Файл: Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическим занятиям по микробиологии Модуль 2, 3 Частная микробиология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рекомендуемая литература:

Источники информации

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

Тема№15: «Возбудители бактериальной дизентерии, холеры.

Микробиологическая диагностика»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Правильно собрать исследуемый материал для проведения микробиологической диагностики дизентерии, холеры и направить его в соответствующую лабораторию.

Теоретические вопросы темы

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Возбудители бактериальной дизентерии. Микробиологическая диагностика»

ПОДВИЖНОСТЬ АНТИ-ГЕННЫЕ

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ВИЯВЛЕНИЕ АНТИТЕЛ К ШИГЕЛЛАМ

РЕАКЦИЯ АГГЛЮТИНАЦІИИ ТИПА ВИДАЛЯ РЕАКЦИЯ ПАССИВНОЙ ГЕМАГГЛЮТИНАЦИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика сибирской язвы »

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Тема № 18 «Патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры»

Рекомендуемая литература:

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Содержание обучения

Методика проведения занятия

АКТУАЛЬНОСТЬ| ТЕМЫ

цели обучения

Теоретические вопросы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительная литература

1. К.Д. Пяткин, Ю.С. Кривошеин “Микробиология”, Г., “Медицина”, 1980, С.227-244.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы темы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендуемая литература:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема №27: «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов»

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Теоретические вопросы темы:

Содержание обучения

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА МИКРОБОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОСПИТАЛЬНОГО ШТАММА МИКРОБОВ (АНТИБИОТИКОГРАММА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ФАГОГРУППЕ, ДРУГИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА)

ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ



ПОСТАНОВ

КА КОЖНО-АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ ПРОБЫ С ТУЛЯРИНОМ












ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРИГОТОВЛЕНИЕ МАЗКОВ-ОТПЕЧАТКОВ


ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛО

ГИЧЕСКИХ И ТИНКТОРИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ

МИКРОБОВ

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ

МИКРОБОВ


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ





ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ВЫДЕЛЕННОЙ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ






КУЛЬТУРАЛЬНЫХ

БИОХИМИЧЕСКИХ

АНТИГЕННЫХ






ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ВОЗБУДИТЕЛЯ



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ



Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты выполняют самостоятельную работу по микроскопии мазков из патологического материала, решают ситуационные задачи из пособия “ Задания для самостоятельной работы студентам высших медицинских учебных заведений III-IV уровней аккредитации ” № 148-153,166-170; заполняют схемы микробиологической диагностики в учебном пособии по специальной микробиологии и вирусологии.

Преподаватель проверяет правильность заполнения схем, рисунки микроскопической картины. В конце занятия преподаватель контролирует качество усвоения материала с помощью тестов.

Тема № 18 «Патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ


Прогноз экспертов ВОЗ, сделанный в 1960 году о возможности полного освобождения от туберкулеза в ближайшем будущем, к сожалению не оправдался. Уже в 1991 году Генеральная Ассамблея ВОЗ объявила туберкулез проблемой всемирной опасности на нашей планете. Современный уровень заболеваемости туберкулезом характеризуется как пандемия. До 1/3 населения мира инфицировано возбудителями туберкулеза.

Значительно повысилось число больных с распространенными, атипичными и осложненными формами туберкулезного процесса в легких и других органах. Установлена высокая резистентность микобактерий туберкулеза к антимикробным препаратам. В Украине подписан «Закон Украины о борьбе с заболеваемостью туберкулезом »( 2001 г.). Этот закон определяет правовые, организационные и финансовые основы деятельности органов исполнительной власти, направленные на предупреждение возникновения и распространения заболеваемости туберкулезом.

Важной медицинской и социальной проблемой продолжает оставаться также лепра, возбудители которой очень стойки к химическим агентам и факторам окружающей среды.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ



Цель (общая): уметь выбрать необходимые микробиологические методы исследования для постановки микробиологического диагноза «туберкулез», «лепра» с последующим применением в клинической практике.

Конкретные цели:


  1. Путем микроскопии препаратов определять возбудителей туберкулеза по морфологическими и тинкториальным свойствам и отличать их от M.leprаe.

  2. Отличать микобактерии туберкулеза и лепры по культуральным свойствам, кордфактору при проведении бактериологической диагностики.

  3. Интерпретировать результаты микроскопического, бактериологического, биологического, аллергологического методов диагностики.

  4. Выбрать препараты для микробиологической диагностики и специфической профилактики туберкулеза.


Теоретические вопросы темы


  1. Морфологические и тинкториальные свойства возбудителей туберкулеза и лепры.

  2. Культуральные и другие биологические свойства патогенных микобактерий.

  3. Патогенез заболевания туберкулезом и лепрой.

  4. Методы микробиологической диагностики туберкулеза и лепры

  5. Препараты, которые используются для микробиологической диагностики и специфической профилактики.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Источники информации

Рекомендуемая литература:





  1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. Учебник. «Специальная литература», 1998. - С. 437-448.

  2. Мікробіологічна діагностика бактеріальних інфекцій: Навчальний посібник / Під. ред. М.В. Жадінського, І.М. Щукіна, О.А. Слюсарева. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2007. – С.91-100.

  3. Кривошеин Ю.С., Пяткин К.Д. и др. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии и лабораторной диагностике инфекционних заболеваний.-1986. -С. 160-168.

  4. Учебное пособие по частной микробиологии и вирусологии с протоколами практических занятий для студентов всех факультетов (Донецк) .-2000.

  5. Лекционный материал.


Дополнительная литература:


  1. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология.-1980.-С.343-353.

  2. Пяткин К.Д., Кривошеїн Ю.С. «Мікробіологія з вірусологією та імунологією К.»Вища школа»1992 С.125-130.

При работе с литературой лучше усвоить материал Вам поможет граф логической структуры.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика туберкулеза»


Исследуемый материал




МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ





МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ

БАКТЕРИО-ЛОГИЧЕСКИЙ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

АЛЛЕРГОЛОГИЧЕСКИЙ




МИКРОСКОПИЯ ИССЛЕДУЕМО-ГО МАТЕРИАЛА

ЗАРАЖЕНИЕ МОРСКОЙ СВИНКИ

ПРОБА МАНТУ



ПОСТАНОВКА РПГА, РСК







МЕТОДЫ НАКОПЛЕНИЯ (ГОМОГЕНИ

ЗАЦИЯ, ФЛОТАЦИЯ)


ВСКРЫТИЕ ТРУПА








МИКРОСКОПИЯ ПРЕПАРАТА

МИКРОСКОПИЯ МАЗКОВ-ОТПЕЧАТ-КОВ ИЗ ОРГАНОВ






МИКРО

СКОПИЯ ПРЕПАРАТА


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ





КУЛЬТУ

РАЛЬНЫЕ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ




ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА МИКРОБОВ





УСТАНОВЛЕНИЕ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ



Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты микроскопируют мазки приготовленные из мокроты больного туберкулезом легких. Самостоятельно готовят мазок из обезвреженной мокроты больного туберкулезом легких, осваивают новый метод окраски по Цилю-Нильсену. Студенты изучают разновидности туберкулинов, вакцину БЦЖ, знакомятся со средами для культивирования микобактерий туберкулеза. На протяжении занятия студенты решают задачи №180-184 из «Задания для самостоятельной работы студентов по курсу общей и частной микробиологии», заполняют схему микробиологической диагностики туберкулеза в «Учебном пособии по частной микробиологии, вирусологии и иммунологии» (Донецк, 2001).-С. 39-43. Студенты рисуют возбудителей лепры с таблиц. Преподаватель проверяет правильность заполнения схем, рисунков микроскопической картины при изучении препаратов с возбудителями туберкулеза, лепры. В конце занятия проводится тестовый контроль и подписываются протоколы.


Тема №19: «Возбудители сифилиса,