Файл: Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическим занятиям по микробиологии Модуль 2, 3 Частная микробиология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рекомендуемая литература:

Источники информации

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

Тема№15: «Возбудители бактериальной дизентерии, холеры.

Микробиологическая диагностика»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Правильно собрать исследуемый материал для проведения микробиологической диагностики дизентерии, холеры и направить его в соответствующую лабораторию.

Теоретические вопросы темы

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Возбудители бактериальной дизентерии. Микробиологическая диагностика»

ПОДВИЖНОСТЬ АНТИ-ГЕННЫЕ

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ВИЯВЛЕНИЕ АНТИТЕЛ К ШИГЕЛЛАМ

РЕАКЦИЯ АГГЛЮТИНАЦІИИ ТИПА ВИДАЛЯ РЕАКЦИЯ ПАССИВНОЙ ГЕМАГГЛЮТИНАЦИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика сибирской язвы »

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Тема № 18 «Патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры»

Рекомендуемая литература:

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Содержание обучения

Методика проведения занятия

АКТУАЛЬНОСТЬ| ТЕМЫ

цели обучения

Теоретические вопросы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительная литература

1. К.Д. Пяткин, Ю.С. Кривошеин “Микробиология”, Г., “Медицина”, 1980, С.227-244.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы темы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендуемая литература:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема №27: «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов»

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Теоретические вопросы темы:

Содержание обучения

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА МИКРОБОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОСПИТАЛЬНОГО ШТАММА МИКРОБОВ (АНТИБИОТИКОГРАММА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ФАГОГРУППЕ, ДРУГИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА)

ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Цель (общая): Уметь оценить уровень бактериального загрязнения объектов окружающей среды патогенными и условно-патогенными микроорганизмами и определить их опасность для человека.
Конкретные цели:


  1. Выбрать санитарно-показательные микроорганизмы для определения бактериального загрязнения воды, почвы, воздуха, пищевых продуктов и др.

  2. Собрать исследуемый материал для проведения санитарно-микробиологических исследований среды пребывания микроорганизмов.

  3. Оценить результаты санитарно-бактериологических исследований: воды (микробное число, коли-титр, коли-индекс) почвы (микробное число, коли-титр, перфрингенс-титр) воздух (микробное число, качественный состав его микрофлоры) пищевых продуктов (микробное число, наличие протея, сальмонелл, анаэробов).

  4. Оценить меру эпидопасности микроорганизмов, выявленных при обследовании объектов окружающей среды, для человека.


Теоретические вопросы темы


  1. Распространение микробов в окружающей среде.

  2. Микрофлора человека и его значение. Дисбиоз.

  3. Санитарная микробиология и ее значение.

  4. Санитарно-показательные микроорганизмы.

  5. Санитарно-микробиологическое исследование почвы, воды, воздуха, продуктов питания и др.

  6. Вода, почва, воздух как факторы и путь распространения инфекционных заболеваний.



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендованная литература:


  1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.-Учебник.-Спб:»Специальная литература», 1998.-С.107-126.

  2. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология. Киев - «Высшая школа» 1992.-С.71-89.

  3. Мишин В.В., Гриценко Л.З. Методические указания по санитарно-бактериологическим исследованиям объектов внешней среды (под ред. Проф. Кондратенко Г.П.).Донецк.1990 45с.

  4. Лекция.


ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Экология микроорганизмов. Микрофлора организма человека. Основы санитарной микробиологии»

Санитарно-микробиологическое исследование воды


Исследуемый материал

МИКРОБНОЕ ЧИСЛО ВОДЫ

КОЛИ-ТИТР И КОЛИ -ИНДЕКС

ИНДЕКС ЭНТЕРОКОККА

ВЫЯВЛЕНИЕ ПАТОГЕННЫХ БАКТЕРИЙ КИШЕЧНОЙ ГРУППЫ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ





Санитарно-бактериологическое исследование воздуха

ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ (воздух закрытого помещения)



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАТЕРИЙ ВОЗДУХА ПОМЕЩЕНИЯ

КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ МИКРОФЛОРЫ ВОЗДУХА








ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОБНОГО ЧИСЛА,КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В 1м3 ВОЗДУХА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНИТАРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ МИКРОБОВ СТАФИЛОКОККОВ, СТРЕПТОКОККОВ






ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ВЫВОДЫ





Санитарно-микробиологическое исследование почвы

ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ (образец почвы)




МИКРОБНОЕ ЧИСЛО ПОЧВЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИ-ТИТРА ПОЧВЫ




ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАТОГЕННЫХ МИКРОБОВ ПОЛУЧЕННЫХ В ПОЧВЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРФРИНГЕНС-ТИТРА ПОЧВЫ









ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ





ВЫВОДЫ


Санитарно-бактериологическое исследование пищевых продуктов

ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ




МЯСО, МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ

МОЛОКО



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА МИКРООР-ГАНИЗМОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ, ПРОТЕЯ, САЛЬМОНЕЛЛ, АНАЭРОБОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОБНОГО ЧИСЛА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИ-ТИТРА






ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ







ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты решают ситуационные задачи №№219-223 из „ Задач для самостоятельной работы студентов с курсом общей и специальной микробиологии ” Студенты выполняют самостоятельную работу: изучают принцип действия аппарата Кротова; проводят посев воздуха учебной лаборатории методом осаждения по Туржецкому; проводят количественный учет микроорганизмов на МПА; готовят мазки-отпечатки колбасных изделий, окрашивают по Граму, микроскопируют. Студенты оформляют протокол практического занятия, делают зарисовки микроскопической картины. В конце занятия преподаватель проверяет качество усвоения учебного материала с помощью набора тестов формата А.
Тема №29: «Клиническая микробиология. Госпитальная инфекция»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Подготовка врача на медицинских факультетах требует от кафедры микробиологии решения разноплановых задач. Наряду с необходимостью дать студентам глубокие фундаментальные знания по проблемам микробиологии, вирусологии и иммунологии, кафедра должна вооружить будущего врача знанием тех возможностей, которые дает наша специальность для решения конкретных лечебно-диагностических задач. В этой связи традиционно сложившийся принцип преподавания «от возбудителя» не отвечает основной целевой установке. Ведь в практической деятельности чаще приходится решать не задачу выделения того или иного конкретного возбудителя, а исследовать патологический материал, который может содержать возбудителей, относящихся к самым разным видам. Важность подобного рода задач неуклонно возрастает по мере расширения круга вопросов микробиологической диагностики в неинфекционной клинике. Этому способствует значительная распространенность гнойно-воспалительных заболеваний (ГВЗ), в том числе внутрибольничных инфекций, изменение этиологической структуры и чувствительности выделяемых микробов к антибиотикам. Вот почему одной их актуальных проблем преподавания микробиологии является сегодня проблема преподавания «от патологического материала». Именно в этом, на наш взгляд, состоит основная задание преподавания клинической микробиологии. По такому принципу и построено практическое занятие. Решение конкретной диагностической задачи создает положительную мотивационную ситуацию, повышает ответственность за правильность решения, стимулирует активную самостоятельную работу.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Цель (общая): уметь использовать микробиологические методы исследования для постановки микробиологического диагноза гнойно-воспалительных заболеваний с последующим применением в клинической практике.
Конкретные цели:


  1. произвести отбор и доставку в бактериологическую лабораторию патологического материала от больных с ГВЗ;

  2. оценить результаты определения количества микроорганизмов в 1г ткани или в 1мл исследуемого материала;

  3. оценить результаты выделения чистой культуры микробов из клинического образца с определением их видовой принадлежности;

  4. оценить результаты определения чувствительности к антибиотикам.


Теоретические вопросы


  1. Правила взятия проб на исследование от больного с ГВЗ и доставки материала в бактериологическую лабораторию.

  2. Определение количества микроорганизмов в 1г ткани.

  3. Этапы выделения чистой культуры микробов- инфектантов.

  4. Принципы определения видовой принадлежности микробов-инфектантов.

  5. Методы определения чувствительности микробов-инфектантов к антибиотикам.

  6. Госпитальные штаммы микроорганизмов, их характеристика.



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендуемая литература:


  1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.-Учебник.-СПб:»специальная литература», 1998.-С.348-354; 435-437; 524-528.

  2. Микробиологическая диагностика бактериальных инфекций: Учебное пособие/ под ред. Н.В. Жадинского, И.Н. Щукина, А.А. Слюсарева. Донецк.:ДонНУЭТ, 2007.-С.3-6; 11-14;37-38;64-65; 70-72; 187-189; 201-203.

  3. Маянский А.Н. Микробиология для врачей.-Н.Новгород.:НГМА,1999

  4. Лекция


Дополнительная литература:


  1. Скала Л.З., Сидоренко С.В., Нехорошева А.Г. и др. Практические аспекты современной клинической микробиологии.-Тверь:ООО «издательство Триада», 2004.


Во время работы с литературой для лучшего усвоения содержания обучения используйте граф логической структуры темы.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Клиническая микробиология. Госпитальная инфекция»


ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ



МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ