Файл: Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическим занятиям по микробиологии Модуль 2, 3 Частная микробиология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рекомендуемая литература:

Источники информации

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

Тема№15: «Возбудители бактериальной дизентерии, холеры.

Микробиологическая диагностика»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Правильно собрать исследуемый материал для проведения микробиологической диагностики дизентерии, холеры и направить его в соответствующую лабораторию.

Теоретические вопросы темы

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Возбудители бактериальной дизентерии. Микробиологическая диагностика»

ПОДВИЖНОСТЬ АНТИ-ГЕННЫЕ

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ВИЯВЛЕНИЕ АНТИТЕЛ К ШИГЕЛЛАМ

РЕАКЦИЯ АГГЛЮТИНАЦІИИ ТИПА ВИДАЛЯ РЕАКЦИЯ ПАССИВНОЙ ГЕМАГГЛЮТИНАЦИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика сибирской язвы »

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Тема № 18 «Патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры»

Рекомендуемая литература:

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Содержание обучения

Методика проведения занятия

АКТУАЛЬНОСТЬ| ТЕМЫ

цели обучения

Теоретические вопросы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительная литература

1. К.Д. Пяткин, Ю.С. Кривошеин “Микробиология”, Г., “Медицина”, 1980, С.227-244.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы темы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендуемая литература:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема №27: «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов»

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Теоретические вопросы темы:

Содержание обучения

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА МИКРОБОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОСПИТАЛЬНОГО ШТАММА МИКРОБОВ (АНТИБИОТИКОГРАММА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ФАГОГРУППЕ, ДРУГИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА)

ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ



ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ




ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ВОЗБУДИТЕЛЯ


ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ



Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты выполняют самостоятельную работу: микроскопируют мазки из бруцелл, возбудителей сибирской язвы и из патологического материала больного сибирской язвой; учитывают реакции агглютинации Райта и термопреципитации Асколи, делают выводы и оформляют протокол. В ходе занятия студенты решают ситуационные задачи из пособия: “Задания для самостоятельной работы студентам высших медицинских учебных заведений III- IV уровня аккредитации”. Заполняют схемы лабораторной диагностики бруцеллеза и сибирской язвы в учебном пособии. Заканчивается занятие итоговым тестовым контролем.

Тема №17: «Возбудители чумы и туляремии. Микробиологическая диагностика»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Чума – особо опасное инфекционное заболевание. В Украине оно не регистрируется, однако в ряде стран Африки, Южной Америки показатель заболеваемости еще очень значительный и нет гарантии, что вспышка этого грозного заболевания не может возникнуть и в нашей стране. Кроме того, возбудители чумы могут быть использованы в качестве бактериологического оружия. Поэтому каждый врач должен хорошо знать свойства этого микроба, уметь оценивать результаты лабораторного исследования на чуму и проводить соответствующие мероприятия по недопущению распространения этого заболевания.

Туляремия – зооантропоноз, вызванный Francisella tularensis, который сопровождается общей интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатических узлов, кожи, слизистых оболочек и легких. Клиника зависит от входных ворот инфекции. Человек инфицируется контактно, алиментарно и аэрогенно. Минимальную инфицирующую дозу составляет одна микробная клетка.

Вследствие общности симптомов с сибирской язвой, гриппом, малярией, бруцеллезом, чумой решающую роль в дифференциальной диагностике этого заболевания играют микробиологические исследования. Работа с возбудителями чумы и туляремии проводится с
обязательным выполнением режима безопасности, регламентированного специальными инструкциями.


цели ОбУчения
Цель (общая): уметь использовать микробиологические методы исследования для установления микробиологического диагноза чумы и туляремии с последующим применением в клинической практике.
Конкретные цели:


  1. Выбрать методы микробиологической диагностики чумы и туляремии.

  2. Определять особенности морфологических и тинкториальных свойств возбудителей чумы и туляремии для микроскопической диагностики.

  3. Оценивать результаты методов микробиологической диагностики чумы и туляремии.



Теоретические вопросы темы


  1. Биологические свойства возбудителей чумы и туляремии.

  2. Особенности работы с исследуемым материалом при подозрении на чуму и туляремию.

  3. Методы микробиологической диагностики чумы, туляремии и оценка их результатов.


Содержание ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендуемая литература:
1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: СПб: Специальная литература, 1998.- С. 355-359, С. 364-367 .

2. Мікробіологічна діагностика бактеріальних інфекцій: Навчальний посібник / Під. ред. М.В. Жадінського, І.М. Щукіна, О.А. Слюсарева. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2007. – С.128-134, 143-147.

3. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология с вирусологией и иммунологией. К., Высшая школа, 1992. – С.221-226, С.237-240.

4. Учебное пособие по специальной микробиологии и вирусологии ( Донецк, 2008).- С. 23, 24, 29,30.

5. Лекционный материал.

Дополнительная литература:


  1. Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология: Учебник.- 2-е изд., перераб. и дополн.- М.: Медицина,1983.- С. 294-296, 311-314.


ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая

диагностика чумы»


Исследуемый материал



МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКРОСКОПИ-ЧЕСКИЙ

БАКТЕРИОЛОГИ-ЧЕСКИЙ

СЕРОЛОГИ-ЧЕСКИЙ

БИОЛОГИ-ЧЕСКИЙ




МИКРОСКОПИЯ ПРЕПАРАТОВ ИЗ ИССЛЕДУЕМОГО МАТЕРИАЛА




ВЫДЕЛЕ

НИЕ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ МИКРОБОВ ИЗ ИССЛЕДУЕМОГО МАТЕРИА-ЛА

ВЫЯВЛЕНИЕ АНТИТЕЛ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ БОЛЬНОГО В РПГА, РИФ (непрямая), ИФА

ВВЕДЕНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО

МАТЕРИАЛА МОРСКОЙ СВИНКЕ














ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ







СВОЙСТВА ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ МИКРОБОВ



ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ




АНТИГЕН

НЫЕ

ТОКСИ

НООБРАЗОВАНИЕ


КУЛЬТУ-РАЛЬНЫЕ

БИОХИМИЧЕСКИЕ


ФАГО-ЛИЗИС


ПАТОГЕН-НОСТЬ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ





ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ВОЗБУДИТЕЛЯ

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика туляремии»


ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ

ИСЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ




МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ



БИОЛОГИЧЕСКИЙ


БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ


СЕРОЛОГИ-ЧЕСКИЙ

АЛЛЕРГОЛОГИ-ЧЕСКИЙ

КИЙНИЙ






ИНФИЦИРОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМЫМ МАТЕРИА-

ЛОМ ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ АНТИТЕЛ В РАЗВЕРНУТОЙ РА С ТУЛЯРЕМИЙНЫМ ДИАГНОСТИКУМОМ, РПГА С ЭРИТРОЦИТАРНЫМ ДИАГНОСТИКУМОМ