Файл: Voprosy_i_Otvety_k_ekzamenu_po_nevrologii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 519

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Синдромы нарушения чувствительности (периферический, сегментарный, проводниковый). Методы исследования. Диагностическое значение. Особенности исследования чувствительности у детей.

3. Синдром поражения нервов ноги (седалищного, малоберцового, большеберцового, бедренного). Методы исследования.

4. Синдром агнозии и апраксии. Методы исследования. Диагностическая значимость.

5. Гипофизарно-гипоталамическая область. Строение. Основные проявления диэнцефального синдрома.

7. Основные неврологические типы нарушения походки и их диагностическое значение.

8. Синдром Броун-Секара. Методы исследования. Диагностическая значимость.

9. Особенности клинического исследования функций черепно-мозговых нервов у детей раннего возраста.

10. Синдром поражения внутренней капсулы головного мозга. Методы исследования. Диагностическая значимость.

11.Синдромы поражения экстрапирамидной системы. Методы исследования. Диагностическое значение

12.Симптомы поражения сегментарного отдела вегетативной нервной системы. Методы исследования. Синдром Горнера

13. Синдромы чувствительных расстройств при поражении задних и боковых канатиков спинного мозга. Методы исследования. Диагностическое значение.

14.Синдромы поражения зрительного анализатора на различных уровнях. Методы исследования. Диагностическое значение.

15.Синдромы поражения спинного мозга на различных уровнях. Типы нарушения мочеиспускания при спинальных поражениях.

16. Синдромы речевых расстройств у детей (афазия, алалия, дизартрия, мутизм). Развитие речи у ребенка. Методы исследования. Диагностическое значение.

17. Синдромы поражения червя и полушарий мозжечка. Методы исследования. Диагностическая значимость.

18. Синдромы поражения периферических нервов и сплетений. Методы исследования. Диагностическая значимость.

19. Синдромы повышенного внутричерепного давления. Особенности исследования. Диагностическая значимость.

20. Синдромы поражения чувствительности и двигательной частей тройничного нерва. Методы исследования. Особенности у детей. Диагностическое значение.

21.Альтернирующие параличи. Их характеристика на отдельных примерах (параличи Джексона, Мийяар-Гублера, Вебера)

22. Симптомы поражения 3, 4,6 пар черепно-мозговых нервов. Параличи и парезы взора. Методика исследования. Диагностическое значение.

23.Синдромы поражения двигательных порции 9, 10, 12 пар черепно-мозговых нервов. Бульбарные и псевдобульбарные синдромы. Сходство и различия. Методика исследования. Диагностическое значение.

24. Особенности развития двигательной системы у детей ( рефлексы новорожденного). Методика исследования. Диагностическое значение.

I группа.

II группа.

25. Синдромы поражения пирамидного пути на разных уровнях. Методика исследования. Диагностическое значение.

26. Синдром атаксии. Виды атаксий. Их отличия.

27.Синдромы полинейропатии и полирадикулонейропатии.

28.Синдромы чувствительных расстройств при поражении задних корешков, рогов и серой спайки спинного мозга.

30.Поражения периферической нервной системы у новорожденных

31. Полиомиелит.

32. Туберкулезный менингит.

34. Нейрогенный мочевой пузырь.

35. Неврологические расстройства при сахарном диабете.

36. Нейропатия лицевого нерва.

37.Неврологические расстройства при заболеваниях дыхательной системы.

38. Джексоновские эпилептические приступы.

39.Вторичные гнойные менингиты у детей.

40. Вакцинальные энцефалиты.

41. Поражение нервной системы при вич-инфекции. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

42. Врожденный сифилис. Классификация, Этиология, патогенез, патоморфология. Особенности современного течения. Диагностика, лечение, профилактика.

43. Субарохноидальное кровоизлияние. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика.

44. Неврозы и астенические состояния. Основные виды неврозов, их клиническая характеристика и принципы лечения.

45. Менингококковая инфекция. Менингококковый менингит. Этиология, эпидемиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Клинические особенности у детей раннего возраста.

46. Детские церебральные параличи. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

47. Эпилептический статус. Этиология, патогенез, лечение, профилактика.

48. Ишемический инсульт. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Особенности у детей.

49. Поражение нс при ревматизме. Инфекционная хорея. Этиология,

50. Острый миелит. Этиология, классификация, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

51. Рассеянный энцефаломиелит у детей.

52. Геморрагический инсульт.

53. Особенности кровоснабжения головного мозга. Переходящие нарушения мозгового кровообращения.

54. Эпилепсия.

55. Дифференциальная диагностика приступов эпилепсии с судорожными состояниями неэпилептического характера.

56. Эпидемический энцефалит.

57. Синдром Клайнфельтера.

58. Спинальная мышечная атрофия детского возраста, тип III (болезнь

59. Лицелопаточная_плечевая прогрессирующая мышечная дистрофия Ландузи-Дежерина.

60. Конечностно-поясничная прогрессирующая мышечная дистрофия, лопаточно-бедренный тип Эрба (тип 2а).

61. Болезнь Фридрейха.

62Наследственные мотосенсорные невропатии.

63 Спинальная мышечная дистрофия Верднига-Гоффмана

64 Атаксия-Телеангиоэктазия луи-бара.

66. Прогрессирующая мышечная дистрофия Дюшенна. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

67. Определение и различия понятий наследственного заболевания, фенокопии, наследственной отягощенности и врожденного заболевания.

68. Нейрофиброматоз 1 и 2 типа. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

69. Гепатоцеребральная дистрофия. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

70.Принципы лечения и профилактики наследсвенных болезней нервной системы.

71. Генерализованная торсионная дистония.

72. Тики. Синдром Туретта.

73. Фенилкетонурия

75. Синдром Шерешевского-Тернера.

78. Болезнь Гентингтона.

79. Энцефалотригеминальный ангиоматоз (болезнь Стерджа — Вебера).

81. Методы диагностики наследственных заболеваний. Задачи медико-генетического консультирования.

82. Миастения.

84. Классификация наследственных нервно-мышечных заболеваний.

85. Ангиография головного мозга. Виды, показания, противопоказания, методика, диагностическое значение.

86. Паразитарные заболевания головного мозга у детей. Клиника, диагностика, хирургическое лечение.

87. Краниостеноз этиология, патогенез, диагностика, хирургическое лечение.

90. Ликворея.

91. Гидроцефалия.

92. Люмбальная, субокципетальная, вентриколопункция.

93.Пороки развития нервной системы у детей.

96. Внутричерепная гипотензия. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

97. Рентгенография черепа (краниография), позвоночника (спондилография).

99. Травматические повреждения черепа и головного мозга. Современная классификация. Особенности у детей.

100. Ушиб головного мозга.

101.Краниофарингиомы.

102. П.И. Эмдин - основоположник Ростовской школы неврологов и нейрохирургов. Особенности Ростовской школы.

103. Рентгенкомпьютерная и магнитно-резонансная томография. Показания, противопоказания, методика и диагностическое значение.

104. Травматическое поражение позвоночника и спинного мозга. Классификация, клиника, патоморфология, патогенез, диагностика, лечение, профилактика

105. Абсцессы головного мозга у детей. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

106. Травматические повреждения периферических нернвных стволов и сплетений.

107. Краниотомия.

108. Родовая травма черепа и головного мозга и ее последствия.

109. Стереотоксические операции

110. Сотрясение мозга. Этиология, патоморфология, клиника, патогнез,

111. Допплерография сосудов шеи и головного мозга. Показания,

112. Классификация наследственных заболеваний нервно-мышечной

Методика исследования. Для оценки состояния блуждающих нервов обращают внимание на голос больного, состояние мягкого неба, глотание, проверяют глоточный рефлекс и рефлекс с мягкого неба, а также на то как больной глотает пищу ( поперхивается ли он, не выливается ли пища через нос). Проверяют деятельность желудочно - кишечного тракта.

Подъязычный нерв является двигательным нервом. Он начинается в ядрах ( nucll . hypoglos ), расположенных в нижнем отделе ромбовидной ямки, в области треугольника подъязычного нерва ( trigonum hypogloss ). Выйдя из вещества мозга между пирамидой и оливой, подъязычный нерв через канал подъязычного нерва (canalis n.hypoglossi ) выходит из полости черепа, следуя между блуждающим нервом и внутренней яремной веной вниз и кпереди, где иннервирует мышцы языка.

Симптомы поражения. Одностороннее поражение ствола нерва сопровождается атрофией одноименной половины языка , а иногда фасцикулярными подергиваниями ее мышц. Поверхность языка становится неровной, складчатой. При высовывании кончик языка отклоняется в сторону пораженной половины.

При двустороннем поражении подъязычных нервов возникает паралич языка (глоссоплегия): он неподвижно лежит на дне ротовой полости, речь и жевание расстраиваются.

Для поражений ядер подъязычного нерва характерны атрофия половины языка и фибриллярные подергивания его мышц. Подчас наблюдается атрофия круговой мышцы рта на стороне поражения.

Так как ядра подъязычного нерва связаны только с противоположными полушариями большого мозга, одностороннее поражение корково - ядерных волокон вызывает центральный паралич противоположной половины языка , который при высовывании отклоняется в сторону , противоположную очaгy поражения . Атрофия мышц языка при этом не бывает.

БУЛЬБАРНЬИ ПАРАЛИЧ

Бульбарный паралич характеризуется расстройством речи, которая становится смазанной ( дизартрия ) больному трудно выговаривать букву « р » . Реже речь полностью утрачивается (анартрия). Глотание расстроено ( дисфагия ). Звучность голоса изменена (дисфония), оттенок его гнусавый . Больной поперхивается при приеме пищи, которая подчас выливается через нос. Мышцы языка атрофичны. В них наблюдаются фибриллярные или фасцикулярные подергивания. Мягкое небо свисает. Рефлекс глоточный отсутствует. Снижается или исчезает нижнечелюстной рефлекс. Возможно отвисание нижней челюсти и атрофия жевательной мускулатуры. Бульбарный паралич возникает при поражении двигательных ядер продолговатого мозга или начинающихся в них нервов ( XII, X, IX , реже V и VII nap ) и является периферическим параличом. Он может быть вызван бульбарной формой амиотрофическогo бокового склероза , опухолью мозгового ствола, миастенией, бульбарной формой также другими заболеваниями.


ПСЕВДОБУЛЬВАРНЫЙ ПАРАЛИЧ

Клиническая картина псевдобульбарного паралича напоминает картину бульбарного паралича. Однако она отличается отсутствием атрофии мышц повышением нижнечелюстного рефлекса, наличием рефлексов орального автоматизма (назолабиальный, хоботковый, штриховой и др.), насильственным смехом и плачем. Псевдобульбарный паралич возникает при двустороннем поражении корково - ядерных путей, соединяющих кору полушарий большого мозга с двигательными ядрами бульбарного отдела мозгового ствола . Он является центральным параличом и наблюдается при расстройствах мозгового кровообращения с множественными очагами размягчения, при амиотрофическом боковом склерозе, рассеянном склерозе и других заболеваниях.


24. Особенности развития двигательной системы у детей ( рефлексы новорожденного). Методика исследования. Диагностическое значение.

Моторная деятельность начинает развиваться уже во внутриутробном периоде, она составляет основу нормального внутриутробного развития плода и родов. Целый ряд двигательных рефлексов, формирующихся внутриутробно, оказывает большую помощь плоду и матери в критический для них период – в родах. Особенности моторной деятельности новорожденного:

- рефлекторный гипертонус мышц конечностей

- хаотические спонтанные движения

- безусловные рефлексы (автоматизмы).

Моторика новорожденного носит рефлекторно-стереотипный характер, нецеленаправленна, что зависит от доминирования таламопаллидарной системы и недоразвития стриарного тела. Из хаотичных спонтанных движений впоследствии будут отбираться целенаправленные произвольные движения.

Безусловные рефлексы новорожденного

I группа.

Стойкие пожизненные автоматизмы – роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный (надбровный).

II группа.

Транзиторные рудиментарные рефлексы ( впоследствии исчезающие к 3 – 5 месяцам жизни).

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс — если положить в рот соску, возникнут активные сосательные движения (рефлекс физиологический до 1-летнего возраста).

Поисковый (Куссмауля) рефлекс — при поглаживании кожи в области угла рта, не касаясь губ, происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя (рефлекс физиологический до 1-летнего возраста).

Хоботковый рефлекс-при постукивании пальцем по губам происходит вытяжение губ хоботком (рефлекс физиологический до 2 мес жизни).

Рефлекс ВАБКО и о (ладонно-ротовой) — при нажатии на подушечки большого пальца открывается рот и сгибается голова (рефлекс физиологический до 3 мес жизни).

Спинальные сегментарные автоматизмы

Хватательный (Робинсона) рефлекс — ребенок хватает и крепко держит предмет при касании им поверхности ладони. При этом иногда удается поднять ребенка над опорой.

Подошвенный рефлекс — при нажатии в области основания II-III пальцев подошвы происходит подошвенный сгибание пальцев (рефлекс физиологический до 2-4 мес жизни).


Рефлекс Моро (охватывающий):

а) ребенка, находящегося на руках врача, резко опускают на 20 см, затем поднимают до исходного уровня;

б) быстрым движением разгибают нижние конечности;

в) легонько стучат по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см по обе стороны от головы.

Ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, затем возвращает руки в исходное положение (рефлекс физиологический до 4 мес жизни).

Рефлекс опоры — ребенка надо взять под мышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову. Поднятая ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущена на опору, она опирается на нее всей стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище (рефлекс физиологический до 2 мес жизни).

Рефлекс автоматической ходьбы — когда ребенка, находящегося в позе опоры, слегка наклонить вперед, она «шагает» по поверхности, не сопровождая эти действия движением рук.

Рефлекс ползания (Бауэра) — ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В такой позе ребенок поднимает голову и осуществляет ползающие движения. Если подошвы подставить ладони, то движения активизируются, к «ползания» подключаются руки (рефлекс физиологический до 4-месячного возраста).

Рефлекс Таланта — если у ребенка, который лежит на боку, провести большим и указательным пальцами по паравертебральных линиях от шеи к ягодицам, ребенок выгибается дугой (рефлекс физиологический до 4 мес жизни).

Рефлекс Переса — в положении ребенка лежа на животе проводят пальцем по остистым отросткам от копчика до шеи. Это вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, поднятие головы, таза, а иногда мочеиспускание и дефекацию. Этот рефлекс болезненный, поэтому его исследуют последним (физиологический до 4-месячного возраста).

Миелоенцефальни позотонични рефлексы

Лабиринтный тонический рефлекс — проявляется легким напряжением мышц — сгибателей верхних и нижних конечностей, если ребенок лежит на животе; легким напряжением мышц-разгибатели в при переворачивании на спину (рефлекс физиологический до 1 мес жизни).

Симметричный шейный тонический рефлекс — при пассивном сгибании головы у новорожденного ребенка, который лежит на спине, происходит повышение тонуса мышц — сгибателей рук и мышц — разгибателей ног. При разгибании головы — наоборот (у здоровых новорожденных этот рефлекс выражен слабо, исчезает к 2 мес жизни).


Асимметричный шейный тонический рефлекс — голову ребенка, который лежит на спине, поворачивают так, чтобы подбородок касался плеча. При этом снижается тонус конечностей, к которым обращено лицо. Иногда они разгибаются на короткое время, и повышается тонус противоположных конечностей (рефлекс физиологический до 2-3 мес жизни).

Мезенцефально учредительные автоматизмы

Лабиринтный установочный рефлекс — у новорожденных отсутствует или очень слабо выражен. На 1-й неделе ребенок пытается поднять и удержать голову. На 2-м месяце рефлекс хорошо выражен.

Простые шейные и туловищной учредительные рефлексы — поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а поочередно: сначала возвращается грудной отдел, затем тазовый. Эти рефлексы появляются у новорожденного и до б-7-месячного возраста исчезают.