувствительных расстройств при поражении задних и боковых канатиков спинного мозга. Методы исследования. Диагностическое значение.

14.Синдромы поражения зрительного анализатора на различных уровнях. Методы исследования. Диагностическое значение.

15.Синдромы поражения спинного мозга на различных уровнях. Типы нарушения мочеиспускания при спинальных поражениях.

16. Синдромы речевых расстройств у детей (афазия, алалия, дизартрия, мутизм). Развитие речи у ребенка. Методы исследования. Диагностическое значение.

17. Синдромы поражения червя и полушарий мозжечка. Методы исследования. Диагностическая значимость.

18. Синдромы поражения периферических нервов и сплетений. Методы исследования. Диагностическая значимость.

19. Синдромы повышенного внутричерепного давления. Особенности исследования. Диагностическая значимость.

20. Синдромы поражения чувствительности и двигательной частей тройничного нерва. Методы исследования. Особенности у детей. Диагностическое значение.

21.Альтернирующие параличи. Их характеристика на отдельных примерах (параличи Джексона, Мийяар-Гублера, Вебера)

22. Симптомы поражения 3, 4,6 пар черепно-мозговых нервов. Параличи и парезы взора. Методика исследования. Диагностическое значение.

23.Синдромы поражения двигательных порции 9, 10, 12 пар черепно-мозговых нервов. Бульбарные и псевдобульбарные синдромы. Сходство и различия. Методика исследования. Диагностическое значение.

24. Особенности развития двигательной системы у детей ( рефлексы новорожденного). Методика исследования. Диагностическое значение.

I группа.

II группа.

25. Синдромы поражения пирамидного пути на разных уровнях. Методика исследования. Диагностическое значение.

26. Синдром атаксии. Виды атаксий. Их отличия.

27.Синдромы полинейропатии и полирадикулонейропатии.

28.Синдромы чувствительных расстройств при поражении задних корешков, рогов и серой спайки спинного мозга.

30.Поражения периферической нервной системы у новорожденных

31. Полиомиелит.

32. Туберкулезный менингит.

34. Нейрогенный мочевой пузырь.

35. Неврологические расстройства при сахарном диабете.

36. Нейропатия лицевого нерва.

37.Неврологические расстройства при заболеваниях дыхательной системы.

38. Джексоновские эпилептические приступы.

39.Вторичные гнойные менингиты у детей.

40. Вакцинальные энцефалиты.

41. Поражение нервной системы при вич-инфекции. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

42. Врожденный сифилис. Классификация, Этиология, патогенез, патоморфология. Особенности современного течения. Диагностика, лечение, профилактика.

43. Субарохноидальное кровоизлияние. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика.

44. Неврозы и астенические состояния. Основные виды неврозов, их клиническая характеристика и принципы лечения.

45. Менингококковая инфекция. Менингококковый менингит. Этиология, эпидемиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Клинические особенности у детей раннего возраста.

46. Детские церебральные параличи. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

47. Эпилептический статус. Этиология, патогенез, лечение, профилактика.

48. Ишемический инсульт. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Особенности у детей.

49. Поражение нс при ревматизме. Инфекционная хорея. Этиология,

50. Острый миелит. Этиология, классификация, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

51. Рассеянный энцефаломиелит у детей.

52. Геморрагический инсульт.

53. Особенности кровоснабжения головного мозга. Переходящие нарушения мозгового кровообращения.

54. Эпилепсия.

55. Дифференциальная диагностика приступов эпилепсии с судорожными состояниями неэпилептического характера.

56. Эпидемический энцефалит.

57. Синдром Клайнфельтера.

58. Спинальная мышечная атрофия детского возраста, тип III (болезнь

59. Лицелопаточная_плечевая прогрессирующая мышечная дистрофия Ландузи-Дежерина.

60. Конечностно-поясничная прогрессирующая мышечная дистрофия, лопаточно-бедренный тип Эрба (тип 2а).

61. Болезнь Фридрейха.

62Наследственные мотосенсорные невропатии.

63 Спинальная мышечная дистрофия Верднига-Гоффмана

64 Атаксия-Телеангиоэктазия луи-бара.

66. Прогрессирующая мышечная дистрофия Дюшенна. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

67. Определение и различия понятий наследственного заболевания, фенокопии, наследственной отягощенности и врожденного заболевания.

68. Нейрофиброматоз 1 и 2 типа. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

69. Гепатоцеребральная дистрофия. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

70.Принципы лечения и профилактики наследсвенных болезней нервной системы.

71. Генерализованная торсионная дистония.

72. Тики. Синдром Туретта.

73. Фенилкетонурия

75. Синдром Шерешевского-Тернера.

78. Болезнь Гентингтона.

79. Энцефалотригеминальный ангиоматоз (болезнь Стерджа — Вебера).

81. Методы диагностики наследственных заболеваний. Задачи медико-генетического консультирования.

82. Миастения.

84. Классификация наследственных нервно-мышечных заболеваний.

85. Ангиография головного мозга. Виды, показания, противопоказания, методика, диагностическое значение.

86. Паразитарные заболевания головного мозга у детей. Клиника, диагностика, хирургическое лечение.

87. Краниостеноз этиология, патогенез, диагностика, хирургическое лечение.

90. Ликворея.

91. Гидроцефалия.

92. Люмбальная, субокципетальная, вентриколопункция.

93.Пороки развития нервной системы у детей.

96. Внутричерепная гипотензия. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

97. Рентгенография черепа (краниография), позвоночника (спондилография).

99. Травматические повреждения черепа и головного мозга. Современная классификация. Особенности у детей.

100. Ушиб головного мозга.

101.Краниофарингиомы.

102. П.И. Эмдин - основоположник Ростовской школы неврологов и нейрохирургов. Особенности Ростовской школы.

103. Рентгенкомпьютерная и магнитно-резонансная томография. Показания, противопоказания, методика и диагностическое значение.

104. Травматическое поражение позвоночника и спинного мозга. Классификация, клиника, патоморфология, патогенез, диагностика, лечение, профилактика

105. Абсцессы головного мозга у детей. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

106. Травматические повреждения периферических нернвных стволов и сплетений.

107. Краниотомия.

108. Родовая травма черепа и головного мозга и ее последствия.

109. Стереотоксические операции

110. Сотрясение мозга. Этиология, патоморфология, клиника, патогнез,

111. Допплерография сосудов шеи и головного мозга. Показания,

112. Классификация наследственных заболеваний нервно-мышечной

22. Симптомы поражения 3, 4,6 пар черепно-мозговых нервов. Параличи и парезы взора. Методика исследования. Диагностическое значение.

Поражение глазодвигательного нерва характеризуется опущением верхнего века (птоз), расширением зрачка ( мидриаз ), расходящимся косоглазием и двоением в глазах ( диплопия ).

При поражении блокового нерва возникает диплопия при взгляде вниз и легкое ограничение подвижности глазного яблока.

Повреждение отводящего нерва - сопровождается сходящимся косоглазием и диплопией - наиболее сильно выраженной при взгляде в сторону пораженного нерва.

Нарушение соматической иннервации глаза. Поражение соматических двигательных нервов прежде всего проявляется диплопией, обусловленной парезом или параличом той или иной глазодвигательной мышцы. Иногда парез может быть скрытым. В таком случае единственным проявлением его будет диплопия, лучше всего выраженная в сторону пораженной мышцы. Если парез мышцы глазного яблока выражен сильно, оно принимает необычное положение. В том случае когда глазное яблоко повернуто внутрь, говорят о сходящемся косоглазии ( strabismus convergens ) . При расходящемся косоглазии ( strabismus divergens ) оно повернуто кнаружи , реже косоглазие обусловлено спазмом мышц.

Диплопия, вызванная параличом или парезом какой - либо мышцы, исчезает, как только больной закроет один глаз. Однако у больных с истерией она может сохраняться (монокулярная диплопия).

Выраженная диплопия может сопровождаться головокружением и нарушением способности правильно оценивать расстояние, что приводит к ошибочным суждениям и заставляет больного завязывать один глаз.

При поражении всех глазодвигателей возникает полная неподвижность глазного яблока. Если при этом парализуются как внутренние, так наружные мышцы глазного яблока, то говорят о тотальной офтальмоплегии . Для наружной офтальмоплегии характерен паралич только наружных мышц глазного яблока , внутренней - паралич внутренних мышц его.

Нарушение вегетативной иннервации глазного яблока прежде всего влияет на величину зрачка, который может быть патологически сужен ( миоз ) или расширен ( мидриаз ). Миоз вызывается параличом мышцы, расширяющей зрачок, или спазмом мышцы, суживающей его. В первом случае говорят о паралитическом, во втором — о спастическом миозе. Паралитический миоз возникает при поражении цилио - спинального центра или симпатических волокон, идущих от него к глазному яблоку. Этот вид миоза встречается при повреждениях спинного или продолговатого мозга ( сирингомиелия , опухоль или др) и проксимальных отделов плечевого сплетения.


Спастический миоз наблюдается при раздражении парасимпатических волокон глазодвигательного нерва.

Мидриаз возникает в связи с поражением глазодвигательного нерва (паралитический мидриаз) или раздражением симпатических волокон (спастический мидриаз). Органическая форма мидриаза развивается при поражении глазодвигательного нерва или его ядер, что может быть обусловлено опухолью, травмой, кровоизлиянием, сифилисом, ботулизмом другими заболеваниями. Мидриаз может возникнуть при заболеваниях зрительного нерва, хиазмы, зрительного тракта и первичных зрительных центров в связи с нарушением целостности центростремительных волокон рефлекторной дуги, несущих раздражения от сетчатки к ядрам глазодвигательных нервов.

Если сужение или расширение зрачков выражено неодинакого, то говорят о неравномерности их (анизокория). Это нередко бывает вызвано сирингомиелей, поражением плечевого сплетения, шейногрудногo ( звездчатого ) узла, при аневризме аорты.

Важным для диагностики заболеваний нервной системы является изменение реакций зрачков на свет. Могут быть вялыми или отсутствовать, что указывает на поражение зрительных или глазодвигательных. В случаях отсутствует только прямая реакция зрачка на свет (сужение зрачка при освещении данного глаза) при сохранности содружественной реакции (сужение зрачка при освещении противоположного глаза), в других случаях - оба вида зрачковой реакции на свет (рефлекторная неподвижность зрачка), что говорит о нарушении рефлекторной дуги зрачкового рефлекса.

Возможна утрата реакции зрачков на аккомодацию и конвергенцию, что подчас сочетается с нарушением реакции зрачков на свет.

Для сифилитического поражения центральной нервной системы характерен симптом Аргайля - Робертсона (реакция зрачков на свет ослаблена или отсутствует, а на аккомодацию и конвергенцию сохранена). Реже можно наблюдать живую реакцию зрачков на свет при отсутствии ее на аккомодацию и конвергенцию (обратный симптом Аргайля -Робертсона), что бывает при энцефалите.

Более распространен синдром - Горнера, характеризующийся симпатическим (частичным) птозом, западением, глазного яблока ( энофтальм ) и сужением зрачка (миоз). Он возникает при поражении центра симпатической иннервации глаза или волокон, идущих от него.

В случае раздражения симпатического нерва, иннервирующего глазницу, возникает мидриаз, глазная щель расширяется, а глазное яблоко выпячивается (экзофтальм). При этом нередко наблюдаются симптомы Грефе (незакрытая полоска склеры между верхним веком и радужкой при постепенном опускании глазного яблока вниз) и Мебиуса (при конвергенции глазных яблок один глаз вскоре отходит к наружи). Эта симптоматика характерна для базедовой болезни.


При повреждениях зрительного нерва исчезает прямая реакция на свет, а содружественная реакция (при освещении другого глаза) сохраняется. В другом, здоровом, глазу прямая реакция зрачка на свет сохраняется, а содружественная ( при освещении пораженного глаза ) отсутствует. Реакции на аккомодацию, конвергенцию и боль при этом сохраняются.

В случае поражения волокон хиазмы или зрительного тракта освещения соответствующих им половин сетчатки не сопровождается изменением величины зрачков. Освещение же противоположных половин сетчатки, которые связаны с неповрежденными волокнами зрительногo пути вызывает сужение зрачков ( гемиопическая реакция ). Этот эффект обнаруживается только с помощью щелевых ламп. При обычном освещении, когда свет равномерно падает на всю сетчатку, реакция зрачков на свет сохраняются.

Поражение зрительной лучистости и коркового центра зрения не вызывает изменений со стороны рефлекторных реакций зрачков на свет.

При частичном повреждении глазодвигательного нерва прямая и содружественная реакции зрачков на свет ослабляется, а при его перерыве - утрачивается.

Методы исследования. Глазодвигательные нервы исследуются совместно. Прежде всего обращают внимание на состояние и подвижность глазных яблок, на верхние веки, затем на величину, форму, размеры и реакции зрачков на свет.

Наружные мышцы глаза проверяются движением их во всех направлениях (вверх, вниз, кнаружи, внутрь). Для этого больному предлагают следить глазами, не вращая головы, за движущимся в разных направлениях пальцем или молоточком. Необходимо спросить больного, нет ли у него диплопии а если есть, то при взгляде в которую сторону. На основании полученных данных можно судить о функции глазодвигательных мышц.

Затем исследуют реакции зрачков на свет (прямую и содружественную), на аккомодацию и конвергенцию.

Для проверки прямой реакции на свет больного сажают так, чтобы его глаза освещались рассеянным светом и хорошо были видны зрачки. С этой целью ему предлагают смотреть на корень носа исследующего, который закрывает глаза больного своими ладонями. Поочередно открывая тот или иной глаз, проверяют реакцию зрачков на свет. В норме зрачок суживается при освещении и расширяется при затемнении (прямая реакция зрачка на свет).

При освещении глаза изменяется величина зрачка неосвещенного глаза ( содружественная реакиия зрачка на свет ). Для определения этой реакции необходимо закрыть один глаз и наблюдать за зрачком открытого глаза.


Следует избегать внезапного и сильного освещения: это может вызвать не сужение, а расширение зрачка (парадоксальный рефлекс).

Реакция зрачков на аккомодацию и конвергенцию характеризуется сужением их при рассмотрении близлежащих предметов и расширением при взгляде вдаль. Для проверки ее больному предлагают смотреть на кончик указательного пальца, который то приближают, то удаляют.

Боевое раздражение вызывает расширение зрачка (болевая реакция).


23.Синдромы поражения двигательных порции 9, 10, 12 пар черепно-мозговых нервов. Бульбарные и псевдобульбарные синдромы. Сходство и различия. Методика исследования. Диагностическое значение.

Языкоглоточный нерв состоит из двигательных, вкусовых, секреторных и чувствительных волокон, начинающихся в ядрах продолговатого мозга, в области ромбовидной ямки.

Иннервирует мягкое небо, глотку и мускулатуру верхнего отдела пищевода. Ядро одиночного пути обеспечивает вкусовую иннервацию задней трети языка. Нижнее слоноотделительное ядро иннервирует околоушную слюнную железу. Корешки, слившись в один ствол, через яремное отверстие покидают полость черепа и идут к корню языка. Его основными ветвями являются барабанный нерв, глоточные и язычные ветви.

Барабанный нерв ( n.tympanicus ) иннервирует слизистую оболочку барабанной полости, ячеек сосцевиного отростка и евстахиевой трубы. Глоточные ветви ( r.pharyngei ) принимают участие в иннервации мышц и слизистой глотки. Язычные ветви ( rr . lingua- les ) обеспечивают вкусовую иннервацию задней трети языка.

Симптомы поражения. Расстройство вкуса на одноименной задней трети языка, снижение глоточного рефлекса и рефлекса с мягкого неба, расстройство глотания.

Методика исследования. Проверяют вкус на задней трети языка. С этой целью используют основные вкусовые раздражители - способность к восприятию сладкого, кислого, горького и соленого . Каплю раствора с помощью пипетки или стеклянной палочки наносят на заднюю треть языка . Сравнивают вкусовые ощущения на правой левой половинах языка , на передних 2/3 и задней 1/3 языка . Перед нанесением капли другого раствора рот следует тщательно прополоскать водой . Во время исследования больной не должен разговаривать чтобы раствор не стекал с поверхности языка . Затем исследуют глоточный рефлекс и рефлекс с мягкого неба.

Блуждающий нерв иннервирует главным образом внутренние органы. Он начинается - в ядрах продолговатого мозга.

Заднее ядро блуждающего нерва иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов.

Двойное ядро – поперечно-полосатую мускулатуру гортани, глотки, пищевода, задней стенки трахей.

Ядро одиночного пути- мозговые оболочки, кожу наружного слухового прохода, слизистую глотки, гортани, трахей, бронхов, легких, ЖКТ, и др органов брюшной полости.

Симптомы поражения. При поражении блуждающего нерва появляются носовой ( гнусавый ) оттенок голоса афония или дисфония, поперхивание выливание пищи через нос , расстройство глотания ( дисфагия ) , парез мягкого неба, которое свисает и становится малоподвижным . Глоточный рефлекс и рефлекс мягкого неба снижаются или исчезают . Эта симптоматика отчетливо выражено при двустороннем поражении нервных стволов или ядер . Если поражается только один блуждающий нерв, перечисленные симптомы бывают выражены слабо . Тем не менее на стороне поражения мягкого небо свисает и не поднимается при фонации, а язычок (uvula) отклоняется в здоровую сторону. При ларингоскопии определяется паралич голосовых связок. Глоточный рефлекс на стороне поражения исчезает. Наряду с этим возможны изменения сердечной деятельности ( брадикардия ) , дыхания , расстройство деятельности желудочно - кишечного тракта. Перерыв обоих блуждающих нервов приводит к смерти , обусловленной нарушением сердечной деятельности и дыхания.