Файл: Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическим занятиям по микробиологии Модуль 2, 3 Частная микробиология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рекомендуемая литература:

Источники информации

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

Тема№15: «Возбудители бактериальной дизентерии, холеры.

Микробиологическая диагностика»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Правильно собрать исследуемый материал для проведения микробиологической диагностики дизентерии, холеры и направить его в соответствующую лабораторию.

Теоретические вопросы темы

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Возбудители бактериальной дизентерии. Микробиологическая диагностика»

ПОДВИЖНОСТЬ АНТИ-ГЕННЫЕ

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ВИЯВЛЕНИЕ АНТИТЕЛ К ШИГЕЛЛАМ

РЕАКЦИЯ АГГЛЮТИНАЦІИИ ТИПА ВИДАЛЯ РЕАКЦИЯ ПАССИВНОЙ ГЕМАГГЛЮТИНАЦИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика сибирской язвы »

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Тема № 18 «Патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры»

Рекомендуемая литература:

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Содержание обучения

Методика проведения занятия

АКТУАЛЬНОСТЬ| ТЕМЫ

цели обучения

Теоретические вопросы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительная литература

1. К.Д. Пяткин, Ю.С. Кривошеин “Микробиология”, Г., “Медицина”, 1980, С.227-244.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы темы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендуемая литература:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема №27: «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов»

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Теоретические вопросы темы:

Содержание обучения

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА МИКРОБОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОСПИТАЛЬНОГО ШТАММА МИКРОБОВ (АНТИБИОТИКОГРАММА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ФАГОГРУППЕ, ДРУГИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА)

ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ




ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Патогенные простейшие»


МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ




МИКРОСКОПИ-ЧЕСКИЙ

ПАРАЗИТОЛО-ГИЧЕСКИЙ

СЕРОЛОГИ-ЧЕСКИЙ

БИОЛОГИ-ЧЕСКИЙ

АЛЛЕРГОЛО-ГИЧЕСКИЙ

ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРЕПАРАТОВ, ОКРАСКА (ПО РОМАНОВСКОМУ И ДР.), МИКРОСКОПИЯ

ПОСЕВ ИССЛЕДУЕ-МОГО МАТЕРИАЛА В ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНТИТЕЛ К ПРОСТЕЙШИМ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ ОБСЛЕДУЕМО-ГО В РСК, РИФ

ПОСЕВ ИССЛЕДУЕ-МОГО МАТЕРИАЛА В ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ

ЗАРАЖЕ-НИЕ ЖИВОТ-НЫХ, КУРИНОГО ЭМБРИОНА

ПОСТА-НОВКА АЛЛЕРГИ-ЧЕСКОЙ ПРОБЫ

ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЗБУДИТЕЛЯ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗБУДИТЕЛЯ

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ВЫДЕЛЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЗБУДИТЕЛЯ

ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА













МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты изучают классификацию заболеваний, вызываемых патогенными простейшими, выполняют самостоятельную работу: микроскопируют препараты из простейших, окрашенные по Романовскому, заполняют схемы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых простейшими, изучают препараты для проведения аллергологического и серологического методов диагностики.

Тема №27: «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов»




Актуальность темы


Риккетсиозы – группа острых трансмиссивных заболеваний, которые вызываются риккетсиями и характеризуются генерализованным васкулитом, кожными высыпаниями, поражением ЦНС.

Из всех спорадических заболеваний, которые встречаются в Украине, это не эпидемический сыпной тиф, а болезнь Брилла. Заболевание как правило, регистрируется у людей пожилого возраста, в анамнезе которых отмечался раньше перенесенный сыпной тиф. В семьях, в которых возникла болезнь Брилла, при эпидемиологических обследованиях педикулез чаще всего не выявляется. Поэтому для постановки правильного диагноза, лечения и разработки мер профилактики риккетсиозов, необходимо знать свойства возбудителя и нужно уметь провести микробиологическое исследование.

Цели обучения

Цель (общая): Уметь использовать микробиологические методы исследования для постановки микробиологического диагноза «Риккетсиоз» с последующим применением в клинической практике.


Конкретные цели:





  1. Выбрать адекватные методы микробиологической диагностики заболеваний, вызванных риккетсиями.

  2. Интерпретировать результаты РПГА, РА, РСК, РИФ, ИФА при проведении серологического метода диагностики риккетсиозов.

  3. Оценить результаты биологического метода диагностики риккетсиозов.



Теоретические вопросы темы:





  1. Морфологические и тинкториальные свойства риккетсий.

  2. Серологический метод микробиологической диагностики риккетсиозов, на примере сыпного тифа.

  3. Биологический метод микробиологической диагностики сыпного тифа.


Содержание обучения


Источники информации

Рекомендуемая литература:


1. Коротяев А.И., Бабичев С.А., Медицинская микробиология, иммунология и вирусология; СПб: «Спецлитература», 1998.-С.448-462


2. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология. – К.: Высшая школа, 1992-С.316-325.

3. Кривошеин Ю.С.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии.-К.:Вища школа., 1996.-С. 182-186.

4. Лекция «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов».
При работе с литературой для лучшего усвоения содержания обучения воспользуйтесь граф логической структуры темы.
Граф логической структуры темы: «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов»







Постановка микробиологического диагноза

Морские свинки

Аллергологический





Постановка РА, РСК, РНГА, РИФ, ИФА

Постановка аллергической пробы





Определение диагностического титра атител в динамике

Изменения во внутренних органах, скротальный феномен


Оценка результатов


Методика проведения занятия



Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты выполняют самостоятельную работу по постановке РПГА с эритроцитарным сыпнотифозным диагностикумом. В ходе занятия студенты заполняют схему лабораторной диагностики риккетсиозов в учебном пособии, решают ситуационные задачи из пособия «Задания для самостоятельной работы студентам высших медицинских учебных заведений 3-4 уровней аккредитации». Завершается занятие итоговым тестовым контролем.


Тема №28: «Экология микроорганизмов. Микрофлора организма человека. Основы санитарной микробиологии»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Микроорганизмы повсюду распространены в окружающей среде. Они находятся в почве, воде, воздухе, на растениях, пищевых продуктах, предметах, в организме человека и животных. Сложные взаимосвязи микроорганизмов со средой, которые предопределяют их размножение, развитие и выживание, изучает – экология.

Изучение экологии микроорганизмов служит основой для понимания явлений паразитизма, механизма возникновения зоонозных заболеваний, в особенности тех, которые характеризуются природной очаговостью, а также для разработки практических мероприятий в борьбе с разными инфекционными заболеваниями.

Микрофлора организма человека - результат взаимного приспособления микроорганизмов и макроорганизма в процессе эволюции. Большая часть бактерий постоянной микрофлоры организма человека приспособилась к жизни в определенных его отделах. Кроме того, существуют микроорганизмы, которые составляют непостоянную (случайную) микрофлору. Микрофлора организма человека непостоянна, ее видовой состав варьируется, в зависимости от возраста, питания и состояния макроорганизма. Глубокие изменения испытывает микрофлора организма человека при разных заболеваниях. Нарушение видового состава нормальной микрофлоры под влиянием инфекционных и соматических заболеваний, а также в результате нерационального использования антибиотиков приводит к состоянию дисбактериоза, который характеризуется изменением соотношения разных видов бактерий.

Микрофлору окружающей среды изучает санитарная микробиология, заданиями которой являются: разработка методов микробиологических и вирусологических исследований почвы, воды, воздуха, предметов быта, пищевых продуктов и др; изучение источников загрязнения окружающей среды микрофлорой, которая представляет опасность для человека; исследование жизнедеятельности микроорганизмов в окружающей среде; определение нормативов для гигиеничной оценки объектов окружающей среды, в том числе пищевых продуктов (по микробиологическим показателям); обоснование мер по оздоровлению объектов окружающей среды и контроль за эффективностью их выполнения.